ВОЖАТЫЙ, №16, 1925 год. Вожатые должны знать пионеров

"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 8-12

Вожатые должны знать пионеров

Все мы хотим как можно лучше поставить пионер-работу, порученную нам комсомолом. Для этого мы стараемся знать больше игр, песен, проводить общественную работу с пионерами, устраивать беседы и проч. Но этого мало. Наша работа все-же тяжела. Частенько увлекательная и важная для нас работа, оказывается скучной и бесполезной, по мнению ребят. Иногда ребята вдруг ни с того, ни с сего начинают "бузотерить" в отряде. Нередко нам приходится видеть, что один пионер почему-то очень активен, а другой — вяло относится к работе. Как всех ребят заинтересовать работой, как повести их за собой, — об этом, вероятно, не раз ломал голову каждый вожатый.

Надо знать детей

Чтобы умело руководить работой без окрика, без приказов, на основе детской же самодеятельности, — надо знать детей. Нельзя к каждому ребенку подходить с одной меркой. Возьмем, к примеру, огород. На огороде сажают, как известно, овощи, сажают весной в землю, поливают водой, ведут постоянно за ними уход и т. д. Но каждый овощ требует особого ухода. То, что годится для ухода за огурцами, совершенно не требуется для капусты. И огородник это отлично знает и учитывает особенности развития и ухода каждого овоща.

А если спросить, знаем ли мы тех ребят, с которыми ведем работу в отряде? И, за редким исключением, надо прямо сказать: ребят своих мы очень и очень мало знаем.

Вожатые должны знать своих пионеров — тогда легче будет работать, легче воспитывать детей.

Но как это сделать? С чего начать?

Загляни в семьи пионеров

Чтобы понять человека, надо увидеть его и на работе, и дома, где он никого не стесняется. Часто молчаливость ребят или их бузотерство об'ясняется тем, что жизнь ребенка в семье тяжела и давит его. Зная это, нам легче будет тогда подойти к ребенку в отряде, глубже понять его и дать ему подходящие занятия. Беседы с родителями пионеров помогут нам еще лучше оценить особенности ребят и найти к ним верный подход. Возьмем для начала двух—трех пионеров, поведение которых в отряде нам не понятно, сходим в их семьи, узнаем подробности их житья-бытья, — и мы увидим тогда, как лучше всего повести этих ребят за собою, что им указать для работы.

Наблюдай за ребятами во время занятий

Если мы увидим, что ребенок "бузотерит", не надо вышибать его сразу из отряда. Надо понаблюдать за ним, выяснить, какие занятия и развлечения больше всего тянут его. Надо искать все время, какой подход нужен для группы "бузотеров", для группы "молчаливых". Наблюдение за ребятами во время занятий здесь во многом поможет. Только не надо это наблюдение превращать в слежку за ребятами.

Читай книжки об особенностях детского возраста

Личный опыт изучения пионеров — дело хорошее. Но одного опыта мало. Надо узнавать в книжках об особенностях детского возраста. Нередко книжка поможет нам уяснить, почему у ребят в таком-то возрасте появляются различные вопросы: о девочках, о рождении человека и т. д. Наши бюро пионеров, учительство всегда охотно укажут, какие книжки стоило-бы прочесть, надо только зайти к ним. Чтение книжек о жизни и развитии детей поможет глубже осознать и найти наилучшие пути подхода к ребятам.

Веди личный дневник

Всем нам было бы полезно, если бы мы купили тетрадку и время от времени записывали в нее наши наблюдения о ребятах на сборах, в семье, на улицах и т. п. Эти записи дали бы нам в конце-концов отчетливую картину жизни ребят, их привычек, развития их сознания, их особенности. Записи закрепят наши наблюдения. Только для начала, надо делать короткие записи.

Можно найти много путей изучения пионеров. Надо только начать его. Дело за вожатыми.

А. Вятский

Типы пионеров и подход к ним

Если мы ставим перед собой задачу — углубления и оживления пионер-работы, то неизбежно должны заняться внимательным наблюдением и изучением самих пионеров. Только зная, хотя бы, основные типы детей, встречающихся в пионерском отряде, зная их особенности и наклонности, вожатый может правильно подойти к своей работе.

До сих пор мы различали среди пионеров "старших" и "младших" и в этой плоскости изыскивали формы и средства работы. Исходя из небольшого, правда, опыта своей работы, мне кажется, что это не совсем верно. Среди пионеров мне приходилось наблюдать до пяти разных друг от друга категорий (типы) пионеров.

Первый тип — активисты.

Это группа ребят, на которых в своей работе опирается вожатый. В большинстве своем из них выбираются вожатые звеньев. Насколько мне приходилось наблюдать, эта категория падает, главным образом, на старших ребят.

