ВОЖАТЫЙ, №18, 1927 год. Конкретные достижения

"Вожатый", №18, сентябрь 1927 год, стр. 8-11

Конкретные достижения

"Не загубил"

Задания научили нас конкретно указывать работу и получать конкретные достижения.

В январе месяце с. г. Усть-Медведицкое вол. бюро ДКО выставило перед пионер-организацией ряд конкретных заданий по сельскохозяйственному воспитанию. На проработке и итогах одного из них я и остановлюсь здесь.

Отряд ЮП № 62 решил проработать задание «Работа по улучшению куроводства», т. к. куроводством занимается все население хутора.

Общий сбор отряда наметил: — выявить породы кур, имеющиеся у родителей, каковы помещения кур, как их кормят, время носки яиц и среднее количество снесенных яиц за год и имеются ли в хуторе куроводы-культурники.

Отряд через неделю получил следующие сведения: куры имеются пяти пород: из коих самая доходная по местным условиям «голландская».

Помещения для кур очень незавидные — плетеные из хвороста или еще хуже — землянки, куда не проникает свет. Кормят кур ячменем, просом, пшеничной высейкой, что небрежно бросается на дворе и больше подбирается свиньями. Куры начинают нести яйца в марте, но это редко — больше в апреле, и дают в год 100—120—150 яиц в среднем. Культурника-куровода нет и даже любителей куроводства нет.

Пионеры из брошюры ЦБ ЮП «С.-х. работа ЮП деревни» и ряда других пионерских изданий узнали, как должен быть корм по норме для кур и как надо ухаживать за ними.

В своей работе по уходу за курами пионеры встретили отпор со стороны родителей. — «Яйца кур не учат»; иначе говоря, ребятам кур не доверили.

Один из особенно назойливых пионеров и интересующихся «куроводством» сумел «завоевать» в свое распоряжение пять кур. Остальных «хозяйственная мамаша» не дала пионеру, т. к. боялась, кабы ее сынок «не загубил» кур.

Пионер принялся за работу.

Устроил маленький, теплый и светлый курятник — по совету книжных пособий — и начал по норме кормить «подшефных кур».

После небольшого промежутка времени (около трех недель) свершилось чудо — его куры стали нести яйца.

Это усилило его желание продолжать работу.

В средине апреля куры сели на выводку цыплят. Мать, польщенная неслыханным примером сына, отдает ему последних кур.

После первых успехов пионера, за эту работу берется сначала неорганизованный мальчик, товарищ по школе и игре, потом берется еще один пионер.

Теперь в хуторе 5 юных куроводов.

Так практически выполняется работа по улучшению сельского хозяйства — пионерами хутора в Сталинградской губернии.

Система заданий помогла пионеру видеть цель в работе.

Она же помогла вожатому видеть в работе — чем ее начать и чем кончить.

В. Давыдов
Себриково

Пионерский мост

Известное дело, какие бывают мосты в глухих деревнях: что ни проедешь шаг, обязательно то колесо, то ось сломаешь, в особенности в страдную пору, когда ездить по полю надо много.

В деревне Букарево, Чернецовской волости, Невельского уезда, плохие были мосты, не раз крестьяне колеса на них ломали.

Пионеры Букаревского отряда созвали совет отряда с вопросом: «О починке моста». Здесь же постановили собраться всем пионерам и своими силами починить мост. Собралось в означенное время Кагдовское звено пионеров. Вожатый лошадь свою дал, навозили лес, день отработали и починили мост. Утром выехали крестьяне в поле, — удивительное дело: мост починен.

Ну, и молодцы наши пионеры — отзываются букаревские крестьяне о пионерах.

Л. Фролова
Невель.

"Все шли на площадку, чтобы порезвиться"

Рославльский уезд, — железно-дорожный отряд № 20 имени Ленина, при производственной ячейки депо № 4 и при месткоме № 3.

