"Вожатый", №18, сентябрь 1927 год, стр. 28-33
Если раньше существование мастерских возможным казалось лишь в самых крупных базах (Треугольник, Путиловец, Электросила), то в последний год под'ем и интерес к этому делу оказался настолько мощным, что развертывание трудового и технического воспитания стало возможным в большинстве баз и отрядов нашего района.
Вот характерные цифры создания кружков и мастерских в последние три года, за каждый год в отдельности:
До 1925 г. включ. |
1926 г. | 1927 г. | Всего на 1/V-27 г. |
|
1. Столярные мастерск. | 3 | 4 | 5 | 12 |
2. Переплетн. „ | 2 | 4 | 7 | 13 |
3. Сапожн. „ | — | 1 | 2 | 3 |
4. Слесарных „ | — | — | 5 | 5 |
5. Токарных „ | — | — | 1 | 1 |
6. Швейн., кройк., рукоделие | 1 | 7 | 19 | 27 |
7. Выпиловочн. мастер. | — | 2 | 4 | 6 |
8. Картонажн. „ | — | 1 | — | 1 |
9. Модельн. „ | — | 1 | 1 | 2 |
10. Радио-маст. | — | 2 | 15 | 17 |
11. Электродела мастер. | — | 2 | 3 | 5 |
12. Лепки мастерск. | — | 1 | 2 | 3 |
Итого... | 6 | 25 | 64 | 95 |
Девяносто пять мастерских и кружков приходится на 35 баз и самостоятельных отрядов, или на 56% всей районной организации.
Теперь обратимся к количественному охвату пионеров трудовым воспитанием на 1/V—1927 года.
В кружках | и мастер. | столярн. | ...... | 391 | чел. |
„ | „ | переплетн. | ...... | 466 | „ |
„ | „ | слесарных | ...... | 71 | „ |
„ | „ | сапожных. | ...... | 40 | „ |
„ | „ | токарных | ...... | 9 | „ |
„ | „ | швейн., кройки и рукодел. |
...... | 718 | „ |
„ | „ | выпиловочн. | ...... | 57 | „ |
„ | „ | картонажн. | ...... | 34 | „ |
„ | „ | модельн. | ...... | 30 | „ |
„ | „ | радио | ...... | 199 | „ |
„ | „ | электродела | ...... | 53 | „ |
„ | „ | лепки | ...... | 30 | „ |
Итого | ...... | 2098 | чел. | ||
пионеров т. е. 26% всей район. пионер-организации. |
По годам вовлечение пионеров распределяется следующим образом:
До 1925 года включительно | ...... | 302 | пионера |
В 1926 году | ...... | 576 | „ |
В 1927 году | ...... | 1220 | „ |
Итого | ...... | 2098 | пионеров |
Особое положение занимают базы Красн. Треугольника и клуба им. Трофимова, где работой мастерских и кружков охвачено подавляющее большинство пионеров.
Быстрый рост условий и возможностей производственно-трудового воспитания пионеров, как видно из указанных цифр, конкретно выразился в создании ряда пионерских мастерских и кружков.
Перед райбюро встала задача всестороннего изучения постановки трудового и технического воспитания в базах и отрядах и разрешения целого ряда принципиальных и практических вопросов, как-то: целевая установка работы, программы, руководство, средства и т. д.
В первые месяцы зимней работы мы ограничились постановкой докладов и отчетов о работе отдельных мастерских и кружков, отдельных баз и отрядов, с предварительным обследованием их членами бюро или инструкторами.
Для иллюстрации приведем выдержки из календарей Бюро за месяцы:
Январь 1927 год.
Райбюро. — О работе электротехнических кружков баз трам. парка им. Коняшина и зав. Электросила. О работе столярных мастерских и кружков баз: 1-го участка Службы Тяги и 168 д/дома.
О постановке радиоработы в пионер-отрядах.
Февраль 1927 года.
Райбюро. — 0 районном радио-кружке.
О работе кружков кройки и шитья баз скотобойни и тип. Лоханкова.
И военно-морских кружках: Ю. Ленинец, Электросила, Госбанк.
Собрание вожатых. — О производственно-техническом воспитании пионеров.
