Теперешний период характеризуется особенно усиленной борьбой рабочего класса за свержение капиталистического строя и построение строя коммунистического. В России рабочему классу впервые удалось достичь крупных побед. Диктатура капиталистов свергнута и заменена диктатурой пролетариата, строющего новое социалистическое государство. Но борьба еще не закончена. Понадобится еще, может быть, несколько поколений, чтобы окончательно уничтожить мировую буржуазию и построить коммунизм. А отсюда вывод — новое молодое поколение необходимо подготовить к их будущей общественной работе борцов за дело рабочих и строителей социалистического хозяйства.
Мы — коммунисты — говорим, что подготовить борцов и строителей можно только активным участием в этой борьбе и строительстве тех, кто подготовляется. Вдали от арены пролетарской борьбы (в какой бы форме она ни проводилась) хороших борцов не воспитаешь. Но это участие подготовляющихся в строительстве и борьбе рабочего класса должно иметь плоть и кровь, т.-е. должно иметь определенное содержание и форму. От содержания работы зависит многое. Пионерская организация только тогда будет коммунистической детской организацией, когда содержание работы будет отвечать этому названию.
5-й всероссийский съезд РКСМ не мог ясно и точно определить содержание пионер-работы. "Основные элементы программы", выработанные ими, говорят за то, что тогда этой четкости и ясности еще не было, да и быть не могло. Слишком неоформлено было само детское движение. Сейчас организация значительно выросла. Мы отбросили разряды, длительную игру, как основной метод пионер-воспитания и переходим к более четкому определению содержания и форм нашей работы. Это содержание к 6-му съезду РКСМ вырисовывается довольно ясно и поэтому обобщить его мы имеем полную возможность; красной нитью через всю работу должна проходить та мысль, что: 1) пионерский отряд — активный участник всей окружающей жизни и 2) пионерский отряд организатор детской общественности.
Всю работу пионерской организации можно разделить на 4 области:
1) общественно-политическая работа,
2) трудовая,
3) физическое развитие,
4) культурно-образовательная работа.
Причем все эти области самым тесным образом между собой переплетаются, и последние три находятся в подчинении у первой, главенствующей, общественно-политической работы.
Культурно-образовательная работа выдвигается нами в особую область только потому, что этой работе нам приходится уделять довольно много внимания, ибо часть пролетарских детей вообще умственного развития не получает, а часть, учащаяся в школах, получает его или недостаточно, или в совершенно ненужном виде. Вообще же говоря, культурно-образовательная работа является только частью общественно-политической.
Сюда прежде всего относится проведение всякого рода кампаний как отмеченных в положении об этапах работы, так и не отмеченных там. Здесь следует отметить, что в большинстве случаев эти кампании проводятся чрезвычайно поверхностно. Дело отряда не только как-нибудь провести кампанию, а хорошенько к ней подготовиться и проработать, а после проведения закрепить. Что это значит? А это значит, что, проводя, например, кампанию помощи беспризорным или годовщину Красной армии, надо не только провести беседу, а и распределить ребятам между собой целый ряд конкретных обязанностей:
а) собрать статистические сведения,
б) составить диаграммы,
в) сходить и описать жизнь беспризорных детей или красноармейский уголок,
г) завязать с ними связь,
д) собрать всевозможные рисунки, вырезки стихи,
е) сделать ряд вещей, моделей, не говоря уже про выпуск стенной газеты, устройство вечеров, спектаклей и т. п.
Проделав это, полученный материал закрепить в своем звеньевом уголке. Прорабатывать и закреплять нужно не только кампании но и всякого рода работу (экскурсии, прогулки и пр.).
Одним из самых важных элементов общественно-политической работы должна быть связь с РКСМ, партией, профсоюзом и госорганами.
Связь с РКСМ должна быть особенно сильна. Пионерский отряд должен участвовать во всей жизни комсомольской ячейки и Комсомола в целом. Выделение представителей в бюро ячейки и обратно, посещение общих собраний ячейки, совместное устройство революционных вечеров и проведение комсомольских праздников, помощь ячейке в расклейке плакатов, листовок, разноске объявлений, обслуживание съездов все это должно послужить к тому, чтобы связь с Комсомолом была крепка и, главным образом, на практической работе. Такая же связь должна быть с ячейкой партии.
Надо добиться того, чтобы пионеры постоянно помнили и гордились тем, что они должны быть комсомольцами, а затем и коммунистами. Важным элементом общественно-политической работы является связь пионеров с производством и тем бытом рабочих, который вокруг этого производства вращается. Прежде всего необходимо добиться того, чтобы пионеротряд: а) посредством ряда экскурсий, описанием и проработкой их ознакомился с самым производством, б) был все время в курсе жизни предприятия, посылая своих представителей (по договоренности) в разные органы и комиссии предприятия, помогая им в работе.
Ни одно событие, ни один факт жизни завода не должны пройти мимо отряда. Связь с бытом рабочих может выразиться в помощи рабочим клубам, библиотечкам, наведении чистоты и порядка в рабочих казармах, участием в октябринах и революционных свадьбах и т. д. Работа в своей семье также должна стать важной частью этой связи с бытом рабочих.
Связь с Красной армией должна носить постоянный характер. Ее героическое прошлое, современная жизнь и будущее должны постоянно питать пионеров революционно-боевым настроением. Связь с какой-либо воинской частью, посещение пионерами кр-их клубов, уголков, военных лагерей, казарм, организация обратного посещения красноармейцами отрядов, бесед старых красноармейцев, вечера и т. п., должна быть налажена каждым отрядом.
Особенно летом должна быть налажена связь отрядов с деревней и совхозами. Здесь перед отрядом необъятное поле работы.
