Тобольские Епархиальные Ведомости, №7, 1882 год. СЛОВО въ св. Пасху.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №7, апрель 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 129-134

СЛОВО
въ св. Пасху.

Очи ею держастѣся, да Его не
познаета. Лук. XXIV, 16.

Къ вечеру того пресвѣтлаго дня, въ который Господь нашъ Iисусъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, двое изъ учениковъ Его выходятъ изъ Iерусалима и направляются по пути въ селенiе Еммаусъ. Между ними идетъ оживленная, горячая бесѣда, лица ихъ печальны. Непримѣтнымъ образомъ присоединяется къ нимъ одинъ путникъ и идетъ съ ними. Путникъ сей — самъ воскресшiй Iисусъ, но ученики не узнали Его. Онъ съ участiемъ входитъ въ ихъ печаль и вызываетъ къ собесѣдованiю. Ученики искренно открываются невѣдомому спутнику, что они глубоко поражены страшною кончиною своего учителя — Iисуса Назорея, что ихъ печалитъ и томитъ безнадежность, въ которую повергла ихъ смерть Его. Iисусъ былъ великiй пророкъ, говорили они, пророкъ сильный въ словѣ и дѣлѣ предъ Богомъ и всѣми людьми, и мы надѣялись было, что Онъ есть тотъ Спаситель, обѣщанный Богомъ отъ временъ древнихъ, который избавитъ израиля отъ гнетущей его судьбы, возстановитъ престолъ Давидовъ и сдѣлаетъ насъ счастливыми. Но первосвященники и начальники наши возненавидѣли Его, успѣли предать Его суду, и Онъ осужденъ на смерть и распятъ. Хотя Онъ и говорилъ намъ, что въ третiй день воскреснетъ и опять увидится съ нами: гдѣ жъ воскреснуть? Вотъ и третiй день проходитъ, Его нѣтъ, Его мы не видимъ. Правда, нынѣшнiй день, рано утромъ, нѣкоторыя женщины изъ нашихъ ходили на гробъ Iисуса и не нашли тѣла Его. Они сказывали, будто видѣли ангеловъ и слышали отъ нихъ, что Христосъ воскресъ. Нѣкоторые изъ учениковъ ходили также на гробъ, и то же не нашли тѣла Iисусова. Но какъ вѣрить, что Онъ воскресъ? Вѣдь ни женщины, ни ученики самаго Iисуса не видали.

Такъ еммаусскiе путники искренно и чистосердечно высказались предъ своимъ учителемъ и Господомъ. Видно, что они страдали и страдали жестоко отъ того, что смерть Iисусова разбила всѣ ихъ надежды, повергла въ горькое, безутѣшное унынiе. Почему же эта спасительная смерть, которой жаждалъ самъ Божiй Агнецъ, взявши грѣхи мiра, и о которой Онъ не разъ объявлялъ и ученикамъ своимъ, почему же эта смерть такъ разрушительно подѣйствовала на этихъ учениковъ Его? Потому что они не знали, или по крайней мѣрѣ не понимали смысла и духа божественнаго писанiя, въ которомъ открыто было довольно ясно, что, по предвѣчному Божiю опредѣленiю, Христу Спасителю человѣковъ надлежало первѣе пострадать и умереть, и потомъ уже войти въ славу свою. Но отъ чего же не понимали писанiя Его? Отъ того, что не возвысились надъ ложными убѣжденiями своего народа, пристрастнаго къ земнымъ, чувственнымъ благамъ, и подобно своимъ соотечественникамъ мечтали найти въ царствѣ Мессiи земное величiе, славу и всѣ земныя, чувственныя удовольствiя и радости. Эти чувственныя понятiя о царствѣ Мессiи, это непониманiе, что Христосъ долженъ быть очистительною жертвою грѣховь всего мiра породили мрачное, тяжкое сомненiе въ возможности воскресенiя Христова. И вотъ что удерживало очи путниковъ еммаусскихъ, такъ что они, и видя предъ собою воскресшаго Iисуса и бесѣдуя съ Нимъ, не узнали Его. Очи ею держастѣся, да Его не познаета.

