22 июня учащиеся и учащие школы Ф. 3. У. при "Пролетарке" сделали экскурсию в дер. Горютино с целью принятия шефства над школой названной деревни; школа в этом году была отремонтирована силами ячейки механического завода нашей фабрики.
В момент принятия культшефства "фабзайчики" поднесли учашимся школы подарки собственного изготовления: слесарные инструменты для оборудования при школе слесарной мастерской, учебные пособия и пр.
Удачно был поставлен драмкружком фабзайчиков спектакль "Великая сила", содержащий в себе чисто агитационный характер — борьбу света с темнотой или грамотности с беспросветным невежеством.
Заведующим школой было сделано два доклада о международном положении на комсомольском и общем собрании крестьян. Много было задано вопросов на общем собрании. Из них самые существенные для крестьян: о налоге и о том, почему все товары в совлавках, в кооперативе хуже чем в лавках частных торговцев.
Во всех случаях присутствовало почти поголовно все население деревни. Оказанная крестьянами встреча носила приветливый и сердечный характер. Сами крестьяне также были тронуты теплым отношением наших ребят.
В дальнейшем школа ФЗУ устанавливает более тесную связь с подшефной школой путем участия педагогического состава последней на методических совещаниях Фабзавуча, затем приглашают для ознакомления со своей работой учащихся Горютинской школы и обещают снабжать ее педагогической литературой из своей библиотеки и учебниками. Кроме того "фабзайчики" берут на себя и помощь при выпуске "подшефной" школой стенной газеты, изготовляя для нее рисунки и разного рода разрисовки.
Больше всего поразило крестьян выступление спортивной группы девушек-учениц школы ФЗУ в их спорткостюмах. Сперва среди крестьян слышались смех и шушуканья; но после нескольких пирамид и замысловатых фигур раздались дружные апплодисменты зрителей и крики "браво", "ай-да молодцы!".
За время экскурсии наши ребята, кроме проявления активности и самодеятельности отдохнули на лоне природы душой и телом вдали от фабричного дыма и копоти.
В Детскую неделю, 3 и 4 сентября с. г., подольские пионеры — дети металлистов собрались на свою уездную конференцию.
Здесь во время докладов, трое пионеров преподнесли "подарок" — привели со станции беспризорного малыша.
Конференция торжественно посвятила его в свои ряды.
Пионеры горячо отнеслись к своему новому товарищу, накормили, одели, отмыли от грязи, провели беседу, в которой посвятили его в свою жизнь, в свои задачи.
Безпризорный малыш, в свою очередь, поделился с пионерами рассказами о своей тяжелой жизни. Беспризорный неграмотен. Пионеры решили в короткое время обучить его грамоте, заняться его воспитанием.
Хороший пример показали подольские пионеры!..
"Трам-трам, тарарам-там", — слышно с самого утра по улицам нашего города.
Это идут пионеры с барабанным боем привлекать всех неорганизованных ребят казарм.
Они ровным и выдержанным шагом идут вперед. Их знамя развевается и прельщает всех.
Они двинулись к самой большой фабричной казарме, где устроили детский митинг, игры с мячем и раз'яснили, для чего они пришли сюда.
— Ребята, мы пришли сюда для переговоров с вами. Мы устраиваем игру "Махно и Буденный", в которой должны махновцами быть вы. Предводитель у вас будет вожатый отряда и несколько пионеров. Так вот, будьте готовы к этому, организуйтесь.
Игра начинается с завтрашнего утра и будет продолжаться два дня.
Махно отобрал себе ребят и пошел с ними совещаться. Буденновцы-же пошли в свой пионер-городок, который с завтрешнего утра должен был называться городом N...-ским.
Утром все буденновцы, то есть пионеры, пришли в свой город. Распределили должности, как напр., Военком, Нач. Штаба и пр. Расставили посты во всех ненадежных местах. На здании штаба красовалась вывеска "Штаб армии Буденного".
Разведка то и дело доносила новые и новые слухи о расположении лагеря Махно. На доске об'явлений все новые известия были опубликованы. Было устроено несколько митингов, на которых призывали сплоченнее идти против врага.
Город был об'явлен на осадном положении. Посты зорко глядели. Разведка часто приводила пленных махновцев в назначенное для них место.
Нам же троим дали задание во что бы то ни стало найти лагерь махновцев и в доказательство принести что-нибудь из их имущества. Мы отправились.
Пройдя около 2-х верст, мы вдруг услышали шум и крик ребят:
— Ага! Ребята, они здесь. Тиш-ше!
Мы стали подползать ближе. Они находились на берегу реки. Шум и гам у них не смолкали.
Воспользовавшись этим, мы тихо сквозь кусты пробирались к их стану.
— Ребята, я поползу дальше, а вы оставайтесь здесь, в кустах, иначе всех сразу они нас скорее увидят!
