"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 12-14
Ежегодно в деревне теперь устраивается праздник "Урожая". На этом празднике подсчитывают что дало лето деревне, какие были успехи и неудачи и как лучше всего дальше вести сельское хозяйство. Участие пионеров в празднике "Урожая", конечно, необходимо, ибо день "Урожая" один из крупных и важнейших дней, толкающих деревню к ее дальнейшему развитию и улучшению.
За лето наши деревенские отряды ослабли, сборы были редки. Удачно проведенный день "Урожая" должен снова сплотить ребят и открыть начало зимней усиленной работы в отряде.
Вожатый отряда должен точно узнать в ячейке РЛКСМ, когда и как будет в данной местности проводиться день "Урожая". В разных местах день "Урожая" проводится в разные дни. Почти повсюду, наверное, в день "Урожая" главными "изюминками" праздника будут — сельско-хозяйственные выставки, выдача наград лучшим хозяйствам, демонстрации и вечера. Обо всем этом надо разузнать подробно и на совете отряда составить и обсудить план участия пионеров. На совет отряда весьма полезно будет пригласить кого-либо из организаторов выставки и учителя. Можно заранее дать отдельным пионерам поручения, узнать, кто и как в селе, деревне готовится ко дню "Урожая", и обо всем рассказать на совете отряда. Совет отряда, наметив план, должен тут-же дать работу для каждого звена, и всем отрядом приняться за дело.
Примерный план проведения пионерами дня "Урожая" должен состоять из следующих главнейших частей:
1) Беседы вожатого в отряде.
2) Беседы пионеров в семьях и в школе.
3) Участие в отборке в семьях лучших образцов урожая.
4) Помощь в доставке и установке экспонатов выставки.
5) Участие в демонстрации.
6) Выступления пионеров на вечере.
7) Устройство внутриотрядных работ к выставке.
8) Коллективный осмотр выставки.
9) Закрепление в отряде дня "Урожая".
Перед началом подготовки надо рассказать на отрядном сборе пионерам, зачем и как будет проводиться день "Урожая". Для подготовки к беседе надо просмотреть, что написано в газетах о дне "Урожая". Если в ячейке есть книжки о дне "Урожая", надо выбрать времячко и просмотреть их.
План беседы можно составить, примерно, в следующем порядке:
1) Как обычно проводятся праздники в деревне. (Молебен, церковь, пьянство, обжорство, хулиганские песни, драки, отравление самогоном, убийства. Пропадает дорогое время, бесполезно тратятся деньги, масса больных и раненых. Как прошел у нас в деревне Ильин день или другой "пивной" праздник. Пусть об этом кое-что расскажут и сами ребята).
2) Надо ли отпраздновать урожай "пивным праздником". (Урожай в нынешнем году — хороший. Напомнить ребятам, как уродилась рожь, овес, картошка, лен и другое в деревне. Надо ли урожай отпраздновать "пивным" праздником. Кто из пионеров — за "пивной" праздник. Кому выгодно праздновать урожай по старому и почему. "Пивной" праздник — вред для крестьянского хозяйства и государства).
3) Как и зачем будет производиться день "Урожая". (Что будет в день "Урожая" — выставки, вечера, выдача наград и т. д. Когда это будет. Зачем нужен деревне день "Урожая" — подсчитать летнюю работу, посмотреть и поучиться, как дальше вести хозяйство. Крестьянин должен стать заботливым сыном кормилицы-земли. Будет ли польза деревне от праздника "Урожая").
4) Что можно сделать пионерам в день "Урожая". (Можно расшевелить семью, отобрать в семье лучшие образцы урожая, помочь в установке экспонатов выставки, участвовать в демонстрации, коллективно осмотреть выставку, устроить выступления и т. д.).
5) Зачем нужно участие пионеров в празднике "Урожая". (Надо-ли пионерам участвовать. Найдется ли время. Не тяжело ли будет. Пионеры должны, как смена, помочь комсомолу получше провести день "Урожая". Праздник "Урожая" — это будет также и проверка, подсчет летней работы пионеров).
