"Вожатый", №18, сентябрь 1927 год, стр. 24-28
Вернулась вчера из отпуска и на столе нашла журнал «Вожатый» № 11—12. Пахнуло чем-то родным от зеленой обложки.
Сразу стряхнуло отпускные мысли и ввело в курс работы. Прочитала его с удовольствием: в этом журнале больше, чем в других номерах, статей, ценных тем, что в них не общие рассуждения, а конкретный опыт. И я решила написать в журнал о своем опыте.
В отпуску я много времени провела в пионерском лагере. Я наткнулась на один интересный вопрос, о котором у нас все же слишком мало пишут и говорят в «Вожатом», но который одинаково беспокоит всех вожатых, сталкивающихся с ним.
Это — половой вопрос.
В отряде, где пионеры встречаются и проводят время вместе всего несколько часов, этот вопрос не ощущается так остро, не потому, что его вообще не существует, а потому, что он ускользает от внимания вожатого.
В лагере, где пионеры в течение 2 недель проводят время только в обществе друг друга, он вдруг становится остро и выявляет — как неподготовлены к нему наши руководители.
Вот несколько фактов.
Из прошедших через лагерь 460 человек, двух пионеров в возрасте 10—11 лет захватили, когда те занимались онанизмом. При выяснении оказалось, что один из них сирота, другой — сын работницы, которая зачастую пьет и ведет безобразную жизнь. Ребята живут в одном дворе, видят жизнь своих родных и близких и не имеют присмотра. Школа же и отряд не проследили внимательно домашней обстановки и не задумались над этим вопросом. Инструктор лагеря провел с ними долгую беседу о вреде онанизма, которая кончилась слезами пионеров. Но это же не разрешение вопроса. Завтра они займутся тем же самым, если не будут иметь поддержки и руководства со стороны единственных уважаемых ими людей — вожатого и учителя, так как в своих родных они видят много плохих черт и утеряли к ним уважение.
Как отнесся к этому детский коллектив?
Ребята быстро узнали о случившемся от пионеров, которые наткнулись на эту сценку, и в их отношении к этим пионерам проскальзывала жалость. Именно жалость, а не брезгливость, не стремление отделиться. Наоборот, пионеры старались не оставлять их одних ни в лагере, ни на прогулке, но в их глазах всегда можно было прочитать, что они понимают, что ребята больны, и испытывают к ним жалость и страх перед этой болезнью. Нашлись и такие, которые прозвали ребят «сердцеедами». Но, несмотря на то, что жестокость свойственна этому возрасту, никогда ни один не звал их так в глаза.
Можно заключить, что в целом наша организация здорова. Но пионеры не знают, что за явление онанизм, и испытывают слепой страх перед ним, хотя чувство товарищества удерживает их около больных.
Как реагировали вожатые?
Лагерь был сборным. Из всей организации собраны наиболее слабые здоровьем пионеры. Вожатые хорошо всех пионеров не знали. Узнав о случившемся, они сказали, что в отрядах им никогда не приходил этот вопрос в голову и что с этой стороны они своих пионеров не знают и не узнавали. Они не знали, какое и как следует создать мнение пионеров вокруг этого вопроса. Почли за лучшее скрыть всю историю и ничего не говорить с пионерами, так как «неудобно» говорить о таких вещах, когда о них прямо не спрашивают. А проще говоря, они сами не были подготовлены.
Часто можно слышать возражение. К чему, мол, заниматься этим вопросом, если он носит частный характер и совсем не является больным для всего отряда? Но, ведь, наше дело — лечить отдельные случаи болезней при общем здоровом состоянии отряда, чтобы эта болезнь не распространилась на всех.
Вот второй факт: в один день, но в разное время ко мне подошли девочки-пионерки из трех разных отрядов и сообщили, что у них у всех — менструации. Свойственная девушкам стыдливость мешала им прямо заявить юноше-вожатому о своей болезни и они просто старались уклониться от гимнастики, строя и самообслуживания.
Как отнеслись к этому вожатые?
Все трое — юноши. Один из них, получив заявление, что пионерка не встанет в строй по болезни, стал требовать от нее свидетельство от врача, что у ней за болезнь; другой, которому принесли записку от врача, в которой говорилось, что в виду общего нездоровья пионерка такая-то освобождается от занятий, нашел это притворством и стал угрожать поставить вопрос на совете лагеря. И, наконец, третий, у которого пионерка 13 лет не вставала в строй уже 5—6 дней, начал перед строем ее допрашивать о причине, говоря, что он догадывается, но, впрочем, ей только 13 лет, это рано, и потом, почему же целую неделю, — ведь нормально бывает только 3 дня, т.-е. показал свою «компетентность» на все 100 процентов, чем возмутил всех девочек в отряде.
Пришлось созывать вожатых и говорить на эту тему. Двое первых просто не догадались, о какой болезни говорили девочки. Третий забыл, что он перед строем, и просто обеспокоился за здоровье этой пионерки, тем более, что его помвожатого — девушка, сама недавно вышедшая из пионерок и знавшая причину нездоровья, упорно не хотела сообщить об этом вожатому.
Но в общем все они, во-первых, не приняли в расчет свойственной девушкам стыдливости, хотели, чтобы те просто подошли и заявили о своей болезни, во-вторых, не были знакомы с явлением менструации, ее болезненностью и последствиями, считая все это девичьими капризами, в-третьих, боялись, что благодаря этой уловке девушки будут прикрывать свое нежелание работать. И в этом вопросе вожатые не были подготовлены, не были достаточны чутки.