Март 1927 год.
Райбюро. — О работе переплетных мастерских — Кр. Путиловец.
Этим, однако, не имелось в виду и невозможно было исчерпать на данный период все вопросы практической постановки трудового воспитания в районной организации, а лишь приближалось разрешение более глубокой, серьезной и длительной работы — организации районной выставки, трудовых и технических работ пионеров.
В июне месяце 1926 года мы впервые пытались организовать районную и итоговую выставку за зимний период по всем отраслям работы отрядов, в том числе и по трудовому воспитанию. Были отдельные об'ективные условия, затруднявшие работу, главным образом:
Неудачное время (июнь, июль месяцы), когда часть отрядов уже выехала в лагерь, а другая часть занята усиленной подготовкой к нему; слабая предварительная подготовка как в районном бюро, так и в отрядах; сбор материалов по всем вопросам и отраслям работы, что, естественно, усложняло работу; неудачный выбор места выставки, что имеет также громадное значение.
В общем выставка оказалась неудачной; об этом можно судить по одному тому, что райвыставку посетило всего лишь 200 человек, но уже тогда наибольший интерес на выставке представлял отдел трудовых работ.
Учитывая опыт прошлого года, мы на этот раз ограничились организацией райвыставки работ мастерских и кружков.
С самого начала пришлось столкнуться с некоторой инертностью и с отрицательным отношением к выставке части вожатых. Многие товарищи сомневались в ее целесообразности, а больше всего отвергали практическую возможность организации выставки: «не хватит, мол, материала», «никто не будет посещать ее» и еще очень многое в этом же роде.
Действительность, однако, понятно разочаровала их.
Параллельно с организацией выставки проходила широкая работа по изучению постановки трудового и технического воспитания в отрядах.
Четырнадцать вожатых, кроме основного состава райбюро, были посланы во все базы и отряды района, где на местах обследовали кружки и мастерские, заполняли анкету обследования, отбирали экспонаты для выставки, в том числе программы, календари, дневники трудовой работы, регистрируя их в предварительном списке экспонатов.
Уже первые поступившие списки выявили наличие большого, интересного практического материала. Вопрос о выставке неоднократно ставился на райбюро, собраниях вожатых, бюро РК, собрании секретарей комсомольских ячеек. В результате, вокруг выставки удалось организовать широкое общественное мнение пионеров, вожатых и комсомольского актива. Вся подготовительная работа продолжалась около 1 месяца. 18 июня на районном собрании пионерского актива, с участием делегации германских пионеров, состоялось торжественное, открытие 2-й районной выставки трудовых и технических работ пионеров московско-нарвск. района.
Опыт прошлого года показал нам, какое колоссальное значение в этом деле имеет сама техника организации выставки, и поэтому мы уделяли ей исключительное внимание.
Возьмем, к примеру, порядок приема материала: прием производился ежедневно от 5-ти до 8-ми часов вечера. Некоторым базам покрывался расход по доставке материалов. Весь материал в порядке поступления заносился в общую инвентарную книгу, откуда разносился по тетрадям отделов. Одновременно заполнялись две квитанции под одним номером на полученный материал, из которых одна выдавалась на руки, а вторая хранилась в делах выставки. Выдача квитанции с полным перечислением материала гарантировала базе полную сохранность его. Весьма благоприятным оказалось и местонахождение выставки — в центре района в базе пионеров ф-ки Гознак.
Выставка была художественно оборудована с максимальным (по нашим возможностям) уютом для посетителей. На большинстве экспонатов значилось название базы, а на некоторых и срок выполнения. Выставка была открыта ежедневно. Кроме всякого рода извещений через газеты, телефонограммы, личных, мы отпечатали в типографии и широко распространили по школам, по отрядам, коллективам об'явления.
На райвыставке около 2.500 экспонатов, чрезвычайно разнообразных, начиная с мелких, октябрьских, ручных работ и кончая прочными и красиво отделанными столами и стульями (из наиболее крупных работ). Весь материал разместился в 10 отделах, из которых, наиболее полные и ценные:
1) Швейный — экспонаты кройки, шитья, рукоделия, вязания. Здесь мы имели несколько пионерских костюмов, целиком сшитых пионерами, множество салфеток, носовых платков и чрезвычайно изящно сделанных сумочек для них; несколько пар чулок и носков, зеленый вязаный шарф целый ряд образцов кройки и множество экспонатов детского белья.
