ВОЖАТЫЙ, №16, 1925 год. Будь здоров — всегда здоров.

"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 24-25

Будь здоров — всегда здоров.

(Опыт 1-го Всесоюзного лагеря РОКК и ЦБЮП в Крыму, Московская группа)

Организованный ЦК РОКК — всесоюзный санаторный лагерь ЮП для 4-х городов: Москва, Самара, Иваново-Вознесенск и Ленинград, оправдал себя, как санаторный лагерь, построенный по пионерскому принципу.

Основная задача — оздоровления ребят и уже дальше общественно-политическая работа.

Московская группа пионеров, отобранная из всех отрядов Москвы центр. диспансером, в составе 70 чел. и 4-х вожатых, 19 июля приехала в Симферополь. Замученные слезаем с поезда, но вдруг узнаем, что предполагается встреча нас симферопольскими пионерами.

Подчищаемся, аккуратно завязываем галстухи, строимся, ждем.

Симферопольские пионеры приветствуют. "Используйте Крым для будущей работы".

Сами режем воздух словами: "Мы, москвичи, взяв здоровье в Крыму, будем еще с большей силой и энергией продолжать начинание взрослых".

Садимся на автомобили; радостные, возбужденные лица, едем с веселым пением, с шумом. Город остался позади, автомобиль дает полный ход, летим. Тут открылся перед нами Крым во всей его красоте.

— Море, море — все вскакивают со своих мест, но разочарованно садятся. Там, на горизонте (верст 30 от моря) только синяя полоса.

Море увидали только в Алупке. Грандиозность картины, сила, мощь, — все это поражает ребят. Бегут на берег, сбор камней, брызги, смех и с раскрасневшимися лицами опять на автомобиль, чтобы уже следовать до места.

Реакция пришла — утомлены. Качка невольно заставляет закрывать глаза, многие засыпают.

6 час. вечера. Гурзуф.

Автомобиль влетает в аллею. "Ура, да здравствует Артек". Крики, шум, беготня, тот бежит с огромным узлом, не замечая, что ему он мешает, за товарищем, другие к морю.

Вдруг — музыка, писк скрипки, громовые удары в барабан.

Показывается национальный отряд пионеров и ячейка РЛКСМ татарской деревни Кизильташ. Опять приветствие, опять пожелание лечиться. Даем обещание, расходимся. Завязывается моментальная дружба татарских пионеров с нашими московскими ребятами.

9 часов. Ужин. Неумелыми движениями режут мясо: "ничего не поделаешь, руками нельзя". "Ну, ладно, приучимся". Улеглись. Но говор долго не утихает, слишком много впечатлений. Наконец, лагерь замер, завтра за лечение, за организацию жизни лагеря.

Оргработа

Медицинское обследование ребят дало результанты болезненного состояния ребят (в среднем, туберкулез 2 ст.). Исходя из результатов обследования и приходилось строить жизнь лагеря.

Были проведены беседы "Как мы будем жить в лагере и учиться", "Санаторный режим и зачем ему нужно подчиняться", "Крым, как всесоюзная здравница".

Установили органы самоуправления и дежурства по столовой, палаткам и лагерю.

Разбили на звенья.

80 чел. на 7 звеньев. Получилось это оттого, что часть ребят были больны.

Неудачно прошла организационная работа с знакомством местности. Мы, вожатые, не зная местности, запрещали ребятам убегать далеко, что в дальнейшем рекомендуем сразу проводить, дабы ребята, узнав условия и местность, могли спокойно реагировать на всю обстановку.

Со следующей недели ввели режим дня, очень трудно прививавшийся.

Медицинская работа

Медицинское предписание разрешало купание ребятам только от 2—5 минут, но теплота воды (от 18 до 23°) располагала купаться дольше. Море (соленая вода) давало, в случае перекупания, большую сонливость и убавку в весе.

И нам (и педагогам) зачастую приходилось влезать в воду, вытаскивая ребят, эти инциденты наблюдались все время.

