МОДЕЛЬ ЛЕТАЮЩЕГО АЭРОПЛАНА; общий вид
В. АРРИССОН. чертежи автора, снимки М. БРЯНЦЕВА.
Бумаги чертежной (ватманской или слоновой) | 1½ листа. |
Фанерной переклейки 3-х мм., | ½ кв. метра (поллиста). |
Сосновый брусок. | 300 × 34 × 15 мм. |
Реек ясеневых (или соснов.) | 5 × 11 мм. 2½ метр. |
Бумаги обыкновен. (плотной) | ¾ кв. метра. |
Проволоки 2½ мм. железной (отожженной) — | ½ метра. |
Клею столярного. | ¼ фун. |
Булавок. | 25 шт. |
Резины нитяной 2-х мм — | 12 метр. |
Гвоздей мелких (½ дюйм) | ⅛ ф. |
Гаечек жел. 3-х мм | 1 шт. |
Аллюминиевая пластинка | 35 × 35 мм. толщ. 1 мм. 1 шт. |
Острый перочинный нож. | |
Ножницы. | |
Плоскогубцы (или круглогубцы) | |
Лобзик с пилками для дерева. |
Фюзеляж состоит из двух труб (1а и 1б) плотно вдвигаемых одна в другую. Передняя служит для установки в ней резинового мотора с пропеллером и прикрепления шасси и крыла. Задняя несет хвостовое оперение и костыль.
Трубы изготовляются из плотной чертежной бумаги (ватманской или слоновой) наворачиванием листа бумаги на жидком столярном клею на круглую палку (напр, метловище), при чем для задней трубы фюзеляжа палка должна быть конической, т.-е. постепенно суживающейся к концу. Желательна небольшая коничностъ и передней трубы. Так, например, для передней части фюзеляжа удобными размерами толщины палки, т.-е. диаметра трубы будут:
У одного конца 30 мм, у другого — 26 мм;
Для задней части — у одного конца 30 мм, у другого — 20 мм.
ОСНОВНЬЕ ЧЕРТЕЖИ МОДЕЛИ АЭРОПЛАНА: вид спереди, сверху и сбоку (черт. 1). В кружках — обозначение отдельных частей: 1 — фюзеляж; 2 — крыло; 3 — руль высоты; 4 — руль направления; 5 — шасси; 6 — резиновый мотор; 8 — костыль; 1-а — передняя часть фюзеляжа; 1-б — задняя часть; 5-а — дуги шасси; 5-б — полозья; 5-в — колеса; 5-г — распорка.
Наворачиваемые листы бумаги имеют форму трапеции с размерами, указанными на чер. 2 (а) для передней трубы, (б) для задней. Покрыв ровным слоем клея (не густого) заштрихованную часть, накладывают палку вдоль обреза чистого края бумаги и осторожно наворачивают ее, следя за тем, чтобы слои бумаги плотно прилегали друг к другу и по мере навертки, разглаживая их руками, чтобы просочившийся клей не приклеил трубу к палке, нужно проложить вдоль последней бумажную полоску в том месте, где начинается склейка.
ТРУБЫ ФЮЗЕЛЯЖА В РАЗВЕРНУТОМ ВИДЕ (черт. 2). Они делаются из бумаги, выкроенной по форме трапеции: а — передняя часть, б — задняя часть. 3аштрихованные части намазываются клеем
Так как размеры имеющейся под рукой палки могут несколько отличаться от вышеприведенных, лучше навернуть вырезанный кусок бумаги на палку сначала без клея, и посмотреть, окажется ли конечный обрез бумаги направленным строго вдоль палки, потому что только при таких условиях получится ровная и прочная труба.
Навернув весь лист, тщательно разглаживают трубу и, не снимая ее с палки, а лишь провернув последнюю несколько раз внутри трубы в направлении завертки, чтобы обеспечить хорошую склейку внутренней поверхности, обертывают плотно трубу газетным листом, как бы продолжая наворачивание и оставляют таким образом просохнуть 30—40 мин. После этого палку вынимяют и, не разворачивая газеты, дают трубе просохнуть еще полчаса. Затем освобождают ее от газеты и ставят на окончательную просушку в теплое место, вставив палку снова внутрь, чтобы предохранить трубу от коробления. До тех пор, пока труба основательно не просохнет (на что требуется 2-3 часа), ни в коем случае нельзя устанавливать мотор и закреплять к ней прочие части модели. После просушки острым ножом аккуратно срезают (на палке) края труб так, чтобы получились чистые обрезы, размерами 560 мм и 290 мм.