Очень важно будет, чтобы все, что пионеры узнают на беседе — они передали бы отцу с матерью, ребятам, не пионерам, особенно в школе. Тут много должны постараться звенья — обсудить на звене, как и где это лучше всего сделать, проверить, чтобы, по возможности, каждый пионер кому-либо рассказал о дне "Урожая".
Конечно, одними словами дело далеко не двинешь. Рассказав в семье о дне "Урожая", пионеры должны добиваться, чтобы семья приняла участие в празднике. Надо помочь семье отобрать для выставки лучшие образцы ржи, овса, картошки, свеклы, капусты, — словом все, что можно и нужно показать, как лучшее, на выставке. Если семья думает на выставку вывести телку, жеребенка, лошадь, корову — пионеры первые должны позаботиться об уборке животных и приготовлении их к выставке.
Мало отобрать образцы на выставке. Надо все заранее в целости и сохранности доставить к месту выставки, и здесь пригодятся и пионерские руки и пионерская голова.
На месте выставки тоже можно много интересных и посильных для пионеров занятий найти. Помочь в уборке площадки для выставки, в огораживании ее, в расстановке экспонатов, развеске лозунгов, плакатов, помочь в писании надписей и т. д.
Вероятно в день "Урожая" будет устраиваться вечер. Выступления пионеров на вечере очень желательны. Надо порыться в избе-читальне, в ячейке, в школе, — поискать подходящие пьески для постановки или инсценировки. Кое-где есть прошлогодние сборники о дне "Урожая". Надо заглянуть и в них. Подготовить можно, кроме пьески и новые песни, несколько номеров вольных движений, массовые игры. Увлекаться выпусканием на вечере докладчиков от пионеров — особенно не следует. Все выступления пионеров должны быть построены так, чтобы они тоже подчеркивали значение "Урожая". Некоторые из пионеров могли бы даже составить и прочитать свои стихи об урожае.
Некоторые отряды за лето имели огороды или работали вместе со школой в садах, на огородах, в питомниках. Эта работа должна отразиться и на выставке. Надо показать всем, что в отряде пионеры учатся понимать сельское хозяйство, ищут пути к его улучшению.
Поэтому, там где был свой огород — отряд должен послать на выставку лучшие образцы своего урожая. Пионеры могут сделать и некоторые плакаты.
1-й плакат. Нарисовать и написать, что посадил и получил отряд на огороде. 2-й плакат. Нарисовать и написать, что сделал отряд в школьном огороде, в саду, в питомнике. 3-й плакат. Нарисовать и написать, какие экскурсии — в поле, в совхоз, на агропункт — сделали за лето пионеры и что дали эти экскурсии. 4-й плакат. Что сделал отряд по борьбе с вредителями и сорняками.
5-й плакат. Какие вредители сельского хозяйства имеются в данной местности, что и как они портят, как бороться с ними.
Можно, конечно, и другие плакаты сделать. Напр. — высчитать сколько убытка и вреда дают деревне "пивные" праздники и т. д.
Из образцов своего урожая, плакатов и лозунгов на выставке можно устроить даже небольшой пионерский уголок.
Пионеротряд, участвуя в подготовке выставки, должен и внимательно с нею ознакомиться. Умело проведенный коллективный осмотр выставки возбудит в пионерах ряд мыслей о сельском хозяйстве и толкнет их к постоянному изучению и улучшению сельского хозяйства. Осмотр выставки надо провести всем отрядом под руководством об'яснителя. Надо, конечно, заранее подумать — на чем больше всего остановить внимание пионеров на выставке, учитывая их запросы и интерес. После общего осмотра, пионеры пусть осматривают выставки в одиночку. Желательны записи, зарисовки всего, что заинтересует пионеров.
Проведя день "Урожая", надо постараться получше закрепить результаты его в отряде и использовать их для развертывания дальнейшей работы.
Записи в дневниках о дне "Урожая", о том, как он прошел, чем он заинтересовал пионеров — это надо сделать безотлагательно.
Из всех работ для выставки (коллекции, плакаты и проч.) в отряде можно создать уголок сельского хозяйства.
После дня "Урожая" надо будет завязать тесную связь с передовиками-крестьянами, агрономом, и с их помощью продолжать дальнейшую работу отряда.