Тобольские Епархиальные Ведомости, №4, 1882 год. РАЗНЫЯ ИЗВЕСТИЯ.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №4, февраль 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 78-82

РАЗНЫЯ ИЗВѢСТIЯ.


Приходскiй совѣтъ для контролированiя церковныхъ доходовъ. — Благочинный, протоiерей Iоаннъ Чижевскiй донесъ епархiальному начальству, что при выборѣ на должность церковнаго старосты къ харьковской Вознесенской церкви 21 iюля текущаго года, прихожане оной церкви предъявили ему свое желанiе контролировать дѣйствiя старосты по веденiю имъ прихода и расхода церковныхъ суммъ, и просили его объяснить имъ: возможно ли ихъ допустить къ этому. Благочинный объяснилъ имъ, что, на основанiи Высочаише утвержденной 17 апрѣля 1808 года инструкцiи церковнымъ старостамъ, они на то имѣютъ полное право. Такъ: 1) въ § 9 оной инструкцiи сказано: "по прошествiи каждаго мѣсяца, въ присутствiи священно церковно-служителей и почетнѣйшихъ изъ прихожанъ, буде они отъ того не отрекутся, староста высыпаетъ изъ ящиковъ и кружки накопившiяся деньги, и по надлежащемъ счетѣ и повѣркѣ, записываетъ въ данныя ему книги, сколько денегъ въ которомъ ящикѣ оказалось"; 2) въ § 10 сказано: "на семъ же основанiи, т е. по прошествiи каждого мѣсяца и въ присутствiи почетнѣйшихъ прихожанъ и священно-церковно-служителей, дѣлается свидѣтельство расходовъ, въ сiе время бывшихъ; такое свидѣтельствованiе прихода и расхода должно быть подписываемо всѣми особами, при семъ находившимися, т.-е. прихожанами, старостою и священно-церковно-служителями" (прим. къ § 10 инструк.), и 3) по § 12 "на старосту возлагаются покупки нужныхъ для церкви вещей, подряды, починки и постройки, но производить сiе надлежитъ ему не иначе, какъ съ предварительнаго согласiя священно-служителей и почетнѣйшихъ прихожанъ". По выслушанiи вышеприведенныхъ параграфовъ инструкцiи церковнымъ старостамъ, прихожане Вознесенской церкви просили его разрѣшить имъ, вмѣсто приглашенiя старостою каждый разъ почетныхъ прихожанъ, избрать изъ среды себя такихъ же прихожанъ, уполномочивъ ихъ постоянно присутствовать въ случаяхъ, указанныхъ въ §§ 9, 10 и 12 инструкцiи церковнымъ старостамъ. Не находя, съ своей стороны, въ желанiи прихожанъ никакого противорѣчiя съ помянутыми параграфами инструкцiи, онъ, благочинный, разрѣшилъ имъ избрать таковыхъ, съ согласiя причта и церковнаго старосты. Вслѣдствiе чего они и избрали въ уполномоченные 7 человѣкъ и составили приговоръ, въ коемъ изложили: въ общемъ нашемъ собранiи, въ присутствiи священно-церковно-служителей, разсуждая о благоустройствѣ нашего приходскаго храма и благосостоянiя причта, а также и въ видахъ огражденiя церковнаго старосты отъ всякихъ нареканiй, единодушно постановили: изъ избранныхъ лицъ учредить церковный совѣтъ, подъ предсѣдательствомъ настоятеля прихода. Совѣтъ этотъ, согласно указу Свят. Синода отъ 12 октября 1862 года за № 62, долженъ служить, какъ приходу, такъ и епархiальному начальству, поручителемъ въ цѣлости принадлежащихъ церкви суммъ и дѣйствовать въ предѣлахъ, указанныхъ въ инструкцiи церковнымъ старостамъ, въ указахъ Святѣйшаго Синода, распоряженiяхъ и предписанiяхъ епархiальнаго начальства. А потому совѣту этому поручить: 1) всѣмъ или, по крайней мѣрѣ по-очереди одному изъ членовъ онаго присутствовать при всѣхъ богослуженiяхъ во всѣ воскресные и праздничные дни, совмѣстно съ церковнымъ старостою, у свѣчнаго ящика, и вмѣстѣ съ нимъ опускатъ въ ящикъ, который долженъ быть запечатанъ церковною печатью, хранящеюся у настоятеля, вырученныя за свѣчи деньги и собранныя въ кошелекъ, а также и при выдачѣ старостою уполномоченному имъ сторожу свѣчъ для продажи въ буднiи дни и прiемѣ имъ отъ него вырученныхъ за оныя денегъ и собранныхъ вь кошелекъ; 2) во время отсутствiя церковнаго старосты, одинъ изъ членовъ совѣта долженъ замѣнять его, а другой — присутствовать, какъ сказано въ первомъ пунктѣ; 3) по окончанiи каждаго мѣсяца всѣмъ членамъ или, по крайней мѣрѣ, двумъ при священно-церковно-служителяхъ, на основанiи § 9 инструкцiи церковн. старост, и 146 ст. Уст. духовн. консисторiй, присутствовать при высыпкѣ старостою изъ ящиковъ и кружекъ накопившихся денегъ и, на основанiи § 10 той же инструкцiи, свидѣтельствовать расходъ, произведенный въ теченiе истекшаго мѣсяца; 4) въ это же время, на основанiи § 12 инстр. церк. стар., обсуждать мѣры къ увеличенiю церковныхъ доходовъ и о нуждахъ храма, и составлять предположенiя и смѣты къ потребнымъ подѣлкамъ, починкамъ и на другiе необходимые расходы съ тѣмъ впрочемъ, чтобы относительно расходованiя суммъ совѣтъ дѣйствовалъ въ предѣлахъ, указанныхъ въ опредѣленiи Святѣйшаго Синода отъ 16 сентября (7 октября) 1877 года за №80, а на расходъ свыше ста пятидесяти рублей испрашивалъ разрѣшенiе епархiальнаго начальства; 5) при значительныхъ подѣлкахъ для церкви для совѣщанiя совѣтъ имѣетъ приглашать почетнейшихъ прихожанъ. Консисторiя представила его преосвященству, что она а) признаетъ приговоръ прихожанъ харьковской Вознесенской церкви объ учрежденiи при ней совѣта, съ цѣлiю контролированiя церковныхъ доходовъ и расходовъ, не противорѣчащимъ существующимъ постановленiямъ о церковномъ хозяйствѣ, которыми не отнято у прихожанъ право наилучшимъ образомъ устраивать дѣла своей приходской церкви; б) видитъ въ такомъ учрежденiи совѣта проявленiе живаго отношенiя прихожанъ къ интересамъ своей приходской церкви, какое не можетъ не быть признано желательнымъ; в) полагаетъ, что контроль совѣта можетъ оградить личность церковнаго старосты отъ всѣхъ нареканiй и будетъ способствовать, при живомъ отношенiи прихожанъ къ своей церкви, возвышенiю ея экономическаго благосостоянiя. Въ силу такихъ соображенiй, консисторiя считала бы утвержденiе совѣта при харьковской Вознесенской церкви, на условiяхъ, изложенныхъ въ приговорѣ прихожанъ, весьма полезнымъ, съ нижеслѣдующими впрочемъ ограниченiями: она признаетъ излишнимъ постоянное присутствiе, вмѣстѣ съ церковнымъ старостой, у церковнаго ящика при продажѣ свѣчъ, опущенiи въ него денегъ, одного изъ членовъ совѣта, что отзывалось бы стѣсненiемъ для дѣятельности церковнаго старосты и свидѣтельствовало бы о сильномъ недовѣрiи къ нему, тѣмъ болѣе странномъ, что церковный староста избирается прихожанами; равно и замѣна церковнаго старосты, въ отсутствiе его, однимъ изъ членовъ совѣта должна быть допускаема, по мнѣнiю консисторiи, не иначе, какъ съ вѣдома приходскаго причта и согласiя церковнаго старосты. Такое постановленiе консисторiи получило архипастырское утвержденiе преосвященнаго Iустина. (Харьк. Епарх. Вѣд.).