Эта категория характеризуется, главным образом, тем, что они активны и скромны, работают не за страх, а за совесть, но не кичатся этим, не "треплются", но цену себе знают. Такие ребята внимательны к советам и указаниям старшего товарища.

Подход к ним прост. Вожатый никоим образом, вольно или невольно, не должен ронять их в глазах пионеров, но и особенно не выделять. Я знаю пионеров, в течение года составлявших ядро в отряде, не теряя желания работать, и не "задаваясь". Большинство из них уже комсомольцы (двое даже на производство приняты), но отряд не оставляют.

Второй тип — "бузотеры"

Эта категория тоже падает, главным образом, на старших ребят. Среди этих детей встречаются очень самолюбивые, часто нечестные, любящие посплетничать, устроить "подвох". Они завистливы. Но есть и просто очень "буйные" ребята, любящие "дурака повалять" часто без всяких на то причин. Есть среди них очень способные ребята (и остроумные), которых можно привлечь к работе, зная их запросы (а они бывают разные). Из таких "бузотеров" выходят способные ребята. Нужна только осторожность при выдвигании таких ребят. Можно очень легко подогреть их самолюбие и тогда они начнут задаваться "ага, наше взяло"...

Третий тип — льнущих очень к вожатому.

Чаще они встречаются среди девонек (и старших и младших) и чаще процветает это явление там, где вожатый — девушка.

Мне кажется, что это наиболее "несамостоятельная" часть пионеров, дети "небойкие", не смелые, ну, как бы ищущие защиту за спиной вожатого, желающие быть ближе всех к вожатому и этим обезопасить себя от всяких случайностей нападок и проч.

Но есть среди них и "маменькины дети", особенно ласкаемые родителями, родными и считающие, что их удел быть всюду "избранными", т. е. наиболее любимыми. (Кстати, среди этой категории старших девочек я больше всего наблюдал склонность к кокетничанью с мальчишками и "рисованье" перед взрослыми, попадающими в отряд).

Есть среди этой категории и такие, которые ластятся к вожатому уже подкупающе, услужливо.

Очень трудно сказать, как лучше подойти к ним. Мне кажется, что это самый "склизкий" такой материал для обработки. Одно у меня проверено: ластясь к вожатому, они всегда стараются быть особенно "послушными" и это как раз вожатый и может использовать для влияния на них в нужном направлении.

Еще, мне кажется, нужно быть более чутким к той части ребят, которая чувствует себя не совсем твердыми. Их нужно подбодрить, не не придавая этому характера особо подчеркнутого внимания именно к ним.

Четвертый тип — невыявленных.

Здесь я различаю две категории: первая — недавно пришедшие в отряд и вообще не показавших своей истинной физиономии (между прочим, вожатые звеньев одного старого отряда рассказывали мне, что часто "новенькие" приходят в отряд "тише воды ниже травы", а потом так разойдутся, что не уймешь, самые хулиганистые бывают).

Но главное внимание надо уделить тем из них, которые долго держатся особняком, необщительны.

Есть среди детей такие, которых взрослые называют "серьезными" детьми, а родители всегда своим детям говорят, указывая на них: "вот, смотри, какой" он "серьезный мальчик"... Эти ребята большей частью бывают очень впечатлительные, мечтатели, фантазеры. Живут каким-то особым своим миром. Вот такие попадают и в отряд. К ним нужна чуткость, ибо они очень чувствительны бывают ко всему их окружающему, к ним относящемуся.

Надо узнать, где, с кем и как они живут, привлечь их к себе (они очень чутки к ласке) и узнать, что их волнует, интересует и постепенно, втягивая их в практическую работу, свести на нет их необщительность, иногда слишком большую фантазию.

Среди "невыявленных" встречаются и такие, которые, может быть, очень хотят быть активными, но нерешительны, не знают с чего начать. Таких надо поддержать, помочь понять, куда они попали и зачем, помочь им приспособиться к интересующей их работе.

Пятый тип — отсталые.

Есть такие очень ограниченные дети среди пионеров, туго поддающиеся обработке. Таких все-таки немного. Над ними просто нужна терпеливая обработка. Пробуя привлекать их к разным занятиям, подогревать их интерес к знаниям и обязательно приспособить их, хоть к очень маленькой, несложной, но практической работе. Иначе такие уходят из отряда.

В заключение пару слов о "спесивых".

Тут лучше всего, когда ребята "коллективно" высекут такого "задающегося". Если это не носит характера мелочного уязвления самолюбия, то очень хорошо действует.

