ВОЖАТЫЙ, №18, 1927 год. Задания оживили работу

"Вожатый", №18, сентябрь 1927 год, стр. 7-8

Задания оживили работу

Отрядам ЮП со стороны райбюро было дано три задания, которые почти по всем отрядам, за исключением одного, проведены полностью. Некоторыми отрядами были проведены задания самостоятельно (Енсоюз, ЦРК, Окрфо, кожевники и т. д.), что до некоторой степени мешало детальному проведению в жизнь заданий, даваемых райбюро.

Райбюро выдвинуло вопрос на обсуждение совещания вожатых. Нужно сказать, что большая часть вожатых отнеслась к этому серьезно.

После проведения одного из заданий в отрядах его обсудили на семинарии вожатых, где вопрос был поставлен в плоскости изучения итогов. Здесь были учтены достижения и недостатки проведенного задания и даны практические указания в дальнейшей работе.

Как прорабатывался вопрос о заданиях в отрядах

Отряды тщательно обсудили на совещании актива и на сборах отряда этот вопрос. В тех ячейках, где существуют пионер-комиссии, эти вопросы были проработаны на их заседаниях с представителями комсомольских и партийных ячеек, женотрядах и профорганизаций.

Провели задания:

1. О борьбе с хулиганством — по 22 отрядам.

2. О борьбе с прогулами — по 23 и 5 форпостам.

3. Технические навыки пионеров — по 20 отрядам.

4. О кооперации — по 7 отрядам.

5. Санитария и гигиена — по 2 отрядам.

Кроме того, от некоторых отрядов нет сведений о проведении заданий. Одновременно с этим райбюро дало задание специально для детдомовских отрядов — «об участии пионеров в хозяйстве детдома», которое было проведено по всем детдомовским отрядам.

Как проводились задания

Енсоюз. Было проведено задание: «технические навыки пионеров». Работали так: звеньям были даны задания в порядке, намечен. районным бюро; по выполнении было выяснено, какой продукт изготовляется заводом, его качество, количество, приспособленность завода и т. д. После этого на сборе отряда звенья представили все материалы в виде докладов, диаграмм, чертежей, рисунков и т. д. Затем в отряде стала практиковаться лепка, начал работать модельный кружок, переплетная мастерская и проводятся экскурсии на другие фабрики и заводы нашего района.

Кожевники. Задание «борьба с хулиганством». Даны были задания по звеньям. Представленный материал содержал в себе мнения родителей, учащихся, комсомольцев, партийцев, опыт борьбы с хулиганством других отрядов и т. д. и вместе с этим были диаграммы и плакаты, изображающие размеры хулиганства по Советскому Союзу, по нашему округу и вокруг отряда, а также и практические указания в части изживания хулиганства среди детей.

Детдом юношества. Задание «об участии пионеров в хозяйстве детдома» было обсуждено на пионер-комиссии и сборе отряда; в обсуждении пионеры приняли активное участие. Было выявлено в цифрах состояние детдома, участие в хозяйстве самих детей и т. д. Когда был суммирован материал всех звеньев, завдомом провел беседу о состоянии детского дома, а пионер-звено, которому было поручено подведение итогов задания, иллюстрировало беседу диаграммами. Один пионер провел беседу «о необходимости участия в строительстве детского дома». Как достижение в настоящем задании, нужно указать, что дети сейчас активно участвуют в хозяйстве, бережливо относятся к отдельным вещам, активно участвуют в посадке овощей на огороде и, кроме того, сама работа по заданию заинтересовала ребят.

Достижения в работе

Задание, как новый метод в нашей работе, оправдало себя. В результате мы имели повышение активности, проявление инициативы и достаточную конкретность работы пионер-отрядов. Улучшилось содержание плана, выполнение, и достаточно хорошо поставлен учет работы отрядов. Кроме того, благодаря заданиям мы имеем и хорошую увязку работы отрядов со школами, повышение внимания со стороны общественных организаций, усиление руководства со стороны ячеек.

В чем недостатки работы

На ряду с имеющимися достижениями в работе по методу заданий, имеется и ряд недостатков, которые сводятся к недостаточному усвоению метода заданий в среде детского актива; отсюда и недостаточно хорошая инициатива и активность.

Было уделено недостаточно внимания заданиям со стороны комсомольских, партийных ячеек, а подчас и представители слабо знали задание. Не было помощи и указаний со стороны ячеек, и вожатые первое время не могли всесторонне охватить задание, отчего и был сделан ряд промахов в методической стороне работы.

Срок проведения задания был слишком короток (2 недели). Отсутствовал обмен опытом через печать. Уделялось недостаточное внимание закреплению тех знаний, которые получили пионеры (задание тех навыков пионерами недостаточно закреплено).

Как изжить имеющиеся недостатки

Планы проведения заданий необходимо обсуждать на пионер-комиссии; там, где их нет, — на бюро ячейки; итоги проведения заданий необходимо обсуждать на собраниях ячейки. Особо трудные задания нужно прорабатывать на совете отряда, привлекая детактив к обсуждению задания.

Увеличить срок проведения задания (один месяц).

По окончании работы необходимо уделять внимание проверке того, насколько усвоены отдельные части задания, чему научились пионеры, и углублять полученные знания.

И. Пронягин
Красноярск