А. Г. Ширяева
`От редакции. Хотя вопросы исторической археологии непосредственно не входят в программу нашего журнала, мы все же уделяем место настоящей статье, так как данные последних раскопок в Египте представляют совершенно исключительный культурно-исторический интерес.
В окрестностях Фив, среди угрюмой, лишенной растительности, совершенно безлюдной местности, известной под названием "долины царей", открыта недавно, привлекшая всеобщее внимание ученого мира могила фараона Тут-анх-Амона, содержимое которой является драгоценнейшим вкладом в сокровищницу египтологии.
Вновь открытая гробница является единственным исключением в ряде других давно известных гробниц долины Нила. Это единственная не разграбленная гробница. На протяжении тысячелетий находилось немало авантюристов-гробокопателей, которые усердно обыскивали гробницы фараонов, похищая оттуда все, что только можно было похитить. И теперь, когда до этих памятников Египта добралась наука, все усыпальницы фараонов оказались совсем или почти пустыми.
С древности до настоящего времени в окрестностях Фив было известно 40-50 усыпальниц египетских фараонов. Эти гробницы, часто посещавшиеся туристами, были совершенно пусты, — от всей обстановки гробниц, когда-то несомненно роскошной, не осталось и следа. В конце прошлого столетия управление египетскими древностями, во главе которого стоял французский египтолог Масперо, решило передать изыскания неизвестных еще гробниц фараонов американцу Т. М. Дэвису. Дэвис в течение нескольких зим тщательно обследовал "долину царей" и открыл целый ряд новых гробниц, из которых было добыто немало ценных в археологическом отношении предметов, большинство которых хранится в музее города Каира.
Однако, все эти находки не могут итти в сравнение с находкою царских мумий, сделанною около 40 лет тому назад вблизи храма Дер-Эль-Бари, в шахте, куда жрецы и чиновники спрятали останки фараонов, убедившись в том, что "долина царей" была недостаточно надежным убежищем для них. Правда, и здесь не имелось никакой обстановки, никаких следов ритуала, какой подобал властителям Египта: мумии свезены были сюда, видимо, спешным порядком и сложены в беспорядочную груду; лишь по кратким надписям на наружных частях мумии можно было установить, кому принадлежали эти останки.
После смерти Дэвиса его изыскания были продолжены англичанином, лордом Карнарвоном, который заключил с египетским правительством новый договор. Целых шесть лет употребил он на отыскание новых гробниц фараонов. Рабочие, руководимые сотрудником Карнарвона Картером, снимали песок и гальку до самой скалистой основы, в надежде открыть вход в гробницу, но не нашли ничего. Разочарованный Карнарвон собирался было уже бросить дело и попытать счастья в другом месте — в Сирии, как вдруг судьба улыбнулась ему: по соседству с гробницею Рамзеса VI, известной еще с древних времен, был найден 4 ноября 1922 г. вход в новую гробницу. На стене, совершенно засыпанной и обнаженной только после раскопок, преграждавшей вход, была открыта надпись, гласившая, что здесь погребен царь Тут-анх-Амон (18 династии, ум. около 1350 г. до нашей эры). В стене оказалась брешь, пробитая вором, пытавшимся проникнуть внутрь гробницы; отверстие было замуровано и запечатано при фараоне Рамзесе IX, спустя приблизительно 200 лет после смерти Тут-анх-Амона.
Стену разобрали, и за нею открылся горизонтальный ход, длиною в восемь метров, ведущий вглубь скалы. Затем ход преграждался второю стеною, которая тоже была в свое время пробита вором и потом замурована и запечатана. За нею была открыта первая камера могилы. Имея площадь около 20 кв. метров, эта комната оказалась наполненною разными предметами погребального культа, которые были тотчас же сфотографированы. В левой продольной стене камеры находилась замурованная дверь, в одном углу которой имелось отверстие, пробитое бором. Чрез это отверстие можно было рассмотреть внутренность второй камеры; она окaзалась доверху заполненной разными предметами: ложами, сиденьями, ящиками, возками и т. п. Какой-нибудь другой двери, которая вела бы отсюда в другое помещение, при осмотре не оказалось. Зато в первой комнате, напротив входа, имелся некоторый намек на дверь. По обе стороны этой предполагаемой замурованной двери стояли две черные деревянные статуи фараона, великолепной работы. По видимому, они представляли собою могильных стражей, а предполагаемая замурованная дверь между ними должна была вести в отделение, где покоился прах фараона.
Руководители работ были уверены в справедливости своего предположения, но прежде, чем приступить к его проверке, они в течение десяти недель занимались только разборкою, фотографированием и консервировкой предметов, находившихся в первом помещении. В этом отношении нужно отдать честь удивительной выдержке английских ученых, которые сумели подавить в себе вполне естественную жажду — поскорее открыть завесу, быть-может, скрывавшую от них такие диковинки, о которых никто не имел даже приблизительного представления.
Разборка первой комнаты знакомит нас с предметами, которые последовали за Тут-анх-Амоном в его усыпальницу. Они дают нам возможность впервые видеть подлинную погребальную обстановку древних египетских фараонов. По левой продольной стене комнаты стояли три ложа, по размерам превосходящие обычные постели. Каждое ложе представляло собою две одинаковые подставки, изображающие двух поставленных друг подле друга животных; на этих подставках укреплено самое ложе. Подставки одного ложа изображают двух львов, подставки второго — двух коров и третьего — двух фантастических животных с раскрытою пастью; по всей вероятности, эти ложа не употреблялись при жизни царя, а сделаны были специально для торжественного перенесения его останков. У самого входа в комнату находились четыре колесницы, отчасти уже разрушившиеся от времени. В них, по всей вероятности, ехали участвовавшие в погребальной церемонии родственники фараона и высшие сановники государства. До сих пор археология располагала всего лишь двумя образчиками египетских колесниц: один хранится в музее Флоренции, другой был найден Дэвисом в "долине царей" при раскопке гробницы родителей королевы Тейе.
