В МАСТЕРСКОЙ ПРИРОДЫ, №5, 1929 год. Съемка растений.

"В Мастерской Природы", №5, май 1929 год, стр. 137-142

Съемка растений.

Б. Фалькенштейна.

(С оригинальными фотографиями автора).

Любители-натуралисты в своих ботанических работах нередко сталкиваются с вопросом применения фотографического аппарата к передаче различных картин растительности. Хороший фотографический снимок является иллюстрацией документально объективной, а потому и научно ценной. Точность фотографического рисунка оставляет далеко за собой работу лучших рисовальщиков, а это обстоятельство имеет также весьма существенное значение для научного снимка.

Что же доступно фотографированию в работах любителя-ботаника?

Дерево в безлиственном состоянии.

Прежде всего общие картины растительных формаций данной местности. Характерные группы сообществ. Разнообразные явления биологической приспособляемости. Картины симбиоза и паразитизма. Отдельные растения в различные моменты их жизни. Снимки повреждений животными и человеком. Отдельные фотографии с редких и особенно выдающихся в каком-либо отношении растений в данной местности и т. п. Каждый натуралист-ботаник в процессе работы всегда будет иметь массу случаев проявить личную инициативу при оценке сюжетов, достойных фотографирования.

Для ближних экскурсий в природу и сериозной работы дома предпочтительнее всего стативная камера на размер 13 × 18 см с несколькими двойными кассетами и прочным деревянным стативом. Отдаленные, многодневные экскурсии пешком с таким прибором — обременительны, в виду чего приходится поступиться солидностью аппарата, в целях облегчения багажа. В этом случае можно остановиться на универсальных (для съемок с рук и статива) приборах на размер 13 × 18 или 10 × 15 см, с жестяными кассетами и легким деревянным стативом. Формат 9 × 12 см в некоторых случаях недостаточен, но компактность такого аппарата с металлическим стативом создает ему должную репутацию в снаряжении натуралиста. Форматы менее 9 × 12 см вовсе неудобны для большинства сериозных ботанических съемок. Качества, общие для каждой из камер — длинный мех, передвижение вверх, вниз и в стороны объективной доски и уклоны матового стекла.

Снимок группы цветов.

Что касается объектива, то лучше работать анастигматом, но хорошие апланаты также вполне пригодны для всех ботанических съемок. Особенно большой светосилы от объектива не требуется.

Иногда бывают полезны наборные объективы и телеобъектив. Когда не требуется особенной точности, можно пользоваться (для получения изображения в крупном масштабе) задней мензой двойного симметрического объектива, сильно задиафрагмированной. Далее необходимо при объективе моментальный затвор с медленно действующими скоростями.

Из прочих принадлежностей съемки нужно обзавестись легким покрывалом для наводки на фокус по матовому стеклу, желтыми светофильтрами, необходимыми для большинства ботанических съемок и светонепроницаемым мешком для перезарядки кассет пластинками на отдаленных экскурсиях — легко изготовляемым своими руками. Для уклонов камеры полезно иметь стативную головку.

Следует позаботиться также о непромокаемых футлярах для всего снаряжения.

Отсутствие в продаже плоских пленок заставляет пользоваться исключительно стеклянными пластинками. Из последних особенно необходимы ортохроматические и обыкновенные, нормальной чувствительности, допускающие весьма сильные увеличения снимков без чувствительной потери резкости. Во многих случаях бывает необходима противоореольность пластинок, что достигается обыкновенными средствами, указанными в руководствах по общей технике фотографии.

Образцы ботанических фотографии. — Зима в лесу.

Выбор того или иного сорта бумаги для отпечатков зависит от свойств негатива, характера снимка и личного вкуса работающего. Существующие в продаже бромосеребряные бумаги хороши для всяких научных фотографий.

Негативный и позитивный процессы ничем особенным не отличаются и потому на них мы останавливаться не будем.

Как правило, ботанический снимок производится с установкой изображения в фокус по матовому стеклу камеры. Неподвижность объектов дает возможность тщательно выполнить эту работу. Кадр должен быть подобран так, чтобы соединить научную объективность с художественной внешностью готовой картины. Практикой скоро вырабатывается у натуралиста-фотографа это качество.

Фотографируя растительный ландшафт или сообщество следует выбирать спокойное, мягкое освещение без резких теней. Лучшие результаты получаются в ясный, безветренный день, когда солнце прикрыто легкими облаками. Если перед этим прошел дождь, то растительность, едва обсохнувшая, кажется особенно свежей, а воздух чистым и прозрачным. Открытые ландшафты без выдающегося переднего плана не представляют затруднений при наводке изображения. При картинах с переходами планов, как и при всяких подобных работах, резко устанавливается с полным отверстием объектива средний план изображения, а затем, уменьшением отверстия диафрагмы достигают необходимой степени резкости переднего и заднего планов. В целях сохранения на снимке впечатления пространства, не рекомендуется применять очень малые отверстия диафрагм.

Снимок отдельного цветка в комнате.

Пластинки следует брать ортохроматические и снимать через светофильтр. Водные участки на снимке, капли дождя или росы на яркоосвещенных листьях и т. п., заставляют применять противоореольные пластинки.

Съемка грибов, лишаев, древесных стволов растительных групп и отдельных травянистых растений, или частей их, под деревьями, производится при рассеянном свете, иногда, на простых пластинках без светофильтра. Последний не улучшает качества снимка, когда предмет съемки окрашен в желтый, красный и др. фотографически недеятельные цвета, при отсутствии местной синей и фиолетовой окраски, или же белой, отражающей голубые лучи неба. Всякого рода цветущие растения снимают или на естественном фоне или на фоне щитов (из картона и т. п .), поставленных позади снимаемого растения.

Комнатные растения, а равно и дикорастущие экземпляры, если позволяют условия, можно фотографировать в комнате, в горшках, на искусственных фонах, добившись надлежащего освещения растения соответствующим расположением его относительно окон и установкой белых рефлекторов.

Зимние растительные ландшафты фотографируются тоже на ортохроматических пластинках с светофильтром, в целях лучшей деталировки снежного покрова. При съемках следует избегать дождливой или туманной погоды, а также ветра, весьма мешающего работе, особенно в пасмурные дни.

Съемка листьев, мелких гербарных экземпляров и т. п., хорошо удается в обыкновенной копировальной рамке с безукоризненно чистым негативным стеклом, на которое кладется фотографируемый предмет, а за ним помещается кусок бумаги в качестве фона. Все это зажимается крышкой рамки и фотографируется через стекло.

В целях быстрейшего достижения необходимых навыков в работе, рекомендуется вести журнал съемок, в котором перечисляются все условия работы, аппаратура, дата и точное указание места съемки. Эти данные чрезвычайно важны для сохранения за ботаническими снимками определенного научного значения.