"Вожатый", №2, июнь 1924 год, стр. 16-20
Любой вожатый отряда, вероятно, не один раз ломал свою голову над тем, как лучше овладеть методикой пионерработы, чтобы успешно вести свой отряд. Некоторые, пытливо доискиваясь раскрытия "секрета" пионерработы, жадно ищут его в книжках... которых еще нет, другие ждут, что найдется кто-либо из "вумных" пионерработников и выразит суть методов пионерработы в двух-трех словах, в формуле, проглотив которую сразу узнаешь "соль" методики.
Как бы то на было, но налицо очевидный факт — все практические пионерработники горячо стремятся подробно узнать методы пионерской работы. Сама жизнь толкает на это.
Мы полагаем, что подробное знание методики пионерработы может дать пионерработнику только личный опыт, связанный с самоизучением и обобщенный с опытом других товарищей.
В настоящем очерке мы попытаемся подытожить опыт методики пионерработы, дать ее основные линии и тем облегчить работу вожатых отрядов. Этот очерк вовсе не является законченным "рецептом", целиком и полностью избавляющим от всех бед, повторяем он дает лишь основную сущность методов пионерработы, знать которые и вести по ним работу должен всякий.
Самым необходимым условием, предпосылкой для успеха работы в пионерском отряде прежде всего является следующее: состав звена должен быть подобран добровольно самими ребятами, в звене должно быть 8—10 чел., не больше, в отряде должно быть 4—5 звеньев — не больше 40—50 челов., вожатые звеньев должны быть выбраны, а не назначены, должен иметься постоянный вожатый отряда и совет отряда — из вожатых звеньев, вожатого отряда и представителя от бюро ближайшей ячейки РКСМ.
Все это "азбука", без которой нельзя двинуться вперед. Все это должно соблюдаться строго и неуклонно, без всяких отступлений. Малейшее уклонение в сторону будет сейчас же тормозить работу. Только имея налицо эти условия, и можно ставить вопрос, как, какими методами надо вести пионерские занятия.
Как же в общем строятся занятия в пионерском отряде? Какова их основная схема?
Правильная схема занятий в отряде, уже окрепшем и давно работающем, заключается в том, что раз в неделю устраивается общий сбор отряда и 4 раза занятия звеньев. Это минимум, от которого отступлений также не должно быть.
Недопустимо, чтобы отрядные сборы устраивались нерегулярно — когда раз в 2 недели, когда раз в неделю, а когда два раза в одну неделю. Отрядный сбор должен устраиваться регулярно, в определенный, наиболее для ребят свободный день. Таким днем, пожалуй, лучше всего избрать воскресенье. Отрядный сбор должен собираться аккуратно в заранее назначенный час, без всяких опозданий и затягивании, в точно указанном месте.
Если слишком редко собирать отрядный сбор, ребята не будут получать "заряда", толчка, подъема на работу (что должен регулярно давать умело поставленный отрядный сбор).
Если созывать отрядный сбор часто — ребята будут перегружены, утомлены, у них может появиться равнодушие к работе, а этого не должно быть.
Значит — все надо давать в меру, сообразуясь с силами ребят.
Тщательно учтенный опыт показал, что именно целесообразнее всего отрядные сборы устраивать раз в неделю, не больше не меньше.
Место отрядного сбора должно быть указано точно заранее, чтобы каждый пионер знал — куда ему надо придти.
Зимой отрядные сборы чаще всего устраиваются в помещении, в пионерском клубе, но иногда и на открытом воздухе, когда сбор бывает связан с прогулкой.
Летом надо обязательно стараться, чтобы отрядный сбор устраивался на открытом воздухе, в саду, на площадке, на лужайке. Нельзя допускать, чтобы в летнее время ребята на пионерских сборах "мариновались" в душных помещениях. Обычно сидят ребята на таком сборе или бегают по комнате — кислые потные, с утомленным видом и иногда с больной головой. Воздух полон пылью. А рядом в окно виднеется зеленая лужайка, небольшой сад, в котором одни воробьи чирикают весело и задорно, как бы подсмеиваясь над недогадливыми пионерами, не желающими использовать солнце и летний свежий воздух. Если такая картинка часто встречается в школах, то в пионерских отрядах ее вовсе не должно быть.
Программа отрядного сбора должна быть разнообразной, подвижной, вполне отвечать особенностям детского возраста. Нельзя допускать, чтобы весь отрядный сбор состоял только из одного собрания, на котором делается куча "прекрасных" докладов. Такие сборы сушат ребят и губят всю работу, создают ребят, которые умеют красно говорить, но очень мало практически делать.
Пионерский сбор по своему строению ни в коем случае не должен копировать собрание партийной или комсомольской ячейки. То, что посильно и необходимо по форме взрослым, детям совершенно не годится. Методы работы взрослых нельзя полностью копировать.