Но эти путники были люди искреннiе, еще способные принять истину и послѣдовать истинѣ. Они болѣли, но не неисцѣльно; и Божественный Цѣлитель не оставилъ ихъ безъ уврачеванiя. Обличивъ ихъ несмыслiе и косность въ вѣрованiи Его воскресенiю, Онъ изъяснилъ имъ пророческiя писанiя, раскрылъ весь планъ домостроительства спасенiя человѣческаго. Рѣчь Его была исполнена силы, свѣта и жизни; ученики внимали, ловили каждое слово; умъ ихъ озарялся небеснымъ свѣтомъ, сердце горѣло божественнымъ пламенемъ. Они ясно поняли, что Христу точно надлежало пострадать и умереть за грѣхи человѣческiе; они радостно убѣдились, что и послѣ смерти Онъ войдетъ въ славу свою, — воскреснетъ. Въ этой просвѣтительной, сладкой бесѣдѣ наши путники достигли Еммауса.

Но чтобы узрѣть воскресшаго Господа, недостаточно просвѣтить умъ даже божественными глаголами; для сего необходимо еще воспламенить сердце богоподобною любовiю и выражать это святое чувство въ достойныхъ, богоугодныхъ дѣлахъ. Еммаусскiе ученики это и исполняютъ. Они упрашиваютъ чуднаго Странника успокоиться въ ихъ домѣ, предлагаютъ ему трапезу обще съ собою, оказываютъ ему честь старѣйшинства за сею трапезою, словомъ: они являютъ дѣломь самую искреннюю, всесердечную любовь невѣдомому Страннику. И вотъ, когда Iисусъ, возлежа за сею братолюбивою трапезою, взявъ хлѣбъ, благословилъ, преломилъ и подалъ ученикамъ своимъ — такъ, какъ Онъ сдѣлалъ это на тайной вечери, мгновенно онѣма отверзостѣся очи, и познаста Его. О, какая неизъяснимая радость наполнила теперь сердца ихъ, доселѣ столь печальныя, столько настрадавшiяся!

Отъ еммаусскихъ счастливцевъ, блаженныхъ отъ познанiя воскресшаго Господа, обратимся къ себѣ и испытаемъ, не страдаемъ ли и мы на жизненномъ пути тою же печалiю, тѣми же сомнѣнiями и тѣмъ же ненадѣянiемъ, которые терзали ихъ сердце на пути въ Еммаусъ? Правда, что такое самоиспытанiе кажется излишнимъ, когда мы въ этомъ самомъ храмѣ предстоимъ теперь предъ лицемъ воскресшаго Господа и какъ бы видимъ Его за прiятiе смерти славою и честiю вѣнчанна и превознесенна, когда живо ощущаемъ Его незримое присутствiе посреди насъ, и какъ изъ пречистыхъ устъ Его слышимъ сладчайшiе глаголы: миръ вамъ, не бойтеся, радуйтеся! И мы радуемся радостiю неизлаголанною, препрославленною. Но всегда ли и всѣ ли мы таковы? Всегда ли и всѣ ли твердо помнимъ и живо ощущаемъ, что Господь нашъ Iисусъ Христосъ живъ есть, и всегда неотлучно пребываетъ съ нами, и всегда надъ нами бодрствуетъ, какъ незримый, премудрый путеводитель, и всемогущiй и любвеобильный хранитель нашъ?

Вступая на жизненный путь, мы обыкновенно желаемъ быть счастливыми и блаженными, но счастливыми по духу мiра сего, а не по духу Христову. Къ земному счастiю устремлены всѣ наши надежды и чаянiя; къ достиженiю его направлена вся наша дѣятельность. Но вотъ желанiя наши не исполняются, надежды обманываютъ; вмѣсто дней свѣтлыхъ и счастливыхъ, насъ встрѣчаетъ ночь бурная, насъ облегаетъ тьма скорбей непроглядная. Что тогда? Не предаемся ли унынiю и отчаянiю? Не поникаемъ ли главою, не опускаемъ ли рукъ, какъ убитые; не думаемъ ли, что если не дано намъ вѣдать земныхъ радостей, такъ и нѣтъ для насъ радостей, нѣтъ счастiя, и жизнь не стоитъ вниманiя, и не за чѣмъ жить? О, какъ часто люди съ отравленнымъ мiрскою скорбiю сердцемъ, съ разбитыми надеждами, люди разочарованные, — какъ сiи люди возмущаются противъ судебъ Божiихъ, впадаютъ вь невѣрiе, озлобляются на всѣхъ и на все, и... Но не будемъ говорить всего, что дѣлается въ мiрѣ подъ влiянiемъ маловѣрiя и особенно — невѣрiя, подъ влiянiемъ жажды чувственныхъ благъ и удовольствiй, подъ влiянiемъ мiрской печали, когда нѣтъ этихъ благъ, нѣтъ удовольствiй. Событiя времени представляютъ слишкомъ много поразительныхъ, печальнѣйшихъ примѣровъ въ этомъ родѣ!..

