"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 4-6
Лагерь, как форма работы, был целиком позаимствован от скаутов и здесь мы видели очень много материала, не представляющего ценности. Но, благодаря недостаточной продуманности нашей организации мы их широко проводили. Различного рода — ночные нападения, выслеживание, подснащенные романтической подкладкой — все это широко практиковалось в наших лагерях. В текущем году мы можем сказать, что, благодаря ясно поставленным задачам перед лагерем — мы сумели отсеить ненужные, часто вредные формы лагерной работы.
Три задачи определяли содержание работы лагеря.
1) Использовать лагерь для наибольшего оздоровления.
2) Провести общественную работу в деревнях, где жили отряды.
3) Продолжать в условиях лагеря нашу культурно-политическую работу.
Большое внимание, какое уделила партия этой работе, дало возможность значительно оформить и организовать как подготовительную, так и саму лагерную работу.
Задача оздоровления, поставленная перед лагерями требовала подведения соответствующих условий.
Были выставлены условия перед отрядами, обеспечивающие возможность оздоровления.
1) Ни один отряд не должен выезжать, не имея крытого помещения (в палатку выезд был запрещен).
2) Отряд должен иметь нужные средства для нормального питания (16 рублей в месяц на каждого пионера).
3) Местность, куда выезжает отряд, должна быть обследована врачем и в санитарном отношении безопасна.
Все отряды выехали, представив сведения о наличии этих условий.
Это послужило толчком к более организованному проведению лагерной работы. Помимо этого намеченный режим дня в лагере, дающий установку правильного проведения работы и отдыха пионеров — проводили во всех отрядах и являлся организатором внутренней работы лагеря.
Проверив все формы лагерной работы под углом оздоровления пионеров — нужно было внести ряд изменений и в те методы работы, какие у нас раньше проводились. Как элемент самодеятельной работы раньше практиковалось полное обслуживание в лагерях пионерами самих себя. Пионеры сами проводили всю хозяйственную работу. В текущем году дело изменилось. Для оздоровления нужна хорошая пища. Для этого все отряды имели взрослых, которые готовили пищу. Пионеры только помогали, нося воду, дрова и т д. Вместо невкусных кушаний, приготовленных самими пионерами в прошлом лагере — теперь мы имели вкусную и питательную пищу.
Ночные нападения, ночные дежурства — все это мешало правильному оздоровлению детей и было выброшено из практики лагерной работы.
Систематические купанья, солнечные ванны и мертвый час очень способствовали оздоровлению.
Предварительное медицинское освидетельствование давало возможность следить за здоровьем пионеров.
Созданные условия несомненно сыграли громадную роль в оздоровлении детей. Повторный медицинский осмотр дает хорошие результаты. У всех детей имеется прибавление в весе в среднем от 2 до 10 ф., причем девчата идут впереди ребят. Очень много детей, страдавших острым малокровием и головными болями сейчас на это не жалуются. Острое малокровие пропало, но если не создать зимой условий (горячие завтраки, пункты с усиленным питанием) это опять пойдет на смарку. Не приходится говорить о том что все дети загорели и окрепли. Благодаря крытым помещениям и отсутствию сырости во время лагерей, мы имели очень мало заболеваний, помимо порезов, царапин, залеченных собственным врачем из санитарной комиссии при помощи иода.
Все это говорит за несомненный успех в первой поставленной задаче по оздоровлению.
Вопросы общественной работы и культурно-политической в лагерях занимали большое место, но дело очень сильно тормозилось целым рядом причин. Особенно сильно задерживало эту работу разбросанность отдельных отрядов и много времени уходило на оборудование и самоорганизацию. Оборудование помещения, постелей, около дома — все это отнимало значительное время у отряда.
Незнание окружающей местности — где и какую работу можно проводить и не очень большая культурно-политическая подготовка состава вожатых.
Эти причины не дали возможности целиком развернуть работу.
Но даже проведенная работа дала большие результаты как по влиянию на деревню, так и на расширение кругозора пионеров. Отряды проводили разнообразную работу в деревне — помощь крестьянам в ополке огородов, уборке сена, часть отрядов помогали кооперативам в очистке помещения, один отряд размалевал красивую вывеску над кооперативной лавкой. Около лагерей всегда были крестьянские дети, игравшие с пионерами в игры и слушающие беседы.
Взрослые крестьяне отзываются о пионерах, как о деловых работящих детях.