Корреспонденцiя. — Изъ Марайской слободы Курганскаго округа пишутъ: прочтенiе въ свое время мѣстнымъ священникомъ воззванiя Святѣйшаго Правительствующаго Синода отъ 5 апрѣля 1881 года, на прихожанъ слободы такъ подѣйствовало, что они, вполнѣ возчувствовавъ постигшее бѣдствiе отъ рукъ богоотступныхь и вѣроломныхъ цареубiйцъ, положили, по выслушанiи воззванiя, не только не пить вина въ день праздника апостоловъ первоверховныхъ Петра и Павла (храмовой праздникъ), но и совсѣмъ не имѣть его въ праздникъ, чтобы тѣмъ выразить свою скорбь въ печальный и несчастный годъ нашего отечества. Обѣщанiе свое они сдержали; отъ чего не остались въ убыткѣ, какъ сами прихожане Марайской слободы, имѣвшiе возможность сберечь путемъ трезвости деньги и завести на нихъ нужное по своей домашности, такъ были довольны и всѣ купцы, прiѣзжавшiе торговать во время ярмарки, бываемой въ Петровъ день, потому что, по случаю трезвости народа и отсутствiю безполезной траты имъ денегъ на вино, товаръ торгоцевъ расходился на наличные деньги и въ большомъ количествѣ.

(Свящ. Тоболкинъ).


Отвѣтъ прозорливца. — Одинъ изъ священно-служителей церкви, ревнуя о духовномъ просвѣщенiи въ Россiи, въ разговорѣ съ прозорливымъ старцемъ, со слезами умолялъ его помочь молитвами скорѣе выпутаться русской мысли и духу изъ темныхъ направленiй; тогда старецъ Божiй далъ ему понять, что остановки Божьяго дѣла быть не можетъ, но и произвола человѣческаго нечѣмъ остановить. "Ничѣмъ не помочь, говорилъ онъ, надо молиться Богу, а все хорошо". И послѣ того высказалъ, что во всемъ мiрѣ, только пока еще безсознательно съ его стороны, идетъ обновительное для него движенiе духовное, какъ бы новое духовное творенiе. Это выражалъ прозорливецъ въ примѣненiи къ нашей современности словами книги Бытiя: Въ началѣ сотвори Богъ небо и землю. Земля же бѣ невидима и неустроена и тьма верху бездны; и Духъ Божiй ношашеся верху воды (Быт. I, 1—2). Всеоживляющiй Божественный Духъ, ниспосланный по обѣтованiю Христову, приноситъ непрестанное обновленiе въ человѣческiй мiръ и незримо для человѣчества разгоняетъ мракъ заблужденiй и пожигаетъ растлѣнiе нравовъ, упраздняя ветхiя формы жизни человѣческихъ обществъ, царствъ, народовъ, поколѣнiй. По взглядамъ прозорливца, въ мiрѣ христiанскомъ, слишкомъ изветшашемъ то любодѣйными, разнообразными измѣнами Христу, то убiйственною безпощадностiю къ грѣшнымъ людямъ, имѣетъ обновиться духъ правый, воспитаться и возрасти живой и человѣколюбивый духъ Христовъ. И потому нерѣдко взывалъ прозорливецъ за себя и весь мiръ земной: помилуй мя, Боже, и духъ правъ обнови во утробѣ моей! (Гражданинъ).