Если под рукой не имеется палок указанных размеров, можно пользоваться любыми размерами, близкими к вышеприведенным, но следить за тем, чтобы после обрезки задний конец передней трубы плотно входил бы миллиметров на 50 в передний конец задней трубы. На толщину стенок надо полагать 1½-2 мм.
Остов "свободнонесущего" крыла (чер. 3, А) состоит из двух лонжеронов, переднего и заднего, на которые нанизаны 10 одинаковых нервюр-ребрышек, одна из которых изображена отдельно на чер. 3 Б и Г. Для прочности лонжероны связываются раскосиками (чер. 3, Е) подклеиваемыми бабышками (3, Ж). По контуру крыло обклеивается передним, задним и боковым ободками.
УСТРОЙСТВО КРЫЛА (черт. 3); а — скелет всего крыла: б — детали нервьюры чертежа; в — устройство шаблона для изготовки нервьюры; г — внешний вид нервьюры; д — разрез переднего (слева) и заднего (справа) лонжеронов.
Лонжероны изготовляются из длинных сосновых или ясеневых реек (лучше ясень) размерами:
передний | 1000 × 11 × 5 мм |
(можно одинаковые) | |
задний | 1000 × 10 × 5 мм. |
Верхние грани обоих лонжеронов скошены на ½ мм, можно даже немного побольше до ¾ мм, как это показано на чер. 3Д, нижняя же грань скошена только у переднего на ½ мм. Концы лонжеронов сведены на конце (чер. 4а) с прорезами для вклейки картонных боковых ободков (4б). Прорезы, чтобы не повредить концов, удобно сделать лобзиком
ДЕТАЛИ УСТРОЙСТВА КРЫЛА (черт. 4): а — концовая часть лонжерона: б — боковой ободок крыла; в — общий вид собранного крыла.
Нервьюры состоят из двух картонных палочек (3Г) и деревянных распорочек. Палочки вырезываются полосками шириною в 7 мм и длиною верхняя 183, нижняя 191 мм, из тонкого картона или, если такового под руками не имеется, из склеенной втройне чертежной бумаги. Распорочки (чер. 3Б и Г 1, 2 и 3) выпиливаются лобзиком из 5 милиметровой фанерной переклейки на которой сначаля намечается очертание нервьюры по чер. 3Б целиком, а потом последняя распиливается на части. Очертание нервьюры строится так: проводится прямая длиною в 180 мм и делится на 9 равных частей по 20 мм. В точках деления вверх откладываются отрезки согласно цифрам, указанным в соответствующих делениях на чер. 3Б снизу и сверху нервьюры, принимая, однако, во внимание нервьюры (т.-е. распорок с полками). Поэтому если, например, толщина каждой палочки равна 1 мм, то в делениях придется откладывать:
№1 | №2 | №3 | |
не 1 и 11 | 3 и 14 | 4 и 16 | мм и т. д |
вместо этого | |||
2 и 10 | 4 и 13 | 5 и 15 | мм и т. д |
т.е., увеличивая нижний ряд цифр на 1 мм и настолько же уменьшая верхний ряд. Полученные и дадут требуемые очертания полочек, соединенных вместе так, как они расположены в собранной нервьюре. Выпилив и разрезав их по чертежу 3Б, можно пользоваться каждой полочкой, как шаблоном, по которому изготовить и остальные 27 шт., всего требуется по числу нервьюр 3 × 10 30 шт. Для двух предпоследних (с краев) нервьюр в средней полочки (отмеченной на чер. 3В цифрой 2) придется сделать еще прорезы, чтобы пропустить раскосики т. п. (чер. 3А).
Для облегчения изготовления нервьюр весьма удобно пользоваться шаблоном (чер. 3В), выпиленным из доски (размеры на чер.). На доске прочерчивается прямая а б длиною в 180 мм (равная ширине крыла, т.-е. длине нервьюры), и над нею, описанным выше способом, наносятся очертание нижней поверхности нервьюры по чер. 3Б. Если теперь сделать в доске вырез по кривой, то и получится изображенный на чер. 3В шаблон, весьма облегчающий изготовление нервьюр, заключающейся в следующем: на шаблон накладывается более короткая полочка 18 мм и к ней приклеиваются строго по чер. 3Б три распорочки, оставляя между ними промежутки "в" и "з" по 6 мм — для лонжеронов. Поверх распорок наклеивается верхняя полочка (183 мм) и, обвязав осторожно нервьюру с шаблоном ниткой, дают просохнуть минут 10, после чего снимают и приступают к изготовлению следующей. Для склейки нервьюр клей (столярный) должен быть погуще, чтобы быстрее схватываться.