Каждый даже мелкий факт общественно-политической жизни должен обязательно учитываться пионерским отрядом, разбираться там и получать то или иное отражение. Еще раз повторяем пионерский отряд — активный участник всей окружающей жизни и всюду вносит свое коммунистическое влияние.
Но пионерский отряд не ограничивается только своим отрядом. В окружающую общественно-политическую жизнь он втягивает все массы пролетарских детей, являясь их организатором и вождем. Он должен знать, чем живут и дышут пролетарские дети его района.
Первая необходимая работа, которая при этом изучении выявляется, это улучшение экономического положения пролетарских детей. Помощь Комсомола в борьбе с детской эксплоатацией, недопущение побоев детей с чьей бы то ни было стороны, активное участие в борьбе с детской беспризорностью и втягивание в эту борьбу всех масс детей и взрослых — должно стать постоянной работой отрядов.
Ни одно начинание ОНО, Совета, Здравотдела и др. учреждений, касающееся детей, не должно пройти мимо пионерского отряда. Отряд должен быть застрельщиком этих начинаний. Одновременно с этим пионеры должны вести среди широких масс детей коммунистическую пропаганду, организовывать среди остальных ребят и вместе с ними игры, вечера, детские площадки, созывая конференции неорганизованных детей и т. п.
Особо важной работой пионерорганизации должна стать работа в школе и детдомах. Через пионерские форпосты организовать общественную жизнь учеников, втягивать их в общую жизнь и борьбу рабочего класса, совместно с передовым учительством бороться со старыми предрассудками за создание новой школы. Вот громадная область работы, которая нами проводится очень слабо. Нужно добиться того, чтобы работа в школе занимала большой процент нашей работы.
Порядочное внимание должно быть уделено так-называемому интернациональному воспитанию. И внутри организации и среди всех пролетарских детей должна проводиться пропаганда интернациональных идей. Переписка с западными группами должна быть одной из форм этой пропаганды.
Антирелигиозная пропаганда должна вестись регулярно и настойчиво, но осторожно. Основой ее должно стать материалистическое объяснение истории.
Приобретение пионерами политических знаний (кружки, беседы, чтение) должно итти параллельно с их общественной деятельностью и дополнять ее.
Общественно-политическая деятельность должна связать пионеров и всех пролетарских детей с окружающей жизнью взрослых рабочих, развить в них классовое самосознание и приучить к общественно-коллективной жизни и работе. Трудовой характер ее все время должен подчеркиваться.
1) Сюда прежде всего относится работа в мастерских или отрядных, или районных. Особое внимание здесь нужно обратить на ознакомление ребят с инструментами и материалом (сильно специализироваться по областям, как это было в скаутской практике, никоим образом не следует). Необходимо добиться приближения мастерских к данному производству, связывая их работу с изучением этого производства (экскурсия в мастерские фабзавуча, заводы и т. п.). Работа в мастерских должна обслуживать нужды отряда клуба и частично самих пионеров.
2) Работа на отрядном или звеньевом огороде, саду, поле и т. п.
3) Трудовая работа по общественной помощи, на крестьянских огородах, лугах, полях, в городе, работа в садах, скверах, помощь детдомам, яслям и пр.
4) Трудовая работа и навыки самостоятельной жизни во время трудовых лагерей, экскурсия, работа, которая у нас называется пионер-практикой, самообслуживание и уборка клубов и пр.
5) картонажная работа, выпиливание, лепка, некоторые трудовые игры и т. п.
Задача трудовой работы заключается в том, чтобы ребята получили навыки производительного труда, были бы втянуты, как организованная единица, в труд взрослых и приучились бы не просто к труду, а к труду коллективному и общественно-полезному.
1) Это прежде всего исполнение обычаев юных пионеров о ежедневных упражнениях для каждой части тела и др.
2) Ходьба, вольные движения и легкая атлетика.
3) Некоторые виды спорта, плавание, гребля, катание на лыжах, коньках и целый ряд игр, развивающих те или иные органы.
4) Изучение и исполнение правил санитарии и гигиены (личная гигиена, общественная, отрядная), первая помощь и т. п.
5) Индивидуальное развитие неправильно развившихся или недоразвившихся органов. Физическому развитию пионеров, в особенности летом, необходимо уделить много внимания. Эта работа выделяется в особую область в связи с ухудшением здоровья детей и необходимостью создать здоровое поколение рабочего класса.
1) Сюда прежде всего относится изучение природы в связи с экскурсиями в нее и работами на огородах, садах, полях. Наблюдение над жизнью животных и растений, метеорологические наблюдения и пр.
2) Получение историко-географических сведений о родной местности, а затем и всей страны.
3) Изучение основных положений физики, химии и др. наук (главным образом, через практическую работу, в играх и забавах).
4) Ликвидация неграмотности среди детей пионерского возраста.
Работа художественных, музыкальных, драматических и др. кружков.
5) Устная и рукописная газета и чтение литературы.
6) Устройство массовых вечеров и праздников.
7) Игры и забавы, носящие культурно-образовательный характер.
Руководители отрядов должны внимательно следить за тем, чтобы культ-образовательная работа от остальной работы не отрывалась. Практика показала, что это случается довольно часто.
Вот вырисовавшиеся вполне ясно и отчетливо формы содержания работы. К этому необходимо прибавить, что при проведении этой работы не надо уклоняться ни в сторону слишком сильного серьезничания, ни в сторону увлечения играми и спортом.
Психо-физиологические особенности ребят пионерского возраста должны все время учитываться.
Необходимо серьезную работу преподносить ребятам в увлекательной форме и перемешивать ее с живыми и любимыми занятиями игры, песни, спорт. Задача руководителя заключается в умелом комбинировании этих форм работы.
М. Зак.