М. Р-д


Довольно кричать — пора подойти практически

До сих пор с руководством пионер-отрядами со стороны партийных и комсомольских ячеек все-ж дело обстоит неблагополучно. Некоторые партийные и комсомольские ячейки далеки от пионер-отрядов, несмотря на то, что рядом с ними или даже в одном помещении работает пионер-отряд. Формальное представительство, иногда трафаретный отчет вожатого и все. Между тем, детдвижение с каждым днем все растет и ширится, задачи, которые стоят перед ним — усложняются и все говорит нам о том, что теперь, как никогда, надо поставить вопрос об усилении партийного и комсомольского руководства пионер-отрядами.

Как же практически подойти к вопросу?

Здесь выдвигаются три момента:

1) Наши вожатые отрядов нередко забывают зайти в ячейки посоветоваться о работе с пионерами. Нашему вожатому надо бы почаще захаживать в ячейки. Входить с вопросами пионерской работы, привлекать внимание партийных и комсомольских ячеек, к жизни и работе отряда.

2) Нередко у нас встретишь и так: прикреплен к ячейке какой-либо отряд, он занимается в своем клубе, от ячейки на порядочном расстоянии, в то время, как у ячейки есть клуб, в котором бы этот же отряд мог заниматься без ущерба и был бы на глазах у ячейки партии или комсомола, а то туда, в пионерский клуб, даже выделенные не ходят.

3) Третий момент: это опыт работы пионер-комиссий. Пионер-комиссия создается при комсомольской ячейке из представителя ячейки РКП, РЛКСМ, Женотдела и т. д.

Эта пионер-комиссия втягивает в практическую работу членов комиссии по помощи пионерскому отряду, заставляет их проводить те или иные вопросы через свою организацию. Пионер-комиссия помогает пионер-отряду в его повседневной работе.

Вот эти три мероприятия при их выполнении приблизят низовую ячейку комсомола и партии к пионер-отрядам.

Кого выделяют на пионер-работу?

Давно мы толкуем, что надо хорошего вожатого, комсомольца-активиста, грамотного и т. д., что так называемая ячейковая "пассивная аномалия" есть в составе наших вожатых. Бывает, комсомольские ячейки выделяют на пионер-работу парня или девушку, которые один м-ц без году в комсомоле и которым в ячейке не находят работы. Вот факты. В уезде проводятся курсы — с'езды вожатых. Укомол по ячейкам пишет: подберите парней хороших, и стаж, и активность и т. д. Одна ячейка и подобрала парня. Предсельсовет чуть ли не сам секретарь ячейки. Приезжает в укомол. В укомоле смотрят, ну, мол, кажется, все хорошо, и стаж и т. д. Спрашивают его, а после курсов будешь ты с пионерами-то работать. Он заявляет — "нет. Я-же, ведь, нагружен достаточно, там у нас выделили кого-то".

Догадывайся, стало быть тут и стаж мал, и все прочее, потому нельзя было выделенного послать на курсы... Этот факт говорит о том, что ячейки иногда несерьезно относятся к вопросу выделения вожатых.

Надо перед ячейками больше заострить вопрос подбора вожатых пионер-отрядов. Необходимо сейчас посмотреть весь кадр вожатых в повседневной работе и переподобрать его.

Как работают наши вожатые?

Наши вожатые, выделенные на работу с пионерами, нередко посмотрят оргструктуру, походят на семинарий и считают себя готовыми для работы. Это плохо. Надо не забывать, что если тебя выделили работать с пионерами, то тебе поручили большое дело воспитать ребят в коммунистическом духе, а многие ли из нас имеют понятие об этом воспитании, грамотны ли в этом отношении?

Надо поставить перед вожатым задачу пополнять свои знания не только на курсах-семинариях, а путем серьезного самообразования, а руководящим органам нужно руководить самообразовательной работой вожатых.

Быть вожатым пионеров — значит быть хоть немножко педагогом-воспитателем, а много ли у нас вожатых, которые немного-то педагоги. Я встретился с таким фактом: парень, приехав с курсов, начал работать в отряде. Отряд 60 чел. Дал ему шеф галстуков, да только 40 шт., он сорока человекам дал эти галстуки, а остальных из отряда исключил. Вот вам педагогический подход к делу.

Изучай работу

Зачастую наш вожатый так по трафарету работает, какой план бюро пионеров пришлет, то и ладно, сам не изучает работу, строит ее не продуманно, а поверхностно. Это громадный недостаток в нашем вожатом. Надо изучать, продумывать работу.

Вожатый иногда проведет отрядный сбор, да и даст общее направление в работе отряда и думает, все сделал.

А как работают звенья, что там надо, что не хватает, как пионер живет вне отряда, на улице, в семье — этим и не интересуются.

Надо быть внимательным ко всем деталям работы. Уметь правильно организовать работу, изучать ее, работать над собой, и только тогда наши вожатые действительно могут стать подлинными руководителями и воспитателями подрастающего поколения.

И. Смирнов