Среди любителей светописи найдется не мало лиц, которые, в числе прочих работ, занимаются фотографированием животных. В большинстве случаев снимают, прежде всего, портреты домашних друзей — кошек, собак и т. д., а иногда и предпринимаются экскурсии в зоологические сады, причем большею частью не с сериозными целями с'емок естественно-научного содержания, а лишь из внешнего интереса к наиболее причудливым представителям животного мира. Однако фотографирование животных в неволе, при надлежащем подходе, может дать весьма многое в образовательном отношении.
Периодические явления в жизни зверей и птиц в неволе дают, при умелом фотографировании, весьма ценный в естественно-научном отношении материал. Фотографируя, например, такие явления, как развитие рогов оленей с момента сброса старых, до очистки новых образований, ход роста детенышей и птенцов в неволе, соответствующие временам года наряды птиц и млекопитающих животных и т. п., а также снимая животных в характерных для них позах отдыха, довольства, гнева и пр., любитель-фотограф превращается в фотографа-натуралиста, собирая и накопляя материал по естественной истории животных.
Взяв на себя подобного рода наблюдения в течение определенного промежутка времени над тем или иным животным в зоологическом саду или у себя дома (где могут быть домашние животные или живущие при доме дикие пленники) и периодически фотографируя его, можно составить богатый естественно-научным содержанием альбом фотографий.
Фотографирование животных любителями-фотографами обыкновенно производится летом. Это об'ясняется тем, что в это время года к услугам снимающего максимум благоприятных условий для достижения технически хороших снимков. Летом большинство животных зоологических садов размещается на открытом воздухе, что создает благоприятные световые условия. Летние помещения дают возможность легче скомпановать снимок, удобнее приспособиться к с'емке, не задумываться об ореолах и т. д. Конечно, для получения "портрета" животного летнее время наиболее благоприятно. Однако, фотографу-натуралисту лето дает лишь незначительный материал по с'емкам животных в неволе.
Для примера возьмем хотя-бы такое распространенное животное, как наш заяц-беляк. Громадное большинство посетителей зверинцев и зоологических садов даже не останавливается у клеток этих зверков. А какой богатый материал могут они дать натуралисту-фотографу!
Ведь летом это животное имеет преобладающую буровато-серую окраску меха. Осенью же, с первым снегом у него начинают появляться отдельные белые пятна и полоски, а к декабрю он уже бел, как снег, и только кончики ушей его остаются темными. Весеннее солнце вызывает обратную перемену в окраске.
Так бывает при жизни в естественной обстановке. В неволе же наблюдаются часто весьма существенные уклонения от нормального хода линьки. Окружающая животное среда неволи накладывает свой след на процесс смены наряда. Попробуйте с наступлением осени или весны начать фотографировать того-же зайца, белку или другое животное систематически, хотя бы раз в неделю. Какой интересный результат дает дюжина-другая удачных негативов! Это будет уже не только коллекция звериных портретов, а целая история определенного периода жизни животного, законченная и даже имеющая научную ценность. Перейдем теперь к технической стороне вопроса.
Фотографическая камера, предназначаемая для с'емок животных, должна удовлетворять следующим основным требованиям: 1) Быть по возможности всегда готовой к с'емке без долгой предварительной настройки. 2) Иметь длинное (двойное) растяжение меха, яркий точный видоискатель для наводки прибора при моментальных с'емках и матовое стекло для точной компановки со статива. 3) Давать возможность быстрой замены экспонированного светочувствительного материала новым. Об'ектив — анастигмат или апланат, достаточно светосильный (не менее f.8) для производства моментальных с'емок в тени на имеющихся сейчас в продаже русских пластинках. Об'ектив должен быть снабжен хорошим моментальным затвором с диапазоном скоростей в пределах ½-¹/₁₀ секунды.
Необходима также точная метражная или иная шкалка для установки об'ектива в зависимости от расстояния до об'екта фотографирования. Приборов, предназначаемых исключительно для работы на пленках, следует избегать. Что касается формата снимков, то вполне удовлетворяет размер 9 × 12. Более крупные форматы усложняют и удорожают работы. К камере необходимо иметь легкий складной деревянный или трубчатый латунный статив прочный и устойчивый. В качестве негативного материала удовлетворительны имеющиеся сейчас в продаже пластинки русских фирм — высшей чувствительности и ортохроматические. Постоянное употребление пластинок одной марки и определенных сортов увеличивает шансы на получение хорошего негатива. Светлый светофильтр необходим для более верной передачи цветов окрашенных об'ектов.