Надо, чтобы в программе было разнообразие, чтобы ребенок смог попеременно использовать свои органы, сделать так, чтобы на отрядном сборе ребята и попрыгали, и побегали, и поиграли, и песни спели, и беседу послушали, и что-либо практически сделали.
Никакого "натаскивания", усвоения только "догматов" — не должно быть. Революции нужны сознательные люди, в одно и то же время и исполнители и организаторы, а не механические манекены, знающие готовые формулы и умеющие только выполнять приказанное свыше.
Программы отрядных сборов не должны постоянно забиваться "индейщиной" — вязаньем узлов, изучением знаков, сигнализацией, постройкой висячих мостов и пр.
Ни в коем случае не надо также превращать отрядный сбор в сплошное занятие по физкультуре, начиная всю программу сбора отдельными видами спорта, пирамидами, вольными движениями и пр.
Каждый раз программа отрядного сбора должна быть отличной, не похожей на предыдущий сбор. Если прошлый сбор начат был с песни и окончен беседой, то сегодняшний сбор надо начать с игры и провести по другому, не повторяя целиком прошлого сбора. Повторение и однообразие очень скоро надоедает ребятам, и тогда работа идет вяло.
У хорошего пионерработника каждый раз программа сбора отряда является новой, свежей и всегда увлекательной для ребят.
Надо стремиться также, чтобы отрядный сбор был отличным, непохожим и на звеньевые сборы. Элементы сборов звена и отряда, количество этих элементов должны быть различны. Незачем, например, на отрядном сборе вести работу в мастерских — это нужно делать по звеньям вне отрядного сбора, не надо также на отрядном сборе заниматься чтением по звеньям, подготовкой материала для звеньевых или отрядной газет по звеньям.
Отрядный сбор есть сбор всех ребят для одновременных общих совместных игр и занятий. Мелкие же отдельные вопросы, повседневная работа — все это разбирается и проводится на звеньевых сборах, иначе получится совершенно неэкономная нецелесообразная и вредная трата времени и пионерской энергии.
Правильная программа отрядного сбора должна представлять собою различное сочетание следующих элементов: а) игры, б) беседы, в) физкультуры, г) пения, д) обсуждения текущих дел отряда.
Уметь составлять программу отрядного сбора — очень важное и ответственное дело. Программа не должна стряпаться за 5—10 минут до сбора. Нельзя ее "высасывать из пальца". Программа, ее основные части приготовляются заранее до сбора. Составление ее зависит от того, какие задания неделю тому назад были даны звеньям через вожатых звеньев.
Отряд собирается на отрядный общий сбор не для того, чтобы выполнить что попало. Заняться чем угодно, лишь бы весело было — нет — на отрядном сборе выявляется и подытоживается проделанная за неделю работа звеньев.
Значит, на отрядном сборе пионеры будут сообща играть в те новые игры, которые они разучили в звеньях за эту неделю.
На отрядном сборе пионеры сообща споют те песни, которые они уже приготовили на звеньях за неделю.
Они покажут сообща те пирамиды и те вольные движения, которые за прошлую неделю в звеньях они уже приготовили.
Но беседа (которая проводится руководителем отряда) будет проводиться на ту тему, проработке которой посвящается ближайшая очередная неделя.
Если следующую неделю основной работой пионеротряда будет усиленная подготовка к 1-му мая, то на отрядном сборе в это воскресенье проводится беседа, в которой центральной темой является 1-е мая. Может, конечно, случиться и так, что следующую неделю будет не только усиленная подготовка к 1-му мая, но и участие в кампании воздухфлота. Тогда в беседе о 1-ом мая затрагивается и вопрос о воздухфлоте, но в свете задач пионерских к 1-ое мая.
Просто "ляпать" беседы "о чем попало" — о Спартаке — так о Спартаке, о Пуанкаре — так о Пункаре и т. д. — нельзя, иначе тогда с ближайшей работой отряда никакой связи не будет, а беседа на отрядном сборе как раз и должна давать основной лозунг, под которым пойдет очередная работа.
Беседа должна дать толчек, подъем к предстоящим новым трудам пионеров. Она должна захватить, зажечь ребят. Поэтому никогда не надо на сборе читать длинные теоретические лекции о вреде курения, о первоначальном накоплении капитала, о пользе нэпа и т. п.
Всякие лекции с длинными выводами, как бы они ни нравились самому вожатому отряда, не по вкусу ребятам, особенно бойким. У ребят нет еще сосредоточенности — мысли их блуждают, а поэтому во время длинных бесед, докладов, лекций да еще с выводами — ребятам скучно, они начинают ловить мух, дергать друг друга и т. п.