1 старшее, 2 средних и 1 младшее звено. Отряд в зимний период проработал задание «Досуг детей зимой». На сборе отряда была поставлена беседа о разумном развлечении детей в зимний период. Ребят эта беседа очень заинтересовала, потому что место и принадлежности для развлечения детям были очень подходящие.

Настроение у ребят падало, потому что они думали что все приготовили, а развлекаться нельзя, так-как остается 1½ месяца до весны. Но ничего — пришлось приступить к подготовительной работе этого развлечения.

1-му старшему звену — было поручено подобрать более удобное место для катка, горки и площадки, потом договориться с ученическим комитетом о заострении этого вопроса перед школьной детворой, а также учительством и родителями.

2-м средним звеньям — было поручено собрать сведения, сколько в отряде имеется принадлежностей для оборудования катка, горки и площадки (лопат деревянных, железных, метел, ведер) и

3-му младшему звену — было поручено собрать все сведения — сколько в отряде имеется коньков, лыж и санок. Вот эти поручения к подготовительной работе были дадены звеньям, которые и были представлены через неделю на следующий совет отряда.

Вся подготвительная работа прошла с успехом. 1-е старшее звено подыскало удобное место, договорилось с ученическим комитетом и родителями, которые довольны, что отряд и их дети займутся хорошими развлечениями.

2 средних звена представили сведения: имеется 25 лопат деревянных, 10 железных, 3 метлы, 6 ведер и

3-е младшее звено представило сведения: в отряде имеется у ребят 25 санок, 20 коньков и 10 пар лыж.

Когда все сведения были представлены на совет отряда о проделанной подготовительной работе, совет отряда пришел к следующему заключению, что прежде чем приступить к выполнению задания, нужно еще провести беседу на сборе отряда: как оборудовать каток, горку и площадку. Беседу эту поручили провести пионерке-комсомолке и пионеру вместе, подыскать материал с вожатым и проработать. На 2-ю неделю, когда была проведена беседа, как оборудовать горку, каток и площадку избрали комиссию из 7 человек: от пионеров каждого звена, от ученического комитета и от родителей, которая должна была следить за порядком и принадлежностями оборудования (лопат, ведер, метел). Когда все было проделано, нужно было уже приступить к выполнению задания. В воскресенье после сбора, было об'явлено, по постановлению самих ребят, собраться в отряд с оборудовательными принадлежностями (деревянными и железными лопатами, метлами и салазками). Все эти принадлежности ребятам было очень легко принести, потому что отряд и школа находятся в одном районе, т.-е. все вместе, как в деревне.

В воскресенье для выполнения задания были привлечены даже дети, не относящиеся к школьному отряду. Всего насчитывалось 63 человека, — вместе с пионерами-школьниками и неорганизованными детьми. Лопат было доставлено даже больше, чем были собраны об этом сведения пионеров. С таким количеством лопат можно было выполнить задание, и к вечеру каток был расчищен, где ребята начали кататься под руководством комсомольцев. Регистрация дала, что этот каток был использован всей детворой данного рабочего района. На оборудование горки и площадки для игр затрачивалась сила звеньев, потому что горка требовала большой работы. Оборудованная горка и площадка принесли большой интерес не только детям, но даже и взрослым. Все шли туда, чтобы там порезвиться. Конфликтов за полтора месяца никаких не было. Интересно, что все эти развлечения были в одном месте. Помощи со стороны комсомольских ячеек совсем не было, но зато школы и родителей было достаточно. Кроме всех пионеров отряда, на площадку приходило по 30—40 неорганизованных ребят.

Михайлова

45 новых пионеров и октябрят

На одном из советов вожатых, 13 декабря 1926 г., мы обсудили присланное нам из райкома задание — для чего это нам нужно и какая от него польза. Затем мы вынесли это на общий сбор отряда, широко об'яснив всем цели и задачи этого задания. Здесь мы решили, что это задание у нас приемлемо, и поручили совету вожатых разработать его. На 2-м совете вожатых мы выяснили, что нам нужно расчистить каток и сделать горку, проводить катание с горы на санях, коньках и лыжах — организованным порядком.