С'емка животных с выдержкой возможна только при абсолютной неподвижности об'ектов, следовательно, в исключительных случаях. Большею частью приходится фотографировать моментально. Моментальная с'емка внутри помещения достигает цели только при употреблении очень светосильных об'ективов (не менее f.4-f.5) и крайне светочувствительного негативного материала, какового сейчас в продаже нет. Поэтому моментально фотографировать животных приходится на открытом воздухе. Наличие светосильного об'ектива дает возможность снимать в тени и даже в пасмурную погоду, в противном случае снимают при прямом солнечном освещении. Моментальные с'емки животных можно производить со статива и, что чаще, с рук. Со статива фотографируют моментально малоподвижных животных, компануя снимок по матовому стеклу или видоискателю, а также и весьма подвижных, но в том только случае, когда в поле изображения на матовом стекле заключены все границы, до которых может происходить перемещение животного по плоскости и в глубину. Экспонируют в тот момент, когда животное примет наиболее благоприятное положение, в котором его хотят запечатлеть на снимке.
Преимущества моментальной с'емки со статива — контроль изображения в полную величину и исключение возможности сотрясения аппарата в момент экспозиции, чем предотвращается смещение контуров на снимке.
Фотографирование с рук несколько сложнее. Оно затрудняется тем, что: 1) Изображение контролируется по видоискателю во много раз уменьшенным против величины пластинки, что особенно затруднительно при быстрых передвижениях животного. (Исключение представляют зеркальные камеры, где изображение контролируется в полную величину до момента спуска затвора). 2) Приходится предварительно определять расстояние от аппарата до животного и, зачастую, быстро менять установки несколько раз. 3) В момент спуска затвора камера должна совершенно неподвижно покоиться в руках фотографирующего.
Вообще говоря, при фотографировании животных с рук требуется применение коротких экспозиций, не долее ¹/₁₀ сек., а со стороны фотографа — решительность, верность и быстрота манипуляций, что дается лишь практикой.
Остановимся теперь на вопросе о том, как заставить животное принять нужное для фотографирующего положение в клетке или загоне. Здесь возможно лишь использование приманки в виде любимой данными животными пищи. Заранее выбрав место, куда желают привлечь животное, и произведя соответствующим образом установку аппарата, бросают лакомый кусочек к этому месту или, лучше, кладут его при помощи длинной палки и т. п.
Как только животное подойдет к пище — спускают затвор аппарата. Если с фотографирующим есть помощник, а животное можно кормить из рук, то дело значительно упрощается, т. к. переходя с куском пищи с места на место и подманивая животное, можно поставить его в нужное положение, которое должен тотчас же использовать фотограф. При с'емках домашних животных или прирученных диких проще всего предложить помощнику, подойдя к животному, покормить его из рук так, как нужно для с'емки. Некрупных животных, находящихся в общих садках, можно отсадить в отдельную, небольших размеров клетку и фотографировать со статива, произведя установку по матовому стеклу. Мелких и средних млекопитаюших и птиц удобно фотографировать, поместив их в ящик, одна стенка которого замещена, чистым стеклом, а вместо крышки положено другое такое же стекло, или верх ящика совсем открыт — смотря по его форме и тем животным, которых в нем фотографируют. В этом случае нужно так поставить ящик, чтобы не было рефлексов на стекле, образующих на негативах ореолы.
Значительное неудобство при фотографировании животных представляют сетки и прутья клеток, иногда скрадывающие весьма существенные детали фотографируемых об'ектов. Обойти это неудобство можно несколькими путями — войти в клетку (загон) или просунуть об'ектив в ячею сетки или между прутьями клетки, если фотографируют неопасного, немогущего поранить, зверя. Можно также заделывать контуры решеток на негативах и отпечатках, что представляет особою задачу далеко не легкую, требующую большого навыка в ретуши. Помещая животных для фотографирования в описанный выше ящик и декорируя соответствующим образом его стенки, можно получить идеальные снимки.
В задачу настоящей статьи не входит освещение вопросов дальнейшей обработки снимков: это можно найти в любом руководстве по фотографии. В нескольких словах можно указать, что проявлять моментальные снимки лучше энергичным, мягко работающим проявителем, избегая прибавки бромистого калия. Лучшие отпечатки дают бумаги с глянцевой или полуглянцевой поверхностью.
В заключение необходимо учесть, что при фотографировании животных в зоологических садах обязательно следует, во избежание недоразумений, заручиться разрешением на то со стороны администрации этих учреждений. Следует также войти в соглашение с обслуживающими зверей лицами, чтобы иметь возможность с их помощью проникать за барьеры, и даже в клетки и загоны, а также пользоваться их услугами для приведения животных в нужные фотографу положения.
В большинстве случаев служители охотно идут навстречу (если имеется разрешение администрации), чем значительно облегчается работа и улучшаются качества ее.