Всякую беседу, особенно на отрядном сборе, надо вести в ярких конкретных увлекательных образах, давать больше фактов, сравнений, примеров, а между ними вставлять короткие выводы. Надо стараться также, чтобы в беседу иногда вставлять пояснения на практике и упражнения. Например, — спеть отрывок новой песни, показать иллюстрации, проделать новое упражнение и т. п. Полезно иногда в беседе спрашивать ребят, как бы они сами поступили в том или ином случае — это развивает быструю сообразительность.
Обсуждение текущих дел отряда на отрядном сборе включает в себя заслушивание отчета совета отряда, утверждение постановлений совета отряда о приеме и исключении, и обсуждении других, наиболее важных вопросов текущей жизни, уже случившихся за текущую неделю или еще намечаемых.
С чего начинать отрядный сбор? С беседы, или с игры? или с маршировки?
Всегда лучше всего начинать с действий, с игры, возни, коллективного крика. Этим сразу оживляются и заинтересовываются ребята. С беседы начинать не годится — ее целесообразнее всего проводить в конце сбора.
Начинать с маршировки, с "парада" в пионерском отряде совсем не гоже, — у нас не скаутская организация и не воинская часть.
Всю программу сбора надо проводить на состязательных началах между звеньями. В игре звено должно состязаться с другим звеном, а не пионер с пионером.
В общем итоге сочетание элементов программы отрядного сбора, каждый раз построенное в определенном направлении, каждый раз объединенное одной идеей — представляет собою своеобразный маленький комплекс. Несмотря на свою разносторонность, правильная программа сбора все же не является разорванной, составленной случайно из отдельных кусков. В нашей программе сбора отряда должна быть цельность, объединенность одной идеи.
Когда так именно мы и строим свою работу, тогда она является увлекательной и понятной для самих ребят, вполне отвечает потребностям их возраста.
Каждый пионерработник всегда должен добиваться, чтобы элементы программы сбора отряда, будучи разносторонними, в то же время преследовали бы одну цель.
Разносторонность, связанная одной идеей, но не раздробленность, не отдельные бессвязные куски — вот суть программы отрядного сбора.
Отрядный сбор не должен затягиваться дальше 4 часов. На практике сейчас иногда получается наоборот — засиживаются до поздней ночи и в результате вместо пользы — вред, пионеры ходят зеленые, утомленные. Никогда не надо затягивать отрядный сбор, иначе можно отбить у ребят всякую охоту приходить на сбор.
Время от времени вожатый отряда должен производить обще-гигиенический осмотр всех — чистота рук, лица и пр.
Можно также соединять отрядный сбор с проведением общественно-трудовой работы. Например, устройство воскресника в детском саду, очистка рабочего сада. Тогда все части программы сбора слегка сокращаются.
Отрядный сбор иногда для разнообразия можно соединять и с прогулкой, с экскурсией, но все же по возможности в пределах 4 часов. Часто делать это не рекомендуется.
Общее руководство отрядным сбором, в частности проведение беседы, спортзанятий обязательно лежит на вожатом отряда, как на непосредственном руководителе всех ребят. Не надо допускать, чтобы на отрядном сборе беседу, спортзанятия проводили посторонние, непосредственно не связанные с работой данного отряда, иначе нарушается цельность программы.
Взрослых на сборе вообще не должно быть (они стесняют ребят); если же и допускать, то самое малое число и с обязательством — принять активное участие во всех играх и занятиях.
Что же делается на звеньевых сборах? В течение недели в звеньях идет проработка и закрепление той темы, на которую была проведена беседа последнего отрядного сбора. Проработка идет под непосредственным руководством вожатых звеньев, в начале недели уже получивших задания от совета отряда и вожатого отряда.
В окрепшем отряде каждое звено сможет устроить в неделю четыре занятия — каждое из них в среднем продолжается 1½—2 часа не более.
Два занятия обычно почти целиком используются для работы в мастерских отрядного или районного клуба. В мастерских ребята работают не по группам, не по возрастам, а по звеньям, учитывая, конечно, при распределении работы силы каждого пионера.
Остальные два занятия используются для бесед, занятий по физкультуре, для подготовки к очередным кампаниям, революционным праздникам, для общественно-практической работы на стороне, для подготовки материала к стенной газете, для игр, для подробного изучения законов и обычаев, для чтения работы в уголках и пр.
Таким образом, в звеньях идет повседневная кропотливая работа над выполнением данных им на эту неделю конкретных заданий.
В звене обсуждаются текущие дела звена, разучиваются новые песни, новые игры, новые физические упражнения и проч. На звеньевом сборе пополняются всеми пионерами звеньевые уголки.
Уголки являются зеркалом, наглядно отражающим работу каждого звена. Они должны иметься в каждом звене.
Обычно, каждая программа звеньевого сбора составляется из следующих основных элементов: а) трудовая работа, б) общественно-практическая работа, в) разбор очередных дел и беседа вожатого звена, г) игры и физкультура.
