"Вожатый", №18, сентябрь 1927 год, стр. 8-11
Задания научили нас конкретно указывать работу и получать конкретные достижения.
В январе месяце с. г. Усть-Медведицкое вол. бюро ДКО выставило перед пионер-организацией ряд конкретных заданий по сельскохозяйственному воспитанию. На проработке и итогах одного из них я и остановлюсь здесь.
Отряд ЮП № 62 решил проработать задание «Работа по улучшению куроводства», т. к. куроводством занимается все население хутора.
Общий сбор отряда наметил: — выявить породы кур, имеющиеся у родителей, каковы помещения кур, как их кормят, время носки яиц и среднее количество снесенных яиц за год и имеются ли в хуторе куроводы-культурники.
Отряд через неделю получил следующие сведения: куры имеются пяти пород: из коих самая доходная по местным условиям «голландская».
Помещения для кур очень незавидные — плетеные из хвороста или еще хуже — землянки, куда не проникает свет. Кормят кур ячменем, просом, пшеничной высейкой, что небрежно бросается на дворе и больше подбирается свиньями. Куры начинают нести яйца в марте, но это редко — больше в апреле, и дают в год 100—120—150 яиц в среднем. Культурника-куровода нет и даже любителей куроводства нет.
Пионеры из брошюры ЦБ ЮП «С.-х. работа ЮП деревни» и ряда других пионерских изданий узнали, как должен быть корм по норме для кур и как надо ухаживать за ними.
В своей работе по уходу за курами пионеры встретили отпор со стороны родителей. — «Яйца кур не учат»; иначе говоря, ребятам кур не доверили.
Один из особенно назойливых пионеров и интересующихся «куроводством» сумел «завоевать» в свое распоряжение пять кур. Остальных «хозяйственная мамаша» не дала пионеру, т. к. боялась, кабы ее сынок «не загубил» кур.
Пионер принялся за работу.
Устроил маленький, теплый и светлый курятник — по совету книжных пособий — и начал по норме кормить «подшефных кур».
После небольшого промежутка времени (около трех недель) свершилось чудо — его куры стали нести яйца.
Это усилило его желание продолжать работу.
В средине апреля куры сели на выводку цыплят. Мать, польщенная неслыханным примером сына, отдает ему последних кур.
После первых успехов пионера, за эту работу берется сначала неорганизованный мальчик, товарищ по школе и игре, потом берется еще один пионер.
Теперь в хуторе 5 юных куроводов.
Так практически выполняется работа по улучшению сельского хозяйства — пионерами хутора в Сталинградской губернии.
Система заданий помогла пионеру видеть цель в работе.
Она же помогла вожатому видеть в работе — чем ее начать и чем кончить.
В. Давыдов
Себриково
Известное дело, какие бывают мосты в глухих деревнях: что ни проедешь шаг, обязательно то колесо, то ось сломаешь, в особенности в страдную пору, когда ездить по полю надо много.
В деревне Букарево, Чернецовской волости, Невельского уезда, плохие были мосты, не раз крестьяне колеса на них ломали.
Пионеры Букаревского отряда созвали совет отряда с вопросом: «О починке моста». Здесь же постановили собраться всем пионерам и своими силами починить мост. Собралось в означенное время Кагдовское звено пионеров. Вожатый лошадь свою дал, навозили лес, день отработали и починили мост. Утром выехали крестьяне в поле, — удивительное дело: мост починен.
Ну, и молодцы наши пионеры — отзываются букаревские крестьяне о пионерах.
Л. Фролова
Невель.
Рославльский уезд, — железно-дорожный отряд № 20 имени Ленина, при производственной ячейки депо № 4 и при месткоме № 3.
1 старшее, 2 средних и 1 младшее звено. Отряд в зимний период проработал задание «Досуг детей зимой». На сборе отряда была поставлена беседа о разумном развлечении детей в зимний период. Ребят эта беседа очень заинтересовала, потому что место и принадлежности для развлечения детям были очень подходящие.
Настроение у ребят падало, потому что они думали что все приготовили, а развлекаться нельзя, так-как остается 1½ месяца до весны. Но ничего — пришлось приступить к подготовительной работе этого развлечения.
1-му старшему звену — было поручено подобрать более удобное место для катка, горки и площадки, потом договориться с ученическим комитетом о заострении этого вопроса перед школьной детворой, а также учительством и родителями.
2-м средним звеньям — было поручено собрать сведения, сколько в отряде имеется принадлежностей для оборудования катка, горки и площадки (лопат деревянных, железных, метел, ведер) и
3-му младшему звену — было поручено собрать все сведения — сколько в отряде имеется коньков, лыж и санок. Вот эти поручения к подготовительной работе были дадены звеньям, которые и были представлены через неделю на следующий совет отряда.
Вся подготвительная работа прошла с успехом. 1-е старшее звено подыскало удобное место, договорилось с ученическим комитетом и родителями, которые довольны, что отряд и их дети займутся хорошими развлечениями.
2 средних звена представили сведения: имеется 25 лопат деревянных, 10 железных, 3 метлы, 6 ведер и
3-е младшее звено представило сведения: в отряде имеется у ребят 25 санок, 20 коньков и 10 пар лыж.
Когда все сведения были представлены на совет отряда о проделанной подготовительной работе, совет отряда пришел к следующему заключению, что прежде чем приступить к выполнению задания, нужно еще провести беседу на сборе отряда: как оборудовать каток, горку и площадку. Беседу эту поручили провести пионерке-комсомолке и пионеру вместе, подыскать материал с вожатым и проработать. На 2-ю неделю, когда была проведена беседа, как оборудовать горку, каток и площадку избрали комиссию из 7 человек: от пионеров каждого звена, от ученического комитета и от родителей, которая должна была следить за порядком и принадлежностями оборудования (лопат, ведер, метел). Когда все было проделано, нужно было уже приступить к выполнению задания. В воскресенье после сбора, было об'явлено, по постановлению самих ребят, собраться в отряд с оборудовательными принадлежностями (деревянными и железными лопатами, метлами и салазками). Все эти принадлежности ребятам было очень легко принести, потому что отряд и школа находятся в одном районе, т.-е. все вместе, как в деревне.