Раскосики вырезываются из сосновых (или ясеневых) реек в виде брусков толщиною в 5 мм, шириною в 8 мм и длиною по чертежу 3Е, четыре коротких и два длинных. К лонжерону они подклеиваются посредством сосновых бабышек (3Ж) призматической формы толщиною в 8 мм.
Боковые ободки вырезываются по чертежу 4б из картона (толщ. в 1 мм) или из склеенной вчетверо чертежной бумаги.
Передний и задний ободки представляют собой полоски чертежной бумаги, длиною в 840 мм и шириною в 40 мм.
Заготовив все части крыла, можно приступить к его сборке, руководствуясь чертеж. 3А. Наметив предварительно карандашом на лонжеронах те места, к которым должны быть приклеены нервьюры, нанизывают осторожно последние, подклеивая каждую клеем (погуще) и закрепляют тоже на густом клею бабышками распорочки. После этого вклеиваются в прорезы лонжеронов носки и хвостики крайних нервьюр, боковые ободки и, наконец, передняя и задняя кромки крыла обклеиваются соответствующими ободками. В собранном виде часть крыла изображена на чер. 4в.
По просушке, остов крыла обклеивается по нервьюрам и ободкам с обоих сторон плотной обыкновенной бумагой (писчей). Требуемая для обклейки вырезка получится очерчиванием карандашом контура крыла, положенного на бумагу. По размерам обе вырезки и верхняя, и нижняя могут быть одинаковы. Обтянутое с обеих сторон крыло вторично обклеивается по ободкам полоской (15—20 мм) тонкой бумаги.
Основными частями остова руля высоты являются — длинная поперечная ясевевая или сосновая балочка "а", вклеиваемая в соответствующий вырез в трубе хвостовой части фюзеляжа, и сквозная балочка "б", проходящая сквозь стенки той же трубы. По концам обе балочки сходят на конце и имеют такие же вырезы, как и у лонжеронов крыльев, для вклейки ободков "т", которые, как и палочки "п", изготовляются из того же материала, что и боковые ободки крыльев.
РУЛЬ ВЫСОТЫ (черт.5): а и б — передняя и задняя деревянные балочки, составляющие остов руля высоты.
Заготовив все части, вырезывают в трубе гнездо для балочки "а" (5 × 8 мм) и окна для балочки "б" (5 × 5 мм), в которые и вклеивают густым клеем обе балочки. После просушки вставляют в прорезы на клею ободки "т" и оклеивают обе балочки сверху и снизу вдоль трубы палочками "п" (4 шт.). Затем, остается затянуть руль глубины сверху и снизу обыкновенной бумагой и окантовать узкими бумажными полосками (как крылья). Во избежание коробления лучше оклеивать каждую половину руля двумя отдельными кусками бумаги, сведя шов над балочкой "а".
Основая часть остова — вертикальная балочка "а" вырезанная из 5-ти мм фанерной переклейки, закрепляемая на клею в прорезах сделаных в стенке трубы по чертежу (6д), на 5 мм отступя от обреза. Внешний контур руля образуется проходящим сквозь прорезы балочки ободком "т" (картонным или из тройной бумаги), обхватываемым двумя поясками-полочкамн "п" (размеры на чер. тоже). Костыль (в) крепится в пазу между двумя пластинками (б) из 3-х мм фанеры переклейки.
РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ (черт. 6); а — вертикальная стойка служащая опорой руля, б — скрепляющие пластинки, в — костыль; г — устройство руля, д — деталь прикрепления костыля.
Закрепив балочку (а), вклеивают ободок (т) и обхватывающие пояски (п). После этого руль оклеивается с обеих сторон выкроенной по контуру бумагой, при чем в том месте, где полочки (п) соприкасаются с трубой, необходимо обшивку руля подклеить к самой трубе (для прочности), с каковой целью здесь припускается небольшой запас бумаги, миллиметров в 5, который и подклеивается под прямым углом к трубе. После обшивки 1 руль окантовывается (как выше) узкой полоской бумаги.