Изъ сказаннаго видно, что не у всѣхъ не всегда такъ свѣтло, такъ радостно на душѣ, какъ въ нынѣшнiе пресвѣтлые дни, что часто надъ нами стоитъ мрачное облако сомнѣнiй и печалей и разлучаетъ между Богомъ и между нами, и очи наши держатся, и мы не узнаемъ Его. А какъ бы не узнать, когда Онъ присущъ намъ всегда, по неложному своему обѣщанiю, — присущъ какъ вездѣсущiй Богъ, какъ Промыслитель и Спаситель душъ нашихъ. Если мы хотя сколько нибудь внимательны къ теченiю своей жизни, не можемъ не замѣтить, что она течетъ не по нашимъ желанiямъ и разсчетамъ, не по направленiю обстоятельствъ, а тѣмъ болѣе — не по капризамъ слѣпаго случая, безсмысленнаго рока судьбы; но кто-то невидимо правитъ ею съ благостiю и разумомъ, входитъ въ наши мысли и чувства, озаряетъ умъ, освящаетъ чистыя радости, услаждаетъ печали, даетъ по временамъ сильно ощущать себя. Кто жъ это, какъ не Спаситель нашъ, сопутствующiй намъ и направляющiй жизнь нашу къ истинному, высшему благу и спасенiю вѣчному? Мы согрѣшаемъ и нерѣдко слышимъ внезапные и сильные упреки совѣсти, или видимъ печальныя послѣдствiя грѣхопаденiй, не смотря на всѣ самыя вѣрныя предосторожности. Какъ бы не понять, что это Спаситель обличаетъ, вразумляетъ и зоветъ насъ на покаянiе; но очи наши держатся, и мы не узнаемъ Его. Мы ходимъ въ Божiй храмъ, слушаемъ Божiе слово, церковныя пѣснопѣнiя, причащаемся безсмертныя трапезы Господней; мысли наши просвѣтляются, — сердце умиляется, всѣ язвы души умягчаются, во всемъ существѣ водворяются миръ и радость — не земныя. Какъ бы не уразумѣть и не увѣриться, что это Христосъ-Спаситель нашъ прикасается сердцу нашему, Онъ врачуетъ больную душу и вливаетъ въ нее жизнь вѣчную; но и въ эти блаженнѣйшiя минуты благодатнаго Божiя посѣщенiя иногда мы не видимъ своего Спасителя и не узнаемъ Его, какъ долгое время не узнавали Его Еммаусскiе ученики.

Бр. хр—не! Жить безъ утѣшенiй св. вѣры, жить въ забвенiи о Христѣ, безъ ощущенiй близости Его къ намъ безъ надежды и упованiя на Него, — о, какое горькое и пагубное одиночество! Утвердимъ же себя въ вѣрѣ и упованiи, что Господь живъ есть и всегда съ нами; вырвемъ сердце свое изъ тяжкихъ оковъ чувственности; сбросимъ съ очей нашихъ мрачный покровъ мiрской печали. Просвѣтимся словесами Господними, напечатлѣемъ ихъ въ сердцѣ, введемъ въ жизнь, и очи наши отверзутся, и узримъ мы Господа своего, и будемъ зрѣть Его всегда, въ счастiи и несчастiи, въ радости и печали, на всемъ жизненномъ пути, а по скончанiи онаго удостоимся узрѣть Его совершеннѣйшимъ образомъ — лицемъ къ лицу въ небесномъ Iерусалимѣ. Аминь.

Епископъ Василiй