"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 6-7
1—15 сентября начинаются занятия во всех школах нашей республики.
Все пионерские отряды, каждый юный пионер, каждый вожатый должен проверить свою подготовленность к предстоящей длительной деятельности в школе, для того, чтобы с полной ответственностью за слова ответить на призыв учиться и работать в школе своими любимыми словами: всегда готов.
Опыт прошлого года показывает нам, что не все отряды и не всегда к этому были готовы. Наоборот, большое количество отрядов и даже губернских и уездных организаций недопустимо мало обращало внимания на подготовку, да и на самую работу в школе, совершенно не усвоив ту мысль, что в связи с громадным ростом и укреплением пионерской организации задача охватить пионер-влиянием всю массу детей, становится практической задачей сегодняшнего дня и в связи с этим лозунг лицом к школе — одним из основных пионерских лозунгов. Раз'яснение и проработка вопросов школьной работы на совете отряда, отрядных сборах и по звеньям, — вот первая задача в этой области. Каждый отряд, каждый юный пионер должен знать, что они будут и должны делать в школе. Здесь же нужно продумать все мероприятия, облегчающие пионерскую работу в школе и прежде всего облегчающие сами учебу пионеров.
Прошлый год показал, что пионеры из-за своей перегруженности часто отстают в занятиях от остальных детей.
Этого быть не должно.
Учиться — первая обязанность пионеров не только как учеников, но и как членов пионерской организации, установление норм нагрузки пионеров в отряде и в школе, правильное распределение работы между всеми пионерами и освобождение активно работающих в форпосте от работ в отряде и наоборот — вот меры, облегчающие учебу пионеров.
Выполнение лозунга "ни одной школы — без пионерского форпоста" — следующая наша задача.
Проведение собраний пионеров, создание работоспособных президиумов и, что самое важное, подбор и прикрепление к форпостам вожатых — вот работа в этом отношении. Опыт прошлого года показал, что работа форпостов в очень значительной степени зависит от вожатых, прикрекрепленных к ним. С вожатыми, прикрепленными к форпостам необходимо провести краткосрочный семинарий по вопросам школьной работы, закрепить их состав за форпостом на весь учебный год, или, хотя бы полгода, и обязательно разгрузить их от ряда обязанностей и работ.
Следующая задача работы в школе — организация правильного руководства работой форпостов. Создание при бюро "ЮП" комиссий по работе в школе, прикрепление форпостов к пионерским отрядам и ячейкам РЛКСМ предприятий, обсуждение и установление на них планов работы форпостов — работа, необходимая в самом начале школьных занятий. Особенное внимание здесь необходимо обратить на то, чтобы ячейки РЛКСМ, к которым прикреплен форпост, фактически стали его руководителем.
Проведение мероприятий, облегчающих увязку работы школы и пионер-организации — наша следующая задача.
Прежде всего необходимо установить единый принцип комплектования школ и пионерских отрядов и произвести некоторую перегруппировку учащихся по школам и пионеров по отрядам, дабы уничтожить существующее положение, при котором в одной школе учатся пионеры из 15—25 отрядов и в одном отряде находятся пионеры из различных школ. Эту работу необходимо проводить осторожно и внимательно, никоим образом не механически, но достаточно твердо.
Далее — необходимо согласовать планы и расписания школы и пионер-отрядов, обсудив их на совместных совещаниях и проработать там вопрос увязки и наладить правильные взаимоотношения с учительством путем участия вожатых в работе школы и учителей в работе пионер-отрядов и форпостов.
Вот — ряд задач, стоящих сейчас же перед пионер-организацией в связи с началом школьных занятий.
С них нужно начинать, ибо без разрешения их пионер-форпосты не справятся с теми большими задачами, которые перед ним поставлены, как в области руководства общественной деятельностью и внутренней школьной жизнью учащихся, так и в области улучшения обще-школьной работы.
Работе в школе пионер-организация должна сейчас уделить много своего внимания, ибо этого внимания требует сейчас и партия, и государство и все общественные организации.
Лицом к школе — один из основных наших лозунгов.
М. Зак