ВОЖАТЫЙ, №16, 1925 год. Пионеры на Волге

"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 22-23

Пионеры на Волге

В этом году через лагерь было пропущено 1000 человек пионеров в 2 смены по 500 в каждой. Такой огромный лагерь был единственный по всей Тверской губернии, и может быть, и в СССР.

Лагеря стояли в 10-ти верстах от города в лесистой местности, на берегу Волги.

Жили в специально построенных бараках; гигиенические условия были благоприятны.

Все 500 человек были разбиты на лагерные отряды. Благодаря этому, легко было распределять трудовую и общественно-политическую работу, а также, что очень важно, ребята все смешались и сдружились друг с другом. Эта живая связь разных отрядов осталась и после лагеря.

Основными линиями в работе лагеря были: физическое оздоровление пионеров, работа в деревне и создание трудового коллектива.

Оздоровили ребят

В области оздоровления мы достигли хороших результатов. Ребята в лагере жили по регламенту, составленному вместе с врачом, куда входил определенный час физкультуры — купание, загорание, игры, гимнастика, но и во всей повседневной жизни лагеря проводили лозунг: "24 часа физкультуры".

Все хорошо загорели, прибавились в весе, в среднем, на 2 фунта; ребята же в возрасте 14—15 лет прибавлялись по 4—5 и 6 фунтов; правда, есть и индивидуальные убавления, но это об'ясняется физиологическою особенностью некоторых ребят.

Помощь деревне

До наступления сенокоса ребята обследовали работу деревенского кооператива, райсовета, вместе с местной ячейкой партии провели кампанию "Дня кооперации", познакомились с деревенским отрядом пионеров, при помощи которого и вели работу с неорганизованными ребятами, проводя общие игры, песни и т. д.

Когда же наступила страдная пора, сенокос, ворошили и сгребали сено, помогали крестьянам своим трудом; но это не все: организовали детскую площадку для ухода за маленькими ребятами, родители которых работали на поле. Таких ребятишек от 2-х до 6-ти лет приносили по 40—50 человек и старшие пионеры заботились о них при помощи руководителей. В лагере дети играли, копаясь в песке, или же с мячем, в лагере их и кормили, за что получили горячую благодарность крестьян.

Работа внутри лагеря

Внутрилагерная работа заключалась, главным образом, в создании трудовых навыков коллектива. При лагере был пионерский клуб, где ребята читали газеты и книги. Выпустили несколько номеров стенгаза. Кроме этого, был отведен специальный час учебы, где пионеры вместе с руководителями готовились к зимней школьной учебе. Свободное время проводили в играх: боскет-бол, крокет, серсо.

Самоуправление лагеря

Во главе лагеря стоял Совет лагеря, составленный из пионеров (представителей от отрядов), врача и руководителей. Кроме Совета, были комиссии: санитарная, хозяйственная, по работе в деревне и внутри-воспитательная, но, нужно сказать, работали они слабовато, так что больше приходилось работать Совету лагеря.

Выводы

Из недостатков лагеря нужно отметить — слабую работу в области естественно-научной; подчас отсутствовала дисциплина. Но, в общем и целом, можно сказать, что первый опыт такого громадного лагеря прошел хорошо; все подмеченные ошибки и недостатки учтены и примутся во внимание на следующее лето.

С. Прохоров

Как мы готовились к лагерю

За месяц до выезда в лагерь вожатые узнали в заводских организациях, какими средствами могут располагать оба отряда. Составили смету на питание 160 человек (2 отряда) и подали в завком. На ячейке комсомола было решено, что оба отряда едут вместе. Оказалось, что всего едут в лагерь 128 пионеров и 36 октябрят из 214; завком дал еще 16 человек неорганизованных ребят — детей рабочих. На обоих советах отрядов подробно прорабатывались все вопросы лагерной жизни, после чего переносились на звено. Интересно как отнеслись ребята ко всем вопросам.

На берегу реки.

Много других вопросов лагерной жизни проработали на советах отрядов, как, например, стирка белья, баня, дежурства, порядок дня и т. п. Выбрали звенья: хоз-звено, сан-звено, библиотечное звено. С хоз-звеном составили смету на оборудование лагеря. Распределили работу между членами звена: по закупкам — три человека, выдача продуктов — 2, они же и ответственны за бельевую кладовую. Инвентарь — 3 человека. Так что по приезде в лагерь ребят каждый знал свое место. Вожатый звена организовал, руководил и отвечал за работу звена перед советом отряда.

Санзвено проработало с врачем вопрос скорой помощи и установило дежурство на месте.

Библиотечное звено проработало вопрос организации в лагере библиотеки, читальни и т. д.

В городе хоз-звено доставало все нужное для лагеря и закупало необходимый материал в магазинах. Собрало и упаковало вещи ребят и отправило в лагерь.

Сан-звено доставало аптечку.

Библиотечное звено подбирало книги и т. п.

До выезда в лагерь созвано было родительское собрание, где вожатые вздумали согласовать план работы с родителями. Это была ошибка и она дала повод к тому, что родители стали вмешиваться во внутреннюю жизнь лагеря. За неделю до выезда в лагерь, выехало хоз-звено с ребятами из обоих отрядов. Приехав в лагерь, ребята проделали большую работу: убрали и вымыли здание, сделали из досок 46 кроватей и стол с навесом. Распределили комнаты по звеньям, пронумеровали их, устроили продуктовую кладовую, изолятор, бельевую, инвентарную, читальню; организовали кухню, устроили постели. Белье снесли в бельевую, переписали и разложили в шкафах.

Разработали план обслуживания столовой, договорились с кооперативом и совхозом о доставке продуктов. Приготовили обед и встретили приезжающих ребят. Так, приблизительно, прошла подготовка к лагерю, у пионеров завода "Красный каучук".

И. Васютин