Все эти элементы каждый раз сочетаются самым разнообразным образом так же, как и в программе отрядного сбора. Звеньям лучше всего собираться на свои занятия по вечерам, когда все ребята свободны. Сбор звена вожатый звена может, устроить в любом месте — во дворе, на улице, на площадках, в саду (исключая, конечно, работы мастерских).
Считаясь с заданиями, звено может посвятить весь свой сбор экскурсии на завод, в деревню, устройству субботника для детдома, беспризорных и т. д.
Звеньевые сборы проводятся обязательно вожатым звена или его помощником. Он руководит сбором и отвечает за него, он же проводит и текущие собеседования о законах и обычаях. Из взрослых можно допускать комсомольцев или партийцев, используя их для руководства работой мастерских или для проведения небольших бесед, углубляющих основную тему недельной работы всего отряда. Например, если всю неделю идет проработка темы: "первое мая", то на звене комсомолец или партиец может провести маленькую беседу о том, как 1-е мая прошло на фронте в 1919 г. Проведение таким путем бесед на звеньях не будет рассеивать внимания пионеров, а поможет им глубже и всесторонне проработать и осознать главную тему, в данном случае "первомайский праздник трудящихся".
Вожатый отряда, приходя в звенья, не вмешивается непосредственно в их занятия, он только дает, смотря по надобности, инструктивно-методические указания вожатому звена и учитывает общий ход звеньевой жизни.
Некоторые вожатые отрядов полагают, что задания вожатые звеньев должны получать на заседании совета отряда, но... наряду с этим часть пионерработников создает еще особую школу вожатых или инструкторские звенья.
Горький опыт наглядно убеждает в нелепости, в ненужности, вредности такой постановки дела, когда в отряде существуют рядом — совет отряда из вожатого отряда и вожатых звеньев и школа (или особое звено) вожатых звеньев — это обычно значит, что руководитель отряда не понял сути звеньевой системы и в таком случае нечего и удивляться слабости пионерработы.
Нельзя так вести занятия — не надо создавать особых школ, особых звеньев вожатых — этим мы из ребят создаем какой-то особый комсостав, маленьких пионерчиновников, особую командующую касту. Безошибочно можно сказать, что это "отрыжки" скаутизма, отрыжки совершенно негодные и вредные для пионерработы.
Когда создают для вожатых звеньев особые школы, советы отрядов в таких случаях неизбежно превращаются в сухой орган, занимающийся только заседаниями. Подготовка вожатых звеньев к работе в их звеньях нельзя отрывать от работы совета отряда. В правильно работающем пионерском отряде в совете отряда не только ведется обсуждение текущих дел, планов и итогов работы звеньев, комиссий и пр., но и тут же даются задания вожатым звеньев, которые здесь же на совете отрядов в основном и прорабатываются.
На практике это означает вот что: вожатым звеньев даны задания за неделю со своими звеньями пройти такие-то физические упражнения — и на совете отрядов вожатые звеньев под руководством вожатого отряда сами проделывают основные приемы данных упражнений, практически усваивают их и являются к звеньевым сборам уже знающими людьми.
Даются задания разучить такую-то песню — вожатые звеньев тут же, на совете отряда, попробуют сами разучить эту песню, уловить ее мотив.
Даются задания уметь играть к следующему отрядному сбору в такие-то игры — вожатые звеньев тут же на совете отряда учатся сначала сами играть в эти игры, а затем уже идут проводить их в своих звеньях.
Если не все, то значительную часть всех заданий можно и должно сначала дать в основном практически проработать вожатым звеньев, и лишь после того они сумеют умело провести все это на сборах своих звеньев.
Надо на совете отряда не только слушать заявления о приеме или нарушении дисциплины, но и практически вместе с вожатыми звеньев разрабатывать планы ближайших работ — план помощи беспризорным в своем районе, план участия в общерабочем огороде, план устройства вечера для окружающих неорганизованных ребят и т. д.
Надо на совете отряда обсуждать также вопрос о роли вожатого звена, подробно и регулярно разбирая встречающиеся ошибки и недостатки в его работе. Только лишь в результате такой работы может успешно пойти работа во всем отряде.
Совет отряда нужен не для мебели. Совет отряда должен быть твердым руководящим органом, возглавляющим всю работу пионеров в отряде. Совет отряда каждый раз должен давать практические инструктивные указания вожатым звеньев, помогать им коллективно подготовляться к работе в звеньях. Ошибочно полагать, что дело совета отряда — только заседания.
Прямая обязанность совета отряда не только "вообще" руководить отрядной жизнью, но и подготовлять вожатых звеньев к каждой очередной работе. Когда это делается — работа у ребят идет без скуки, весело и дружно, вожатый звена легко справляется со своей работой. Если этого нет — грош цена тогда и совету отряда, и руководителю отряда.
А. Волков.