Старшему 1-го звена поручили найти место для устройства катка и горки, второго — узнать из книг и газет пользу катания. Доклад о значении зимнего спорта также поручили ему. 1-му звену поручили договориться с ФСК, чтобы нам дали несколько лопат и метел, 3-му звену, — учесть — у кого есть какие принадлежности, кто что может принести: лопаты, метла и т. д., — и выявить мнение родителей о катании. 4-му младшему — выявить, кто на чем будет кататься. Эту работу ребята выполнили в течение 2-х недель. За оградой завода нашли место для устройства катка и горки, договорились с СФК, и нам дали 6 лопат и столько же метел, 3-е звено представило списки, что имеется 25 лопат, 20 метел. Четвертое выявило, что мы имеем 15 саней, 15 пар коньков и две пары лыж. Этого было мало, и мы поручило 1-му и 2-му звеньям сделать сани. Я достала материал, и они сделали двое саней.

Редколлегии поручили все это задание отметить в газете, за что она очень живо взялась, — дала темы ребятам, и ребята на звене писали коллективные заметки. В общем, каждое звено дало 4—5 заметок. Санком должен был следить за чистотой в клубе, за соблюдением обычаев пионеров, т. к. у нас это почти отсутствовало, а также выделить членов санкома на время катания: следить за порядком и помогать при несчастных случаях. Хозком должен был учесть все отрядное имущество, следить за порядком в отряде, а также и на катке. Нормы и правила катания мы не вырабатывали, т. к. у нас не было ни врача, ни руководителя спортом, но катались не больше 1 часа.

Всем звеньям было поручено устроить модели, лыжи, сани и т. д. Устройством спортуголка заведывала хозкомиссия. Все сделанные модели передавались в комиссию, а также было написано около 8 плакатов-лозунгов. На общем сборе отряда был обсужден доклад о значении зимнего спорта. Его сделала пионерка 1-го звена. Затем также ребята из 1-го и 2-го звена читали рассказы, ими же сочиненные, и стихотворения о зимнем спорте. Сбор прошел очень оживленно и интересно. Редколлегия выпустила одну стенгазету, также написала световую, но за неимением фонаря она у нас не пошла.

На следующий сбор отряда собрались опять кататься, но каток был занесен снегом, — начали его чистить. Когда вычистили, кататься было уже некогда, тем более, что лед был неровный. Все это заставило нас задуматься, и на совете вожатых мы решили, что вряд ли сможем проводить там катанье.

Четвертое звено с помощью второго взялось отыскать другую горку к следующему сбору, и оно с успехом это выполнило. Мы провели катанье с участием 30 человек. За это время санком провел по всем звеньям беседу о гигиене пионера. Особенно живо проходило все это в 3-м и 4-м звеньях. Первое и второе это выполняло, как обязанность, довольно серьезно относясь ко всей порученной им работе. Что работа наладилась благодаря системе заданий, видно по тому росту, какой мы сейчас имеем за этот период — 22 чел. пионеров, 25 октябрят.

На последнем из сборов была заслушана беседа о межд. положении, о ноте английского правительства и коснулись улетевших летчиков. Беседа прошла хорошо. Было задано около 35 вопросов, на которые были даны простые и ясные ответы, и здесь же по желанию ребят была намечена беседа к следующему сбору — «О военизации и химии».

Много ценного и полезного дает журнал «Вожатый», и теперь мы практикуем на звеньях проводить шуточные состязания. Кроме того, первое звено стало полпредом Англии, давая нам сводки в две недели раз на общем сборе.

В работе по заданию у нас, конечно, есть отступления, что об'ясняется не совсем полным ознакомлением с ним, а также теми препятствиями, которые встречаются на пути его.

Вожатый отряда № 2
Смолен. губ.