Приходилось применять "страшный" для ребят метод запрещения купаться в случае ослушания.

Солнечные лежания от 4 до 40 м., постепенное закаливание кожи (были случаи и обжигания) и воздушные ванны.

Этими способами удалось подлечить ребят от туберкулеза % на 50.

В среднем, ребята прибавились на 5—6 фунтов, и общее физическое состояние их улучшилось.

Мертвый час, как одна из форм оздоровления — удалось провести в жизнь только в последнее время (причину смотреть выше).

Весь регламент оздоровления удалось выполнить на 75%.

Кроме всего, живя в санаторном лагере, ребята получили навык к личной гигиене.

Общественно-политическая работа

Широко поставить общественно-политическую работу лагеря мы не могли, исходя из основной задачи "оздоровления". Да и наладить было очень трудно из-за дальнего расстояния местных отрядов и ячейки. Но кое-что удалось провести. Устроена была ряд смычек: с гурзуфским отрядом ЮП и ячейкой РЛКСМ.

С детской санаторией Ай-Даниль(с отдачей посещения) с домом отдыха ЦК РКП(б) Суук-Су, где нами был проведен вечер, поставлена пьеса, физкультура и т. д.

Внутриотрядная работа

Первое время вся работа проводилась на территории лагеря:

Были проведены педагогами и вожатыми ряд бесед по географии, флоре, фауне и политической жизни Крыма и ряд экскурсий (на близкие расстояния) за сбором разных коллекций.

В дальнейшем, когда ребята вполне окрепли, была совершена на моторной лодке по морю 30 верст экскурсия в Никитский сад (собр. все растения земного шара), каковая дала уже законченное представление о ботанике.

Был организован в закрытом помещении клуб.

Каждую пятницу устраивались вечера самодеятельности, каковые проходили всегда с неослабеваемым интересом и давали бытовые картины из жизни лагеря.

Так же с разрешения врача проводилась и трудработа только по оборудованию и уборке лагеря.

Теперь о звеньях. Звеньевая система необходима была только для подготовки к прощальному вечеру. Всю работу проводить непосредственно вожатому звена нельзя, так как результаты медицинского осмотра дали убавку в весе и раздражение вожатого звена. Устроена была смена вожатых звена. Один — 2 недели, а после 2-х недель — другой.

Взаимоотношение с мед. и педагогическим персоналом

При наличии 80 чел. ребят было обслуживающего персонала: 4 вожатых (Рогож.-Сим., Красной Пресни и Зам. района) и 4 педагога, 2 педагогички, 1 инструктор-физкультуры и 1 педагог-медик. Педагоги все беспартийные. Высший орган управления был совет руководителей, куда входили все педагоги, вожатые и медицинский персонал.

На каждую неделю намечался план работы (регламентированный с 4½—6 и с 7½—8½), каковой и проводился следующим порядком:

Вожатых дежурит днем — 2 и 2 педагога.

Вечером вожатый — 1 и 2 педагога. Вожатые несли всю организационную работу, педагоги использовались преподавательской работой лагеря.

Вся инициатива в работе была в руках вожатых.

В первое время чувствовалась недоговоренность между вожатыми и педагогами, но по разрешению всех вопросов на совете, удалось повести дружную и согласованную работу лагеря.

Заканчивая опыт первой группы, необходимо отметить следующее. При отборе ребят, необходимо иметь на руках характеристику.

Организационно оформиться на месте, дабы не получалось инцидентов в налаживании дисциплины в лагере.

Необходимо иметь на месте постоянный кадр вожатых.

Подобрать специалистов-педагогов (ботаника и естественника).

Увеличить срок лечения от 1 до 1½ месяца. Я думаю, что вожатые, ездившие с первой группой, дополнят мою статью и исправят все упущения. И выскажутся на страницах "Вожатого", о дальнейшем проведении лагерей такого типа.

И. Карпенко