2) Столярный с токарным п/отделом. — Столярные мастерские продемонстрировали множество рам больших и маленьких, целый ряд учебных работ, линейку, наугольники, но больше всего выделялись работы Госбанка и 1-го участка Службы Тяги — столы и стулья. Здесь же были гусли, изготовленные пионерами Треугольника, подаренные впоследствии Узбекским пионерам. Особенно нравился посетителям уголок токарных работ базы Гознака.
3) В переплетном отделе множество книг, переплетенных мастерскими отрядов. Кроме оконченных работ — несколько уголков, показывающих от начала до конца процесс переплета книг.
4) В модельный отдел база торгового порта представила громадную модель электрофицированного холодильника со всеми приспособлениями. Это, действительно, крупная работа, потребовавшая глубокого интереса ее творителей, технику и значительную выдержку. Здесь же выделялась изящная модель столярного верстака.
5) Значительно хорошо был представлен радио-отдел. Среди целого ряда маленьких и больших приемников и аппаратуры к ним большой интерес представляли: одноламповый приемник и маленький катушечный радио-приемник.
Все остальные работы были собраны в отделах: выпиловочном, слесарном, сапожном, электродела, ручного труда, с октябрятским под/отделом. Выставка, просуществовавшая до 14 июня, оформила и закрепила громадный сдвиг в трудовом и техническом воспитании пионеров нашего района.
На выставке перебывало около 2 000 пионеров и 200 человек взрослых, в том числе вожатых, педагогов, родителей, комсомольцев и друг.
Чрезвычайно тщательно изучали выставку делегаты германских пионеров, оставившие восторженный отзыв.
О значении выставки, характере материалов и перспектив, открываемых ею, лучше всего судить по сгруппированным мною характерным отзывам родителей.
Вот что пишут в дневнике выставки пионеры:
«Когда мы шли на выставку Московско-Нарвского района, то меня особенно интересовало, что нам покажут. Подходя к выставке и зайдя в нее, мы начали глядеть октябрьские работы и здесь встретили некоторые работы нашей базы, но в особенности мне было интересно смотреть радио и модели. Я очень рад, что поглядел на выставку».
«Мне больше всего понравились на выставке радио-работы, слесарные и столярные работы. Хорошо, если такие выставки были бы почаще».
«Мне нравится вся выставка, но больше всего кройка и шитье, а также модель холодильника пионеров Торгового Порта».
Десятки записей подобного характера показывают, что выставка произвела глубокое впечатление на ребят, что здесь они нашли многое такое, чему можно и нужно научиться.
«Мне нравится вся выставка, но больше всего кройка и шитье, а также модель холодильника пионеров Торгового Порта».
Десятки записей подобного характера показывают, что выставка произвела глубокое впечатление на ребят, что здесь они нашли многое такое, чему можно и нужно научиться.
«Выставка мне очень понравилась, — пишет пионер Гознака, — но больше всего уголок радио-любителей: — в нем можно много кое-чему научиться, — а также столярный кружок. Но переплетный кружок выставил недоделанные и неаккуратно сделанные им работы, а в прочем и он хороший, т. к. делали не мастера, а такие же пионеры, как и мы».
Другой пионер идет еще дальше и делает уже конкретные выводы, соответствующие его любознательности. — «Выставка мне понравилась, в особенности радио. Я хочу вступить в кружок и научиться этому изобретению радио».
Чрезвычайно важно полученные пионерами впечатления закрепить, втянув их, в тот вид работы, которая показалась им наиболее привлекательной и соответствующей их интересам.
Серьезное понимание необходимости практически использовать опыт, выявленный выставкой, показали вожатые, осмотревшие выставку.
Мы сознательно берем отзывы рядовых вожатых, дабы избежать обвинения в пристрастном подборе записей. «Выставка выявила большие достижения в технических работах наших отрядов. Жалко только, что не все базы имеют возможность развернуть работу технических кружков. Интерес к этой области работы у ребят большой. Нужно добиться, чтобы в следующей выставке участвовали все базы района».