Когда руль затянут, с обеих сторон нижней части балочки (а) приклеиваются две пластинки (б), как на чер. 6д., и сколачиваются еше 2 булавками. Затем остается закрепить на булавочной оси костыль (в) и подвязать его шейку к пластинкам резиновой нитью (г), пропуская ее сквозь обшивку руля.
Шасси состоит из двух дуг с лыжами (а), выпиленными из 6-ти мм фанерной переклейки3).
УСТРОЙСТВО КРЫЛА {черт. 7); а — отдуга с лыжой, б и в — кольцовые насадки, г — распорка шасси; д — железная ось для колес; е — колесо; ж — втулка для него; з — колесо со втулкой; и — сечение дуг, лыж и распорки.
Передние и задние ноги дуг по краям зачищаются острым ножом и осколком стекла так, чтобы иметь в сечении профиль (п). Обе пары передних и задних ног приклеиваются и приколачиваются булавками (или мелкими гвоздиками) к трем кольцевым накладкам: двум задним (б) и (в) и одной передней, такой же, как (в), только с диаметром отверстия в 33 мм, к которой крепится передняя пара ног. Накладка (б) приклеивается у переднего обреза башмака задней ноги (см. чер. а ) накладка (в) у заднего обреза. Нижняя часть обеих дуг соединяется распоркой (г) на клею и булавках (см. чер. 1, 5 г.), края которой защищаются так же, как и ноги шасси (сечение "п"). Для большей прочности, как ноги шасси, так и распорка оклеиваются полотняной лентой.
Осью колес служит проволока (железная) толщиною в 2½ мм (д), продеваемая в соответствующие отверстия в нижней части дуг. Колеса выпиливаются из 5-ти мм фан. переклейки (е) с втулочками (ж) и в склеенном виде изображены в разрезе на чер. (3). Для того, чтобы колеса, одетые на ось не соскакивали, оба конца оси спиливаются напильником (д) и загибаются. Для предупреждения боковых перемещений оси она закрепляется накрепко к дугам ниточкой на сургуче.
Пропеллер вырезывается из сосновой доски, выбрав для этого прямослойный участок без сучков. Выпилив брусок 300 × 34 × 15 намечают на нем контур (А) с окружностью по середине (а) и вырезывают аккуратно по этому контуру заготовку (б). После этого осторожно начинают удалять острым ножом дерево для образования лопасти пропеллера (в). После грубой обрезки окончательную зачистку производят осколком стекла, пока не получится чистый пропеллер (г). Лопасти нужно стараться делать возможно тоньше, чтобы выиграть в весе, не переходя, однако, предела прочности.
В центре втулки пропеллера просверливается (заостренной проволокой) отверстие в 2½ мм для продевания оси мотора.
ПРОПЕЛЛЕР (черт.8): последовательность его изготовления и деталь укрепления на оси.
Перед окончанием зачистки лопастей необходимо проверить, одинаковы ли веса обоих лопастей. Для этого в отверстие втулки продевается иголка и проверяется, не перевешивается ли какая-либо лопасть. В случае обнаружения неравенства весов, придется счистить стеклом с более тяжелой лопасти несколько стружек, пока веса не уравняются. При обстружке и зачистке следить, чтобы углы наклона были одинаковы у обеих лопастей.
Наилучшей двигательной силой, для приведения во вращение пропеллера модели является тонкая 1½—2 мм нитяная резина, идущая на изготовление тяжей, авиационных аммортизаторов и т. п. Особенно хороша аммортизированная резина, обыкновенно заплетаемая в оболочку из льняных нитей в виде шнура толщиною от 1 до 3-х сант. и состоящего из 100-150 отдельных резиновых нитей4).
Мотор описываемой модели состоит из вставленной в переднюю трубу фюзеляжа, пряди (а) резиновых нитей, одетых на два крючка, из которых один неподвижный (г), другой же служит осью пропеллера (е).
РЕЗИНОВЫЙ МОТОР (черт. 9): а, б и в — три способа укрепления резиновых нитей, г — неподвижный крючок, д — деталь его установки, гд — ось пропеллера, ж и з — деталь укрепления ее.