В гробнице, далее, оказалось большое количество разных одеяний. В нескольких ящиках, отличающихся большою тонкостью работы, были сложены золотые сандалии, корона и различные принадлежности костюма. Все они сфотографированы и, по отзывам специалистов, являются самыми великолепными образчиками античной одежды, какими только располагает археология. Сандалии, напр., сделаны из художественного плетения, с роскошными лентами, изукрашенными золотыми цветами лотоса, розетками и узорами.
Из разнообразных предметов, открытых в первой комнате, укажем трон фараона, изящные сиденья, ящики и сундуки с фигурами и драгоценностями_
Почившему владыке в его загробное путешествие обеспечен был и запас продовольствия: под ложем найдены целые мешки с провизией; обращает на себя также внимание большой букет цветов в 1 метр вышины.
В феврале минувшего года исследователи приступили к пробивке упомянутого выше пространства стены между двумя черными царскими статуями. Работу производил Картер. Стена быстро подалась под ударами, и глазам присутствующих представился грандиозный катафалк. Сделанный из дерева и украшенный художественною резьбою с позолотою и накладками из синего фаянса, он занимал почти все пространство камеры. Сбоку катафалка имелось небольшое отверстие, закрытое двумя бронзовыми дверцами. Внутри катафалка находились, один в другом, несколько ящиков, из которых внутренний содержал саркофаг с останками фараона.
Из этой комнаты открытый вход вел в четвертую, последнюю камеру гробницы. Она содержала сосуды с внутренностями фараона и "охранялась" четырьмя фигурами богинь. Здесь находилось несколько десятков ящиков разных форм и величины, закрытых и запечатанных. Содержимое некоторых из них, благодаря отвалившимся крышкам, известно: в них помещаются небольшие статуетки, большие статуи, пучки страусовых перьев и т. п.
Дальнейшие работы по разборке гробницы, в виду наступивших летних жаров, были прерваны до осени и затем снова возобновились.
В ряду затруднений, с которыми приходится серьезно считаться исследователям, упомянем одно, — это недоброжелательное отношение местного туземного населения к производимым работам. Отдаленные потомки древних египтян, местные жители, — да и не одни только они, — с суеверным страхом смотрят на дерзких иноземцев, проникающих в гробницы. Не понимая смысла этих работ, они уверены, что осквернение фараоновых могил должно повлечь за собою несчастия. Поэтому когда, вскоре после открытия, Карнарвон скоропостижно скончался, население поставило его смерть в прямую связь с проникновением в усыпальницу Тут-анх-Амона
Кто был Tyт-анх-Амон и каково его значение в истории древнего Египта? До сих пор его имя известно было лишь узкому кругу специалистов. Обстановка, в которой ему пришлось жить и царствовать, была в кратких чертах такова. Около 1400 г. до нашей эры, когда в Египте царствовал фараон Аменготеп III, страна достигла высшей ступени своего культурного развития. Аменготепу III наследовал его сын Аменготеп IV, задумавший ввести среди своих подданных новый религиозный культ: взамен процветавшего в Египте политеизма, он решил установить единобожие, культ солнца, творца и источника жизни. Представители старой религии не хотели подчиниться. Тогда фараон перенес свою резиденцию из Фив, где процветал культ национального египетского бога Амона, в Амарну, где и занялся разработкою и распространением новой религии, а в связи с последнею — и нового искусства, приняв имя (по новому культу) "Эхнатон". Это время в истории Египта известно под названием "Амарнской эпохи". У Аменготепа IV не было сыновей, и потому он назначил себе еще при жизни преемником одного из двоих своих зятьев. Старший из них, бывший соправителем тестя, умер вскоре же после его смерти, и власть перешла ко второму, младшему зятю Тут-анх-Амону. Живя в Амарне, он, по примеру тестя, продолжал развивать и упрочивать новое религиозное учение и культивировать связанное с ним новое направление искусства. Но борьба с жрецами, на сторону которых встала каста воинов, оказалась ему не под силу. Он вынужден был возвратиться к старому религиозному культу Амона и переселился обратно в Фивы, приняв имя "Тут-анх-Амон". Вместе с тем прежнее учение и культура подверглись гонению. За свое новаторство и измену старой вере династия не пользовалась симпатиями, и сам Тут-анх-Амон, после шестилетнего царствования умер, по всей вероятности, — насильственною смертью. Его преемник после кратковременного управления страною, был свергнут с престола вождем реакционеров, который положил начало новой династии — Рамзессидов.
Открытая гробница Тут-анх-Амона с ее богатствами, почти не тронутыми, должна осветить указанный выше переходный, критический период в истории египетской религии и египетского искусства. Есть основание надеяться что, помимо памятников искусства, найденных в гробнице (число их достигает нескольких сот), здесь найдутся и рукописи, которые послужат объяснительным текстом к этим памятникам и развернут перед нами картину жизни не одних только фараонов, но и египетского народа, как она сложилась три слишком тысячи лет тому назад.