Ребята остались, а я пополз. Наконец, сквозь кусты я увидел палатку, сильно дымящий костер; вблизи лежал надзор, зорко глядевший во все стороны.
— "Ну, и шалопай, — подумал я, — не видит в трех шагах".
Все выследив, я шмыгнул в другую сторону. Вернулся к ребятам я, немного поглядел в том направлении, где находился их лагерь. Мы прошли немного по берегу реки и хотели, было, свернуть на дорогу, как вдруг:
— Ай-ай-ай, ребята, шпионы-буденновцы! — закричал дежурный.
Глядим, бегут, — целый отряд махновцев, машет руками, хочет нас поймать.
"Бул-лтых", — и мы уже в воде! Мы не разбирали, в одежде ли мы, высокое ли место. Мы, как ласточки, летели с берега, не помня сами себя. За нами — погоня. Шум, плесканье воды, смех сливались в одно, и река в этот момент была совсем котел кипящей воды.
Вылезли, устали, хотели высушиться, но, увидя погоню за собой, вбежали в гору, запутали их в кустах, а сами преспокойно пошли к себе в городок.
— Витя, а правда вот, что старых ребят-пионеров никогда не сравнишь с новичками. Видишь, новенькие-то сейчас же попались, а нас не возьмешь!.. Но мы должны всех новичков сделать такими же развитыми и деловыми ребятами.
— Правильно!..
В городке уже было 20 человек пленных махновцев. Наше перевешивало. Наблюдательный пункт зорче глядел, чем их. Нас было меньше, но зато лучше был подбор.
Игра вся окончилась победой буденновцев, как смелых и умных ребят.
Да здравствуют пионеры Наро-Фоминска!..
4-го августа в г. Краснодаре, в Адыгейско-Черкесской Совпартшколе состоялось открытие курсов для учителей нашей области. А мы были в городе на экскурсии верст за 70 от дома. Вздумали с учителями поговорить, пожурить их за то, что они до сих пор от новой жизни как-то сторонятся.
Вошли мы в зал со своим знаменем, все захлопали.
Четыре пионера вышли на трибуну.
Первая Стеня приветствовала собрание учителей и выразила желание, чтобы учителя об'ясняли в школе, как мир построен, как человек из дикаря стал ученым, как появились бедные и богатые, как цари и буржуи при помощи попов на костях человеческих себе дворцы строили. "Расскажите нам в школе, долго ли так будет, и что надо делать, чтобы так не было. Вот что нас интересует и что нам надо".
Вторая, Зина, сказала:
— "Нам вас учить не приходится, но одну вещь мы подметили и тут прямо скажем, не важно, в бровь или в глаз!" И рассказали о знакомых учительницах, которые совершенно новой жизнью не интересуются и даже в церковь ходят. — "Но теперь вы с'ехались на курсы, и мы будем надеяться, что у нас подымутся новые учителя, и если не вам, так нам придется в этих церквах спектакли ставить. К этому нас должны подготовить вы, и чем скорее, тем лучше, пока много ремонту в них не требуется.
Третья, Даша, сказала:
— "Мы дети Революции, дети Октября, живем при новых условиях, требуем новой пищи. Старая кухня, где варилась буржуазная наука на поповском соусе, — теперь нам не пойдет. У нас тысячи новых вопросов, и ответы на них сложены в новых книгах, а не в приложениях к журналу "Родина", которые читают учительницы наши, как это вам сказала только что тов. Зина. Что могут дать нам такие учительницы? Что они ответят на наши вопросы? Сумеют ли они об'яснить нам, почему у нас на хорошей земле получается 50 пудов пшеницы, а в Германии на плохой — 150? Сумеет ли она доказать нам, что купец Богарсуков построил свои фабрики и заводы на деньги, недоплаченные нашим отцам?
Четвертым выступил Миша. Он рассказал, как раньше в тяжелые годы из простых крестьян и рабочих революция сделала красных командиров — военкома и комполка на военном фронте и красного директора из рабочих на хозяйственном фронте.
Дальше Миша сказал:
— "Теперь настал третий фронт — фронт народного просвещения. и на этом фронте красные командиры вы — народные учителя, а мы — ученики ваши.
И вот мы пришли договориться с вами, потому что нам, пионерам, очень важно знать, кто такие наши командиры, что они знают, куда нас ведут? И мы думаем, что если мы поймем друг друга и пойдем рука об руку, то и на этом фронте одержим победу".
Мы свои речи кончили, а в зале долго еще плескали в ладошки.
Потом несколько человек выступили нам с ответом — от облисполкома, от партийного комитета, от областного комсомола и др.
Так-то мы поговорили с учителями.
На другой день мы уехали домой, осмотрев в городе несколько фабрик, музеи, сад, фотографию и пр.
Пикор Первого Адыгейского Отряда
юных пионеров-ленинцев
Миша Суворов.
Кубань. Адыге.