Общая длина потребной для мотора резины при толщине нити в 2 мм должна быть около 12 метров. Если толщина нити меньше (напр., 1½ мм) то общая длина значительно больше (около 20 метров). Выгоднее всего, если прядь образована одной непрерывной нитью (а). Но обычно приходится пользоваться короткими нитями, соединяемыми в пучок. В этом случае, если длина каждой нити равна двойной длине пряди, получается одна завязка (б) на неподвижном крючке. Если же каждая нить короче, завязки приходится делать у обоих крючков (в). Количество нитей в пряди колеблется около 30 шт.
Крючки изготовляются из 1½ мм. проволоки (железной отоженной). В тех местах, где приходится резина, не лишне обмотать проволоку тряпкой, которая предохранит резину от порчи, благодаря соприкосновению с железом, а кроме того утолстит немного крючок, что тоже играет роль в отношении прочности так как на тонких крючках прядь быстрее рвется.
Для установки крючков служат:
1) С задней (неподвижной) стороны два склеиваемых и сколачиваемых кружка (д), между которыми в соответственно вырезанных гнездах зажимается один конец крючка (г, д), вставляются в трубу на клею.
2) С передней стороны аллюминиевый кружок, сколоченный с деревянным (ж), с отверстием для оси пропеллера, и маленькая гаечка (з) от болта в 3 мм, играющая роль шайбочки для уменьшения трения в оси пропеллера при вращении. За отсутствием аллюминия, кружок может быть вырезан из фанеры.
1) Увязав резиновые нити в прядь и собрав крючок (гд) чертежа 9, надевают на него прядь (обмотав предварительно крючок тряпкой) и пропускают ее с помощью привязанной к другому концу бечевки внутрь передней трубы фюзеляжа с более тонкого конца;
2) собрав на 3—4 гвоздиках аллюминиевый кружок с деревянным (ж), пропускают сквозь отверстие крючок (е) так, чтобы загнутая часть его находилась с деревянной стороны, поверх (с аллюминиевой стороны) одевают гаечку, насаживают на ось пропеллер и загибают спиленный конец проволоки, как это показано на черт. 8 д;
3) подтянув за бечевку прядь, одевают ее на обвязанный тряпочкой передний крючок; при сокращении резины крючек втягивается в трубу, кружок (ж) деревянной стороною входит плотно в обрез трубы, и мотор готов к действию;
4) через более узкую часть передней трубы одевают на нее кольцевыми накладками шасси и, пододвинув его на перед, закрепляют накладки булавками временно без клея;
5) насаживают заднюю трубу с хвостовым оперением и костылем;
6) подвешивают собранную таким образом модель без крыльев за ниточтку и, передвигая ее вдоль модели, ищут ее центр тяжести, который окажется в месте подвески нитки. В случае, если хвостовая часть модели перетяжелена, может оказаться, что центр тяжести будет находиться вне башмака за ним; тогда, освобождая булавки, нужно передвинуть шасси с накладками назад до тех пор, пока центр тяжести не окажется на расстоянии 30 мм от переднего обреза башмака. В этом положении накладки шасси снова закрепляются булавками;
7) подклеивают крыло к заднему башмаку так, чтобы середина последнего совпала с серединой расстояния между лонжеронами крыла, а выгнутая верхняя часть башмака шла вдоль средних нервьюр крыла, и усиливают крепление булавками; клеем смазывают как башмак, так и прилегающие к поверхности крыла накладки;
8) Если модель устойчиво планирует без завода спуск, можко окончательно закрепить на клею кольцевые накладки шасси и, после просушки, выпустить в самостоятельный полет.
Если окажется, что при испытании модель имеет стремление клевать носом, нужно передвигать шасси с крылом вперед до тех пор, пока не удастся добиться устойчивого полета. Если наоборот, модель при планировании задирает нос кверху, шасси с крылом отодвигается назад.
1) Практика работы научного кружка ОДВФ.
2) Во всех чертежах размеры указаны в миллиметрах.
3) Для постройки модели можно пользоваться лишь 3-х мм фан. переклейкой, склеивая несколько листов в тех случаях, когда требуется большая толщина (например, 6-ти мм 2 × 3 и т.д).
4) Если пользоваться для мотора модели аммортизаторной резиной, то надо иметь в виду, что, при вскрытии наружной оболочки для освобождения резиновых нитей, последние сокращаются почти вдвое. Поэтому, если, напр., для мотора требуется в данном случае длина нити, равная 450-480 мм, то аммортизаторный шнур должен быть длиною не меньше 800 мм.