И вот, наконец, третий факт: в один отряд попали — девочка-пионерка 15 лет, уже достаточно развившаяся физически, занимавшаяся в городе в физкульткружке, в своем отряде являвшаяся активисткой и вдобавок ко всему обладавшая весьма красивой внешностью, и мальчик-пионер, также 15 лет, сильный, ловкий, всегда веселый, «душа пионеров», также активист и ко всему еще очень самолюбивый. Столкнувшись на каком-то вопросе, они поспорили. Затем ему передавали, что она презрительно отозвалась о нем. Он, зарвавшись, необдуманно выпалил в кругу своих товарищей фразу: «не я буду, если я не овладею ею». Конечно, эту фразу нужно понимать, как не овладею ее вниманием, ее мыслями, а не в другом смысле. Сейчас же вокруг их имен забродили какие-то слухи, и ребята начали их «подначивать». Жили они в одной даче, и, выбрав вечер перед спуском флага, он сказал ей, что берется защищать ее имя от всяких сплетен. Сейчас же это стало известно пионерам и на другой день, когда за обедом вожатый случайно посадил их напротив, раздались смешки и разговоры о «лунных ваннах» и их именах. Пионерка закрылась и не могла есть. Тогда пионер под предлогом выхода за хлебом вышел из-за стола и дал ей возможность пообедать.
Чем здесь об'яснить насмешки остального коллектива?
Тем, что у нас организовалось общественное мнение вокруг этого вопроса таким образом: всякие возникающие отношения между девочками и мальчиками, когда кроме дружбы и простых, подчас грубых отношений появляется известная доля нежности, внимания и рыцарства, — именуются «флиртом» и изгоняются из отряда беспощадно. Это мнение поддерживается и проводится вожатыми и очень быстро прививается к пионерскому коллективу.
Разберем, нормально ли это.
Возраст 15—16 лет имеет свои права и особенности. И одна из них та, что перестает удовлетворять дружба и нежность, расточаемая своим подругам и матери со стороны девочек, и есть стремление иметь друга-подругу, защитника и рыцаря в лице мальчика, с которым вчера считала возможным только играть и драться. Со стороны ребят также исчезает полупрезрительное отношение к «девчонкам», по крайней мере к одной из них, у которой вдруг оказываются способности слушать заветные мечты и не только слушать, но и понимать и дополнять своими мечтами, которую вдруг становится необходимым от кого-то и от чего-то защищать и мнение которой в том или ином вопросе дороже всех остальных. Это еще безоблачные отношения. Это еще не разрешение проблемы полов. Но это уже одна из форм полового вопроса, могущая встретиться в отряде. Это вполне нормальное явление для данного возраста.
Где скорее могут встретиться такие отношения? Конечно, в отряде, где на живой, активной работе пионеры видят лучшие качества друг друга. Отношение же общественного мнения к этому, как к чему-то постыдному, направляет их внимание в другую сторону и действительно приводит взрослых пионерок уже не к хорошим отношениям, а к самому отчаянному флирту, но уже не в отряде (это место свято), а на стороне, с комсомольцами или неорганизованными ребятами этого же возраста. В отношении ребят дело может обстоять еще хуже, так как у них наступает период полового созревания (надо принять во внимание еще наше горячее туркменское солнышко) и вне отряда он попадает в компанию, где начинает половую жизнь взрослого, часто во вред своему здоровью.
Как следствие этого: хорошие и активные пионеры «вдруг» начинают делаться плохими, ленивыми и, наконец, сами бросают организацию, или же их исключают. Мое мнение, что нужно изжить такой взгляд в отрядах, если мы действительно хотим привить новый быт пионерам. Пусть то, что естественно, найдет себе почву в отряде. Бояться, что у пионеров начнется половая жизнь, не следует. При внимательном отношении к этому вопросу со стороны вожатого и комсомольской ячейки эти отношения превратятся в действительные товарищеские отношения между девочками и мальчиками, не обращаясь в «крылатый эрос».
Но в общем летние наблюдения показали, что в половом вопросе наши вожатые не подкованы. Ложная стыдливость заставляет на многое закрывать глаза.
Как мы готовимся к этому вопросу?
Через курсы, лекции и литературу.
Наши курсы уделяют очень мало времени этим вопросам и ограничиваются только общим освещением.
На лекциях вожатые слышат о половом вопросе вообще, начиная с ботаники и животного мира, кончая человеком.
Литературы же по вопросу о том, как практически подойти к этому вопросу в отряде, нет.
Что нужно знать вожатому?
Кроме общих понятий о половой жизни и органах, он должен быть знаком с явлениями онанизма, менструации, первой половой зрелости, и не только быть знакомым, но и снабжен практическими советами, как увидать это в отряде и как подойти, чтобы направить в дальнейшем по правильному руслу, так как именно с этими вопросами столкнется вожатый в отряде, а не с вопросами о том, «как дети родятся», как ошибочно думают многие, в том числе и врачи, читающие нам лекции.
Это нужно принять во внимание при проведении курсов и лекций. Об этом нужно больше писать в литературе, давая практические указания, не ограничиваясь общими рассуждениями.
Сейчас кончаются лагеря. Везде в той или иной мере возник этот вопрос. Было бы хорошо центральному пионеркабинету провести сбор материалов, а затем дать ряд статей в «Вожатом». Ребята, имея на руках свежий материал, сейчас же откликнутся, только не нужно устраивать того шума, лишенного конкретного содержания, который обыкновенно возникает в таких случаях.
Доронина
г. Ашхабад
От Редакции. Статья тов. Дорониной «Надо серьезно подумать» затрагивает один из вопросов, освещенных в №17, в статье тов. Барамзина — «Вопросы быта в пионер-организации».
Просим всех пионерработников, педагогов, имеющих практический материал, поделиться своими соображениями по затронутым в статьях вопросам.