Вопросы культурно-политической работы несомненно занимали меньшее место, благодаря низкому уровню подготовки вожатых. Экскурсии, доклады, знакомство с животным и растительным миром требует большой организованной подготовки, какой у наших вожатых нет. Недостаточное знакомство с местностью помешало привлечению культурных сил, имеющихся в деревне. Слабая подготовка вожатых и незнание методов пионерской работы очень часто делало работу шаблонной, без нужного разнообразия. Пионеры видели вокруг лагеря много интересных явлений, в деревне они сталкивались и с кулацкими семьями, какие относились к ним отрицательно. Все это являлось материалом для вопросов вожатому. На целом ряде таких случаев можно было провести и беседы, но это ускользало из под внимания вожатого и переходило на казенные беседы, с очень малой подготовкой. Вокруг лагерей имелось много интересных достопримечательностей, но наша ошибка была в том, что вожатые составляли план работы в Москве, ограничившись общими вопросами и не познакомившись предварительно с местностью, куда выезжает отряд.
Вопросы организации работы в нашей пионерской организации имеют большое воспитательное значение. Но в этом отношении нельзя похвалиться. Наш вожатый с этими не справился. В очень небольшом количестве отрядов мы наблюдали серьезное обсуждение проводимой работы всеми детьми и использования проведенной работы для внедрения соответствующих навыков к организованности и коллективности. В большинстве лагерей каждая работа проводилась без обсуждения, а по заданиям вожатого. Такая постановка дела очень мешала организованному проведению учета работы. Это об'ясняется новым составом вожатых, в первый раз выезжающих в лагеря. Во многих лагерях недельные планы работ отсутствовали, и вожатый ежедневно давал работу. Все это создавало однообразие и часто, благодаря мелочной повседневной работе, нельзя было провести большую и образовательную и общественную работу, а если ее проводили, то благодаря плохой подготовке она проходила очень неорганизованно.
Лагерь ценен еще тем, что один раз в год вожатый в течение месяца имеет каждый день с собой пионеров. Это даст возможность более близко изучать, насколько та или другая работа отражается среди детей, как развиваются пионеры. Вожатый мог проводить различные наблюдения над работой и жизнью детей. Этого почти не наблюдалось. Вожатый отряда очень часто сам, настолько загружался мелочной работой, что эту основную работу он проводить не мог.
Здесь нам нужно большую работу проделать с вожатыми.
Лагерная работа показала, что очень часто мы имеем поверхностный подход к работе и малое ее изучение. Это создает очень опасные последствия и подмену самодеятельности детей командованием вожатого.
Эти вопросы не только итоги лагеря — они должны быть поставлены в порядок всей нашей работы.
Из всего сказанного можно вывести следующее:
Задачи, поставленные перед лагерем, вполне себя оправдали — под углом этих задач в дальнейшем надо проводить лагерь, но в методах проведения мы должны взять резкий перелом.
Организованности еще недостаточно.
Слабая подготовка вожатых, раздробленность отрядов, мешало полному проведению поставленных задач.
К следующему году мы должны создать условия лучше, а это возможно при об'единении ряда отрядов в одном месте и создание лагерных городков-колоний. Такая постановка во всех отношениях более нам выгодна. Мы можем создать более лучшие условия в оздоровлении и культурно-политической работе.
Если текущим летом мы имели отрыв времени на оборудование, и большую затрату средств, то массовый лагерь даст возможность общими силами оборудовать ряд лагерей-колоний значительно лучше и с меньшими затратами. Здесь можно сконцентрировать и врачебные и культурные силы, с помощью каких значительно лучше поставить работу. В этом году, благодаря распыленности, мы не могли поставить этого. Можно развернуть широкую и разнообразную общественную и культурно-политическую работу.
В смысле санитарного состояния за небольшие средства можно оборудовать и кроватями, и хозяйственными предметами. Экономия во всех отношениях и значительное улучшение для развертывания работы.
Этот вопрос надо начинать поднимать уже сейчас, чтобы заранее подыскать нужные помещения и приняться за их оборудование.
Могут быть возражения, что тогда лагерь теряет свой интерес, но мы должны ответить, что интерес создается не только тем, что вечером у костра проводить беседу, с включением захватывающих рассказов, что, конечно, в известной степени нужно, а организацией разнообразной и интересной культурно-политической работой в течение дня и всего пребывания в лагере.
Задача оздоровления должна иметь главенствующее место в лагерной работе, а хорошее оборудование таких колоний дает возможность целиком это провести.
Следующий вывод, это о нас, как руководителях детской самодеятельности и ее должного направления.
Надо особенно отметить наше недостаточное умение это проводить.
Мы еще очень поверхностно подходим к делу. Очень часто мы увлекаемся формами с плохим содержанием и малой ценностью в смысле воспитательного воздействия на детей.
Подчас наш вожатый не направляет самодеятельности детей, а подменяет своими распоряжениями.
Эти вопросы должны быть тщательно проработаны всей массой вожатых и в процессе работы исправлены.
К. Соколов