ВОЖАТЫЙ, №2, 1924 год. Н. Бухарин о юных пионерах.

"Вожатый", №2, июнь 1924 год, стр. 6-9

Н. Бухарин о юных пионерах.

(Из доклада на XIII съезде РКП).

Я перехожу к первому разделу тезисов — к вопросу о пионерах. Этот вопрос ставится в таких партийных организациях, как наш партийный съезд, впервые.

Я должен сделать одно маленькое замечание, так сказать, личного характера. Должен сказать, что если для нас, коммунистов, требуется какой-нибудь особый психологический заряд для того, чтобы выполнять ту работу, которую взвалила на наши плечи история, то само собой понятно, что этот психологический заряд действует в первую очередь тогда, когда мы видим и ощущаем реальные результаты этой работы, как кусок некоего нового. И вот я должен сказать лично про себя, что из всего того, что мне приходилось видеть за последние годы, пожалуй, самым многообещающим, наиболее показательным, наиболее радующим коммунистический глаз является организация юных пионеров. Вовсе не потому, что приятно смотреть на парад и вовсе не потому, что это просто красивое эстетическое зрелище, а именно потому, что вы видите здесь кусок нашего будущего, вы видите, как здесь строятся такого типа отношения и здесь вырастает такая психология, которые представляют из себя самое прочное из приобретений за время революции.

Если раньше, до революции, мы очень часто представляли себе дело так, что почти сейчас же после революции кривая нашего благосостояния начнет подниматься, то в этом мы ошибались. Мы видим, что дело обстоит совсем не так. В самом деле, вот мы уже 6—7 лет стоим у власти. Скоро, пожалуй, и забудем, какой год мы стоим у власти. Мы, тем не менее, еще далеко-далеко не возвратились к тем цифрам в производстве, к тому уровню развития производственных сил, которые были характерны для довоенного периода, и с этой точки зрения — при сравнении — у нас пока что нет никаких приобретений, кроме отрицательных. Но у нас есть одно такое приобретение, которое стоит всех остальных, потому что оно, в конечном счете, обеспечивает и все остальное; оно нам драгоценно и тем, что, в конечном счете, не только доходит, но и переходит всякие довоенные цифры.

И это — создание нового типа людей. Это создание нового типа людей с новыми отношениями, новыми навыками, новыми устремлениями, новой психологией и с новым идеологическим строем, это есть основное приобретение, которое обеспечивает нам развитие на целые годы нашего будущего.

Я не буду вас здесь затруднять большим количеством цифр. К V съезду РКСМ, т.-е. к октябрю 1922 г., эта организация насчитывала всего-навсего 4 тысячи человек, а к 1 мая 1924 г. она насчитывает около 200 тыс. чел. Конечно, сама по себе эта цифра еще очень мала. Но с точки зрения динамики отношений, с точки зрения роста — это все-таки кое-что. Я позволю себе сказать несколько слов о характере работ этих юных пионеров. Мне, к сожалению, нельзя будет использовать на нашем партийном съезде весь тот материал, который мы собрали. Я созывал совещания и с пионерами, и с деревенскими комсомольцами, и с комсомольцами низовыми с фабрик и заводов и стремился получить сведения не только официального характера, но и такого, который бы показывал внутреннюю жизнь наших низовых ячеек. Позвольте вам сказать несколько слов об одной из ячеек, чтобы дать вам картину пионерских организаций. На бывшей Прохоровской Мануфактуре в домах рабочих при начале работ жило около 3½ тысяч детей. Сначала было организовано 180 человек, но затем, из-за отсутствия руководителей и средств, сразу пришлось сократить эту цифру до 80 человек. Помещение, которое они занимают, в полуподвале, очень маленькое, примерно, две кв. сажени. Ячейка РКСМ относится хорошо, ячейка РКП "относится совсем несерьезно", как говорил товарищ. Беспартийные рабочие сперва частью относились положительно, но большинство рабочих, и женщины в особенности, выжидательно: — посмотрим, что выйдет из всей этой истории? Потом, после организационной работы этих пионеров, возник вопрос об их отборе. Они ввели строгие правила при приеме, пожалуй, не менее строгие, чем при нашей последней партийной чистке, даже более строгие. Спрашивали при приеме: не куришь ли? не хулиганишь ли? Кстати, был такой случай, что одного из детей нашего ответственного работника в одной пионерской организации почти затравили за то, что он послал прислугу спросить: когда будет такое-то и такое-то районное собрание? — Какой, дескать, ты трудящийся! Таким образом, произвели отбор публики.

Внутри пионерской организации весьма серьезно была поставлена задача дисциплинирования. При этом нужно сказать, что пионеры очень часто по своей дисциплине и по своей организованности превосходили комсомольские организации. Затем они стали развивать свою деятельность дальше: организовали кружок второй ступени, захватили под свое влияние детский дом.

Сейчас они заняты работой по организации пионерского дома. После того, как они несколько окрепли, они стали запускать свои щупальцы по линии влияния на родителей, что чрезвычайно важно, потому что самый основной корень новой борьбы — это современная организация семьи. И с этого конца мы имеем детскую организацию, которая своими слабыми ручонками разрушает старые отношения в этой семейной организации, т.-е. ведет медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима.

Они стали созывать вместе со своими руководителями собрания родителей рабочих. Родители сперва были выжидательно настроены, потом они стали эти собрания все более и более охотно посещать. Что развилось на этой почве? Процветало иногда битье этих маленьких детей за то, что они принадлежали к пионерам. Пионеры повели упорную, ожесточенную борьбу против этого. В результате была организована пятерка из представителей пионеров, комсомольцев и фабзавкомов, которые обходили рабочих, бьющих своих детей, делали внушения, иногда привлекали к суду; таким образом создается новый тип отношений.

