"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 1-3
Пионерское движение все еще находится в полосе широкого роста своих рядов. Никто не может, в общем, пожаловаться на недостаточный рост пионерской организации. Лозунг последнего Всесоюзного С'езда — "На каждого комсомольца — пионер" — этот лозунг выполнен. Многие местные партийные и комсомольские организации были чересчур осторожны в вопросе роста пионеров и стремились тогда, когда движение только разрасталось, приостановить либо сократить рост. Это было неправильно. Мы были обязаны овладеть растущей активностью детей и тягой их к организации, готовя пионерских работников-организаторов детской самодеятельности в ходе развития пионерорганизаций. Наблюдавшиеся попытки так или иначе сократить рост пионеров, зажать активность детей, поставить ее в исключительную зависимость от наличия подготовленных руководителей — такие попытки являлись крайностью, политически были нецелесообразны и подверглись своевременному осуждению со стороны и партии и союза.
Однако, теперь нельзя не заметить того обстоятельства, что к пионердвижению пред'являются все более серьезные требования и от партии, и от государства.
От внешних форм работы подражания взрослым, неорганизованности первого периода своей деятельности, пионердвижение должно нормализовать, улучшить, упорядочить всю свою работу. Надо поставить, как следует, дело воспитания пионеров в коммунистическом духе. Надо приспособить к детскому возрасту посильное участие их в общественной жизни. Надо наладить учебу пионеров в школе.
В этих условиях огромное значение приобретает вопрос о правильном руководстве движением в целом и его отдельными частями, и о соответствующем подборе и подготовке руководителей пионеров, особенно, вожатых отрядов.
Количество пионеров скоро, очень скоро перевалит за два миллиона. Мало без конца (да и неразумно) кричать о росте пионерских рядов. Надо суметь обрабатывать уже захваченные движением детские массы,крепко спаивать их с пионерской организацией, готовить из них лучших комсомольцев-ленинцев.
IV Всесоюзная конференция выбросила новый конкретный лозунг "На каждую комсомольскую ячейку — пионеротряд", так как количество ячеек РЛКСМ почти вдвое больше количества пионеротрядов. И нам хотелось бы предостеречь местных товарищей от опасности слишком расширенного толкования этого лозунга, от опасности механического насаждения новых отрядов, т.-е. от опасности форсирования (ускорения) нормального роста движения. Это было бы другой крайностью — стремлением к безудержному росту пионеров, отказом от его регулирования, полным неучетом новой полосы в пионерской работе.
Конечно в отдельных случаях и некоторых местах придется рост пионеров усилить (например, в деревне — за счет крестьянской детворы, в нацреспубликах — за счет детей коренных национальностей. Но основной чертой для всего движения должно стать усиление воспитания пионеров, серьезная учеба в школе, посильное участие их в общественной жизни. Нормально же протекающий рост пионерской организации внимательно регулировать, отнюдь не ускорять, и в ходе работы усиленно готовить руководителей пионеров, особенно низовых вожатых.
Тогда завоеванное будет прочно закрепляться.
Лето кончается. Пора подумать о зимней работе. Пора готовиться к зиме.
И прежде всего нам нужна для этого ясность в летних итогах. Что дало нам лето в городе и деревне? Каковы наши главнейшие успехи и недочеты в летней работе? Какие новые формы и методы работы выявились на практике? Что оказалось негодным?
Подсчет итогов лета нам собственно нужен сейчас для того, чтобы вернее и тверже наметить пути работы на зиму. Без учета летних достижений и ошибок мы рискуем получить разрыв между летней и зимней пионерской работой.
Подводя итоги лету, можно сейчас наметить некоторые вехи дальнейшей работы. Правда, вехи эти в подробностях далеко не ясны. Их надо еще проверить, отточить, но они настолько важны для дальнейшего развития пионердвижения, что о них можно и должно говорить уже сейчас.
После погони за различными формами работы, в данный момент все требовательнее и требовательнее встает задача — взять курс на качество работы, не гонясь за количеством. Поворот в сторону улучшения качества работы диктуется всем современным состоянием пионердвижения. Мы имеем полтора миллиона детей в рядах пионеров. Активность пионеров, острота и глубина их запросов непрерывно растет. А налицо слабый, во всех отношениях, состав вожатых. Коммунистическая обработка пионеров, понимание ими своей роли в общественной жизни и их участие в ней носят поверхностный характер. Учет особенностей детского возраста проводится далеко не так, как это нужно было бы.
Развивающаяся успешно за последнее время общественная работа пионеров зачастую носит слишком серьезный и слишком многообразный характер. Она направляется больше всего по линии воздействия пионеров на взрослую среду. Здесь собенно нужна ясность и нужен поворот.
Общественная работа пионеров необходима, но она должна быть больше всего направлена по линии воздействия пионеров на детскую среду, на среду окружающих отряд неорганизованных ребят. Об этом надо сказать ясно и твердо. Пионеры не должны делать из себя взрослых людей — это бесполезно и вредно. Надо добиваться чтобы весь комсомол и, в особенности, партия оценили имеющиеся формы общественной работы пионеров и указали бы наиболее ценные из них. Нам нужно сейчас не количество, а качество. Пионердвижению нужны такие формы общественной работы, которые чему-то определенному воспитывали ребят, давали бы им определенные знания и навыки. Проверка вместе с партией всей общественной работы пионеров и усиление ее среди неорганизованных ребят — это одна из задач зимней работы.
За лето пионеры во многом укрепили свое здоровье. Надо суметь не растерять его, а укрепить еще более. Оздоровление пионеров зимой остановиться не должно. Надо заняться вопросом организации детских площадок, поближе придвинуть дело организации массового питания детей в пионер-клубах и школах. Одним режимом здоровья пионеров не укрепишь.
В числе крупнейших зимних дел встает работа в деревне. Лицом к деревне в области пионердвижения мы стали плохо. Наши директивы к деревне мало приспособлены. Пионерской литературы для деревни нет и, кажется, не начали создавать еще. В журналах и газетах пионерских деревне уделяется очень мало места. Сельское хозяйство еще не стоит в центре работы деревенских отрядов. Деревенские вожатые бьются, как рыба об лед и с громадным трудом кое-как продвигают работу вперед. Такое положение с пионерской работой дальше недопустимо. Нужен решительный сдвиг внимания к деревне, улучшение и оживление руководства, нужна массовая литература. Сделать все это за зиму надо и сделать это можно лишь в том случае если комсомол и партия вплотную подойдут к деревенскому пионердвижению.
Вполне пора подтянуть глубже и вопрос о кадрах пионерских руководителей, о вожатых отряда. Партийное ядро среди вожатых, улучшение социального состава идут вперед слишком медленно. Часть вожатых перегружена работой. Другая часть — "не догружена". Многие вожатые жалуются на потерю своей производственной квалификации, на отрыв их от общей комсомольской жизни. Плохо дело обстоит со здоровьем вожатых отряда. Неизвестно — что полезнее для дела — освобождение вожатых от производства или платности вожатых. Вожатые зачастую работают в одиночку, без привлечения окружающих сил. Культурные знания и запросы вожатых нередко остаются в загоне. Готовясь к зиме, намечая план работы, надо всемерно облегчить работу вожатых. Тем лучше они смогут тогда проводить на пионеров влияние комсомола и партии.
Таковы некоторые вопросы пионердвижения, которые надо поставить и разрешить, готовясь к зимней работе.
А. Волков