В воскресенье для выполнения задания были привлечены даже дети, не относящиеся к школьному отряду. Всего насчитывалось 63 человека, — вместе с пионерами-школьниками и неорганизованными детьми. Лопат было доставлено даже больше, чем были собраны об этом сведения пионеров. С таким количеством лопат можно было выполнить задание, и к вечеру каток был расчищен, где ребята начали кататься под руководством комсомольцев. Регистрация дала, что этот каток был использован всей детворой данного рабочего района. На оборудование горки и площадки для игр затрачивалась сила звеньев, потому что горка требовала большой работы. Оборудованная горка и площадка принесли большой интерес не только детям, но даже и взрослым. Все шли туда, чтобы там порезвиться. Конфликтов за полтора месяца никаких не было. Интересно, что все эти развлечения были в одном месте. Помощи со стороны комсомольских ячеек совсем не было, но зато школы и родителей было достаточно. Кроме всех пионеров отряда, на площадку приходило по 30—40 неорганизованных ребят.
Михайлова
На одном из советов вожатых, 13 декабря 1926 г., мы обсудили присланное нам из райкома задание — для чего это нам нужно и какая от него польза. Затем мы вынесли это на общий сбор отряда, широко об'яснив всем цели и задачи этого задания. Здесь мы решили, что это задание у нас приемлемо, и поручили совету вожатых разработать его. На 2-м совете вожатых мы выяснили, что нам нужно расчистить каток и сделать горку, проводить катание с горы на санях, коньках и лыжах — организованным порядком.
Старшему 1-го звена поручили найти место для устройства катка и горки, второго — узнать из книг и газет пользу катания. Доклад о значении зимнего спорта также поручили ему. 1-му звену поручили договориться с ФСК, чтобы нам дали несколько лопат и метел, 3-му звену, — учесть — у кого есть какие принадлежности, кто что может принести: лопаты, метла и т. д., — и выявить мнение родителей о катании. 4-му младшему — выявить, кто на чем будет кататься. Эту работу ребята выполнили в течение 2-х недель. За оградой завода нашли место для устройства катка и горки, договорились с СФК, и нам дали 6 лопат и столько же метел, 3-е звено представило списки, что имеется 25 лопат, 20 метел. Четвертое выявило, что мы имеем 15 саней, 15 пар коньков и две пары лыж. Этого было мало, и мы поручило 1-му и 2-му звеньям сделать сани. Я достала материал, и они сделали двое саней.
Редколлегии поручили все это задание отметить в газете, за что она очень живо взялась, — дала темы ребятам, и ребята на звене писали коллективные заметки. В общем, каждое звено дало 4—5 заметок. Санком должен был следить за чистотой в клубе, за соблюдением обычаев пионеров, т. к. у нас это почти отсутствовало, а также выделить членов санкома на время катания: следить за порядком и помогать при несчастных случаях. Хозком должен был учесть все отрядное имущество, следить за порядком в отряде, а также и на катке. Нормы и правила катания мы не вырабатывали, т. к. у нас не было ни врача, ни руководителя спортом, но катались не больше 1 часа.
Всем звеньям было поручено устроить модели, лыжи, сани и т. д. Устройством спортуголка заведывала хозкомиссия. Все сделанные модели передавались в комиссию, а также было написано около 8 плакатов-лозунгов. На общем сборе отряда был обсужден доклад о значении зимнего спорта. Его сделала пионерка 1-го звена. Затем также ребята из 1-го и 2-го звена читали рассказы, ими же сочиненные, и стихотворения о зимнем спорте. Сбор прошел очень оживленно и интересно. Редколлегия выпустила одну стенгазету, также написала световую, но за неимением фонаря она у нас не пошла.
На следующий сбор отряда собрались опять кататься, но каток был занесен снегом, — начали его чистить. Когда вычистили, кататься было уже некогда, тем более, что лед был неровный. Все это заставило нас задуматься, и на совете вожатых мы решили, что вряд ли сможем проводить там катанье.
Четвертое звено с помощью второго взялось отыскать другую горку к следующему сбору, и оно с успехом это выполнило. Мы провели катанье с участием 30 человек. За это время санком провел по всем звеньям беседу о гигиене пионера. Особенно живо проходило все это в 3-м и 4-м звеньях. Первое и второе это выполняло, как обязанность, довольно серьезно относясь ко всей порученной им работе. Что работа наладилась благодаря системе заданий, видно по тому росту, какой мы сейчас имеем за этот период — 22 чел. пионеров, 25 октябрят.
На последнем из сборов была заслушана беседа о межд. положении, о ноте английского правительства и коснулись улетевших летчиков. Беседа прошла хорошо. Было задано около 35 вопросов, на которые были даны простые и ясные ответы, и здесь же по желанию ребят была намечена беседа к следующему сбору — «О военизации и химии».
Много ценного и полезного дает журнал «Вожатый», и теперь мы практикуем на звеньях проводить шуточные состязания. Кроме того, первое звено стало полпредом Англии, давая нам сводки в две недели раз на общем сборе.
В работе по заданию у нас, конечно, есть отступления, что об'ясняется не совсем полным ознакомлением с ним, а также теми препятствиями, которые встречаются на пути его.
Вожатый отряда № 2
Смолен. губ.