Наступила Пасха в этом году. Родители стали гнать своих детей, чтобы они ходили в церковь. И вот в полуподвальном помещении за несколько дней до пасхи скопился не один десяток детей, которые ушли из дому и не показывались туда, выдерживая эту борьбу с такой свирепостью, что в конце концов победили и поставили своих родителей перед совершившимся фактом. (Аплодисменты).

Далее, мы имели такое громадное событие в нашей партийной жизни, как ленинский призыв. Пионеры, эти молодцы, во многих случаях оказывали такое влияние на своих родителей, что они тащили их в партию, заставляли записываться и делали все, чтобы склонить их к вступлению в партию. (Аплодисменты).

Таким образом, вы видите, что эта работа, которая совсем не видна, выражается вовсе не во внешних декорациях и признаках, но содействует перерождению наиболее консервативной бытовой сетки, которая является оплотом отношений старого типа.

Началась работа, и вы увидите, какая изобретательность требуется от этих маленьких ребят. Партия и советская власть в связи со смертью Ильича бросили лозунг организации помощи беспризорным. Фабзавкомы склонны всегда тратить деньги экономно, помогая только своим заводским; для "чужих" материальных средств не оказывается. Эти славные мальчишки и девчонки украдкой от фабзавкома организуют помощь беспризорным. Если бы вы прочитали когда-нибудь, в каком положении у нас находятся "педагогические учреждения", где находятся беспризорные, у вас волосы встали бы дыбом, потому что у нас нет еще такого кадра педагогов, которые могли бы надлежащим образом подойти к беспризорным, испорченным в несколько лет улицей, торговлей, спекуляцией, проституцией и т. д. Эти маленькие люди хорошо знают детскую психологию. Они, как показал опыт, часто лучше патентованных педагогов подходят к этим беспризорным. Само собою разумеется, что вовсе не всюду дело обстоит так благополучно, как я говорю, но то, что учреждение развивается по такой линии, достаточно, чтобы не отмахнуться презрительным жестом, как это делают папаши и дедушки этой мелкоты. Это большой базис для нашей будущей работы.

Они проникают и в деревни. Я знаю, что они из Москвы едут по железным дорогам в деревню, и когда они появляются в деревне, они сперва вызывают изумление, а потом привлекают деревенских детей и настолько образцово себя ведут, что и тут производят революционную, хотя и незаметную на первый взгляд работу.

Я, товарищи, привел вам картину, основанную на опыте одной из ячеек организации юных пионеров. Я не имею здесь возможности говорить о целом ряде других примеров, но уже из этой картинки вы видите, насколько важно обратить внимание на это движение. Если вы не будете наблюдать за этой молодежью, обещающей быть могучим и в высшей степени революционным поколением, если она вырвется у вас из рук, то мы лишимся возможностей, потеря которых граничит с партийным преступлением.

Я должен очень кратко сказать о нескольких проблемах, которые стоят здесь перед нашими товарищами из организации юных пионеров. Первая проблема — проблема руководства. У них нет достаточного количества сил. Это — во-первых, и, во-вторых, у них не решен вопрос, кто должен ими руководить. Есть тенденции, которые мы наблюдаем на Украине, когда организация юных пионеров непосредственно примыкает к нашей партийной организации, в подавляющем же большинстве пионерами руководит организация комсомольская, около 75 проц. руководящего состава юных пионеров находится в руках комсомольцев, которые работают очень хорошо. Но партия, как целое, в своих законодательных инстанциях не имела никакого отношения к этому движению.

Вторая проблема — материальные средства. Об этом я скажу очень кратко, ибо что же говорить, когда этих средств нет. Должен заметить, что очень часто и здесь эти молодые наши будущие товарищи обнаруживают чудеса изобретательности. Они обхаживают наших хозяйчиков, навязывая эти красные галстучки, которые так расхватываются, и сколачивают на то, чтобы купить свои повязочки и пр., и пр. Эта проблема, взятая даже с педагогической стороны, очень сложна. Здесь многие даже улыбаются, но даже такая сложная проблема, как половая, играет у них исключительную роль, как это обнаруживается из всех решительно рассказов работающих в организации юных пионеров, так что здесь необходим тонкий, деликатный и в высшей степени педагогический подход. Затем проблема очень крупного организационного порядка, которая состоит в том, как увязать организацию этих юных пионеров с организациями социального воспитания. Что касается руководства, то в общем решение должно итти по той линии, что партия должна руководить через Комсомол этими организациями. Относительно увязки с организацией социального воспитания, мне кажется, что здесь не должно быть конкуренции, как это часто наблюдается. А эти органы должны опереться на соответствующие организации, которые касаются социального воспитания и заняты специально этими вопросами.

Есть еще несколько общих идейных уклончиков у руководителей организации юных пионеров. Первый уклончик можно было бы назвать организационным сепаратизмом, когда они стремятся организоваться совершенно независимо от Комсомола. Точно так же, как наблюдается небольшая тенденция у некоторой части отсталых комсомольских слоев до известной степени действовать сепаратно от партийной организации. Такая сепаратистская линия наблюдается на Кавказе. Там есть известный уклончик. (Голоса: "Какой?"). Товарищи, не пугайтесь, пожалуйста, слова уклончик, я ведь не сказал, что он мелкобуржуазный. Есть другого типа общий недостаток работы, который можно было бы назвать механическим перенесением приемов и методов работы, целесообразных для взрослых, в детские организации. Я хочу сказать о писании протоколов, о портфелях и пр. и пр. Есть в отдельных организациях некоторая переоценка специфичеки военных методов; так, например, обстоит дело в ленинградской организации.


1) Курсив всюду наш — Ред.