О справедливости указанных слов можно судить потому, что из 62 баз и самостоятельных отрядов нашего района в выставке участвовало 35 баз.
Другой вожатый пишет.
«Выставка ясно дает представление о работе юных пионеров. Здесь ты увидишь все интересы, которые волнуют пионерскую массу. Много может получить пионер, осмотрев выставку. Он увидит, как надо работать и что делать».
Небезынтересно послушать и других т.т., посетивших выставку.
Буслов — отв. секретарь Моск.-Нарв. района ВЛКСМ: «Каждый из отделов выставки говорит о том, что самодеятельность пионеров идет по правильному руслу практических производственных навыков».
Шестаков, — директор фабрики Гознак: «Осмотренная выставка пионеров оставляет самое лучшее впечатление, т. к. она наглядно свидетельствует о большом развитии пионерской организации, правильной постановке дела, воспитания их и тесном единении руководителей и пионеров».
Богданов, — педагог 73 школы: «Выставка заслуживает самого широкого внимания, в первую голову со стороны школ. Школа должна убедиться в том, что пионер может быть проводником идей организации трудовых процессов в школе, и задача школы — уделить этому большому делу побольше материальных благ, дабы втянуть в эту работу и школу. Выставка является лучшим показателем роста пионер-организации в самом лучшем смысле».
Арш. — заведывающий городским пионер-кабинетом: «Выставка хороша, тщательно оборудована. Работы чисто, хорошо сделаны. Есть несколько прекрасных работ».
Часть товарищей правильно отмечали преобладание экспонатов трудового характера над работами кружков технических знаний. Это об'ясняется тем, что кружки юных техников стали создаваться лишь в последнего месяцы текущего зимнего периода и работа их сравнительно выявилась еще недостаточно.
К недочетам выставки следует еще отнести отдельные организационные упущения, как неаккуратное дежурство вожатых, но главным образом — слабое привлечение ко всей выставочной работе пионеров.
Выставка, как и следовало ожидать, поставила перед нами ряд общих и практических вопросов, в решении которых мы исходили из опыта работы последнего года и того громоздкого опыта, который дала нам организация самой выставки.
Мне придется остановиться лишь на самых основных вопросах.
В базу зав. Электросила один из родителей подал заявление с просьбой обучить сына-пионера специальности подручного слесаря. Многие родители рассматривают пионерские мастерские, как подготовительную школу ФЗУ, как место профессионального обучения. И среди вожатых частично встречается такое мнение. Этому способствуют некоторые извращения в работе мастерских, например, следующего характера: переплетная мастерская Кр. Треугольника перешла на полную самоокупаемость (хоз. расчет) и даже приносит небольшую прибыль. В этой же базе группа ребят специализируется по столярному или переплетному делу.
Естественно, что в результате у отдельных т.т. в партии и комсомоле появляется недоумение по поводу характера и целевой установки трудового воспитания пионеров.
Решение V всесоюзной Конференции комсомола по этому вопросу должно быть широко раз'яснено вожатым, пионерам, комсомольцам.
Мы против специализации пионерских мастерских, мы против профессионального обучения. Нельзя пионерский отряд превращать в школу, будь то фаб-завуч, до-завуч или что-нибудь другое.
Наша целевая установка — дать ребятам общие трудовые навыки по всевозможным видам труда и техники, приучить их к трудовой деятельности.
Наша практическая установка — научить их помогать в домашнем хозяйстве, подчинить работу мастерских и кружков общественным заданиям (помощь ближайшему отряду, детдому, яслям, беспризорным ребятам и т. д.) и самообслуживание базы или пионерского клуба.
Наибольшие трудности возникают в подыскании руководителей отдельными видами работы. Платные инструктора — преимущественно в крупных базах.
