"Вожатый", №16, август 1925 год, стр. 32-33
После VI Всесоюзного с'езда РЛКСМ работа шла по участию в общественной политической жизни.
Данная работа на все 100% не выполнялась из-за следующих причин:
1) Слабость комсомольцев по работе среди пионеров и непонимание задач пионерской организации.
2) Отсутствие участия самих общественных организаций по втягиванию пионеров в часть своей работы.
3) Слабое руководство ячеек РЛКСМ по отношению руководства отрядом ЮП и дачи соответствующих директив вожатому пионеров.
Последнее происходит так. Ячейка РЛКСМ дает общее направление, т.-е. углубить, усилить. Но чтобы указать на участие в той или иной организации — этого нет.
Где принимают пионеры участие в общественных организациях? Возьмем город.
Библиотека. Читальня. Здесь пионеры развешивают плакаты, лозунги, устраивают уголки, подклеивают и собирают книги.
В детских библиотечках и читальнях, пионеры совместно с библиотекарями устраивают громкие читки рассказов революционных приключений, проводят беседы о вождях, о пионерской организации, беспризорных. Организуются кружки корреспондентов, хоровой, драматический и естествознания. В работу в большинстве вовлекаются неорганизованные дети.
Для работы в яслях выделяются более взрослые пионеры, в возрасте 14—16 лет.
В детских садах пионеры с детьми от 3-х до 7-ми лет проводят игры, разучивают песни, проводят прогулки на полянки, в лес, в общественные сады.
На работу на детплощадках с более старшим возрастом выделяются более способные к организации детей.
Здесь пионеры устраивают уголки в клубах, казармах, вечера с постановками, привлекают и приглашают красноармейцев к себе в клуб и беседуют о своей работе. Красноармейцы в свою очередь рассказывают о своей жизни и участии в войнах.
Участия в заданиях ячейки РЛКСМ и РКП совсем не наблюдается, ибо сами ячейки смотрели на это сквозь пальцы и не старались привлекать к своей работе. Есть отдельные случаи, когда ячейки более старший возраст привлекают на заседание бюро ячейки РЛКСМ, политпросветкомиссии, экономкомиссии и т. д. Совместная работа ячейки выражается в проведении той или иной кампании.
Основная работа с неорганизованными детьми велась в школе. Проводились беседы по кампаниям, выпускалась стенгазета, организовывались кружки и игры.
Тяжелее всего подойти к тем неорганизованным, которые втянуты в курение, руготню, драку и бузотерство. С этим работают комсомольцы, в большинстве, окончившие курсы по изучению беспризорности. Начинают с того, что интересует ребят, например, весною ребята втягиваются в футбол — организуют футбол. Интересует кататься на лодке — едут кататься, но потом постепенно противоставляется нужное и полезное, напр., если ребята хотят играть в футбол, противоставляется баскет-бол и эстафет.
Ведется работа также в спальнях рабочих, где неорганизованные привлекаются в детские комнаты, в которых проводятся игры, маршировки, устраиваются уголки и т. п.
Для более тесной связи пионеров с неорганизованными детьми проводились конференции.
Связь со школой есть, но она заключается в присутствии вожатого отряда на школьном совете. Совместное выступление и составление программы на утренники в кампании, и только.
Связь с ОНО бюро ЮП более тесная. Выделение пионер-работника и комиссии ОНО и работника ОНО в бюро ЮП и метод. бюро — дало положительные результаты.
При связи с ОНО мы уже изжили ранее одинаковое проведение бесед в кампании, получили ряд целых материалов по работе с детьми. Через ОНО учителя хорошо стали помогать работе отряда, но это в большинстве в деревне, в городе участие учителей слабое.
Наши пионеры связались с ячейками ОДН, ОДВФ, МОПР и другие через те звенья, которые имеют свое название данных организаций.
Работа их заключается в распространении литературы, организации уголков и т. д.
Деткоров стало много, но обхватить их руководством не представляется возможным по следующим причинам:
1) нет руководителей;
2) нет достаточного опыта в этой работе.
Сами деткоры участвуют в стенгазетах как отрядной, так и фабричной, а также поступает по 20 с лишним заметок о своей работе и недостатках в уездную газету "Набат".
Переростки, не состоящие в комсомоле, в большинстве, работают как вожатые звеньев, и для подготовки их имеются юнкружки. Передача у нас идет не по кампаниям но при достаточной подготовке и пожеланию самого пионера.
Пионеры-комсомольцы используются помощниками вожатых отрядов; им поручаются организации вечеров и других сборов; но есть пионеры-комсомольцы, которым уже надоела работа пионеров, и они в отрядах не работают, и их ячейки не используют — и это самая больная сторона.
В большинстве рост в городе и деревне идет быстрым темпом. В городе мы имеем такой факт, что от всех школ почти целиком поданы заявления об организации у них отрядов, и на 45% дети отведены в пионеротряды.
В деревне мы имеем другой факт, когда в отдельных селах дети организуются сами, выбирают себе вожатого и "ведут" работу. Но мы, все-таки, большой работы в деревне не развернули, и детей охвачено только 13,5%. Это в большинстве об'ясняется тем, что там нет средств, помещения и руководителя. Всего но нашему уезду имеется 4.237, из них по городу 2.426 пионеров,по деревням 1.811 пионеров.
Охвачено в отряды по городу — 34, по деревне — 53, всего 87 отрядов.
1) Нет точного учета работы и самой организации. Это происходит оттого, что, в большинстве, нашим платным работникам приходится заниматься организационными вопросами.
2) Слабое участие руководства ячеек над пионер-отрядами, которые до сих пор нанимаются однословным — утвердить, углубить.
3) Нет непосредственного участия органов.
4) Скудость средств и особенно для деревни нет руководящей литературы.
5) Отсутствие прикрепленных от ячеек, а если таковые есть, то они работают 2—3 дня.
Н. Баранов