Вот характерные цифры состава руководителей:
Прикрепленных от партии | ...... | 20 | человек |
Членов партии, не прикреплен. | ...... | 6 | „ |
Комсомольцев | ...... | 9 | „ |
Беспартийных рабочих | ...... | 7 | „ |
Педагогов | ...... | 4 | „ |
Домохозяек | ...... | 1 | „ |
Родителей | ...... | 1 | „ |
Вожатых | ...... | 10 | „ |
Пионеров старшего возраста | ...... | 12 | „ |
Платных инструкторов | ...... | 11 | „ |
Итого | 81 | человек |
Таким образом, основную группу руководителей составляют прикрепленные от партии, члены партии с производства и комсомольцы — 35 человек, или 43%. Этот отрадный факт характеризует улучшение в работе прикрепленных, в первую очередь в практической помощи постановке трудового и технического воспитания пионеров.
И не только в руководстве, но и в создании кружков и мастерских, обеспечении их средствами, материалами, инструментом сказалась работа прикрепленных в текущий зимний период.
Другим достижением является привлечеиие беспартийных рабочих (7 ч.) педагогов (4 ч.), родителей (1 чел.), домохозяек (1 ч.). Идя по этому пути, отряды обеспечивают создание благоприятного общественного мнения об этой отрасли работы пионеров и широкую поддержку ее в дальнейшем.
Что касается группы вожатых (10 человек) — руководителей трудовой работы, они все квалифицированные производственники, но перегруженность основной работой по отрядам и базам препятствует плановому руководству кружками и мастерскими.
Пионеры старшего возраста (12 человек) руководят преимущественно радио-кружками, имея соответствующую предварительную подготовку.
Всем этим, однако, не исчерпывается вопрос о привлечении достаточно крепкого и устойчивого состава руководителей и инструкторов по производственно-техническому воспитанию пионеров. Количество их отстает от быстрого роста всевозможного вида кружков и групп. Отмечается частая смена руководителей, а в некоторых случаях недостаточная подготовленность их. Районному комитету и местным ячейкам в наступающий осенне-зимний период придется энергично заняться подготовкой и проверкой кадра работников, привлекая, главным, образом, прикрепленных от партии, квалифицированных рабочих и комсомольцев производства. Необходимо райбюро привлечь в качестве консультантов, для разработки программ отдельных инженеров, специалистов, главным образом, работником ФЗУ.
Опыт второй районной выставки оказался удачным и в отношении обмена опытом между базами.
Пионеры и вожатые, изучавшие выставку, подтверждали возможность использования взаимного опыта в своих отрядах, развития тех видов работы по труду и технике, которым по тем или иным причинам до того уделялось мало внимания.
Ссылки на недостаток средств и возможностей наглядно опровергались примером ряда средних и мелких баз и отрядов. Наиболее характерен пример базы 1-го участка службы тяги, которая, не имея никаких дополнительных средств, кроме профсоюзных 2% отчислений, образцово поставила столярное, слесарное дело и картонажный кружок. Ребята ухитрялись, например, делать открытые переплеты для удостоверений личности рабочих и на выручаемые деньги расширять другие виды работы.
Главную роль в этом сыграла творческая работа вожатого — не освобожденного производственника.
Выставка наглядным опытом годовой работы разрешила все сомнения относительно организационных форм трудовой работы. Самодеятельность и инициатива пионеров не укладывается в рамки звена и отряда. Условия работы, недостаток материалов, инструментов требует значительной гибкости в удовлетворении массовых запросов пионеров и максимального целесообразного использования ограниченных возможностей.
Интерес пионеров различный и изменчивый не только в пределах отряда, но и звена. Значительное количество экспонатов, представленных на выставке, созданы не звеньями и не отрядами, а добровольно об'единившимися на конкретном деле группами пионеров, в том числе двойками, четверками, пятерками и т. д.
Практический опыт целиком подтверждает правильность решений V всесоюзной конференции комсомола по этому вопросу (по докладу Максиной).
Прямым результатом нашей выставки является организация постоянного музея трудовых и технических работ, где будет собираться и учитываться громадный опыт в этой работе и дальнейшие достижения.
Работа постоянного музея, привлечение специальных консультационных сил, создание благоприятного общественного мнения обеспечит в наступающем году широкое развертывание работы по труду и технике в пионерских отрядах.
Яхнин
Ленинград, М.-Н. р-н