"Вожатый", №18, сентябрь 1927 год, стр. 36-39
Пионерская и детская печать является «приводным ремнем» союза и партии в деле осуществления коммунистического влияния на широкие массы детворы. И, само собой, что вместе с ростом детской общественности, вместе с поднятием самодеятельности и активности детей во всей работе пионер-организации растет и крепнет их участие и в детской печати. Многочисленные пионерские газеты, родившиеся с возникновением пионердвижения, являлись фактически не чем иным, как выражением бурного порыва детского творчества. А тысячи детских корреспондентов со всех уголков Советского Союза в небольших заметках сливают воедино свои чувства, мысли, переживания. Вот почему начатое в журнале «Вожатый» обсуждение о деткоркружках привлекло внимание почти всех читателей местных пионерских газет, в которых этот вопрос обсуждался. Об этом свидетельствуют сотни откликов, полученных редакциями, мнения кружков и отрядов в целом. Только всесоюзная «Пионерская Правда», как это ни странно, оказалась в стороне обсуждения. Можно смело сказать, что проведенное обсуждение ярко показало, как сами ребята могут и должны участвовать в руководстве работой пионер-отрядов и в намечении тех задач, какие возникают перед пионер-движением.
Меньше, чем сами ребята, откликнулись на вопрос о руководстве деткорработой читатели «Вожатого». На помещенную в № 2 статью получено несколько откликов, часть которых напечатана в №№ 6 и 10 журнала. Из них только один товарищ (из Богородска) против деткоркружков. Все же остальные, а вместе с ними и абсолютное большинство самих деткоров высказались за деткоркружки. Но и среди последних имеется немало путаницы, на которой необходимо остановиться.
Противники деткоркружков главным своим мотивом выдвигают нежизненность многих кружков. «Кружки влачат жалкое существование», ребята бегут от скучных занятий и еще много таких «доводов» они приводят, — отсюда их прямой вывод — деткоркружки не нужны. Но если так подходить к вопросу, то ведь есть немало отрядов, работающих плохо. Значит, нужно и такие отряды распускать. А ведь это просто абсурд.
Совершенно верно, что деткоркружки до сих пор плохо работают. Это об'ясняется раньше всего отсутствием всякого руководства ими. И прав тов. Полянский, когда пишет: «в этом виноваты редакции наших печатных газет и комсомольские организации, которые до сих пор не выработали примерного плана и содержания работы кружков». («Вожатый» № 10). И, наконец, правильно жалуются ребята, что: «основная беда — отсутствие руководителей». Некоторые считают, что деткоркружки не нужны потому, что работа со стенгазетой, которая является основной для кружка, должна вестись звеньями поочередно. Об этом мы писали в № 2 «Вожатого», доказывая, что именно сейчас, когда вся работа пионер-отряда строится на добровольности, кружок деткоров, куда добровольно входят ребята, заинтересованные этой работой, сумеет лучше всего ее поставить. Многочисленные факты показывают, что там, где существует деткоркружок, стенгазета издается успешно. Об этом писали и в откликах, полученных редакцией «Вожатого». «Опыт работы деткоровских кружков по Бологовским базам и отрядам показал, что такие кружки жизненны и необходимы. Как результат их работы, мы видим улучшение качества наших стенушек»... пишет тов. Хват в «№ 6. «Ведь не все ребята в звене будут иметь охоту работать с газетой, а заставлять их нельзя, ибо это будет принуждение. Неорганизованная детвора, в особенности школьники, не будут охвачены этой работой... Там, где имеется деткоркружок, стенгазета всегда выходит во-время и хорошая» — правильно отмечает тов. Полянский в № 10.
В некоторых заметках, помещенных в детских газетах, ребята пишут, что «деткоркружки — это лишняя нагрузка», «можно и без кружка научиться писать в газету», «кружок отвлекает от отрядной работы», — однако, на этих мнениях не стоит останавливаться, так как они уж слишком необоснованны и, пожалуй, самими ребятами не обдуманны.
В единственной статье против деткоркружков, помещенной в № 10, тов. Вожатый пишет: «пишущих в стенгазету в отрядах мы имеем во много раз меньше, чем желающих писать. А вот эти желающие не всегда решаются вступить в кружок деткоров, т.-е. взять на себя обязанности аккуратно посещать занятия и «выполнять решения кружка. Такой нагрузки ребята могут испугаться, а непишущих в стенгазету могут в кружок и не принять, т. к. они не являются деткорами... Наша задача — привлечь неорганизованную детвору к участию в стенгазете. В кружок деткоров не всегда можно завлечь неорганизованного».
Откровенно говоря, автор цитированных строк очень туманно уясняет себе весь этот вопрос. Во-первых, что значит «пишущие» и «желающие писать»? До сих пор такого разделения у нас нет, потому что каждый желающий писать имеет полную возможность стать деткором. Ведь не надо иметь какой-нибудь особой квалификации, чтобы писать в детские газеты и журналы, а нужно только лишь... иметь желание. Во-вторых, почему это ребята боятся «взять на себя обязанности аккуратно посещать занятия и выполнять решения (!) кружка». Никаких таких «решений» кружок не должен выносить, а что касается посещения занятий, то ведь так можно сказать и по отношению ко всем другим кружкам, организуемым при отрядах. В-третьих, в кружок надо принимать всех желающих, а не только пишущих в стенгазеты, т. к. само вступление в кружок уже будет определять его участие в стенной газете. И в-четвертых, в отношении привлечения неорганизованных автор статьи совсем не прав, потому что дело обстоит, наоборот, т.-е. именно деткоркружок, как указывалось выше, может способствовать максимальному вовлечению неорганизованных ребят в работу стенной газеты.
Таким образом, правы абсолютно большинство высказывавшихся на страницах «Вожатого» и самих деткоров в местных газетах в том, что деткоровские кружки нужны. В процессе обсуждения удалось широко выявить опыт работы существующих кружков, которые не только занимаются выпуском стенгазеты, но и организуют вокруг нее читателей, занимаются коллективным разбором деткорзаметок, привлекают внимания детей к печати и т. д., и т. д. На основе этого опыта, необходимо сейчас наметить содержание их дальнейшей работы. Вместе с тем совершенно ясно, что в первую очередь надо усилить внимание пионер-работников и самих ребят к руководству работой деткоров.
А теперь перейдем к вопросу о задачах деткоркружков и их организации.
Раньше всего нужно уяснить себе, кого мы готовим из деткоров, т.-е. что является конечной целью деткоркружков? Тов. Ратновский в № 10 журнала пытается дать на это ответ в своей статье «Деткоры — часть рабселькорской армии». И пишет: «По-моему, деткоровская работа должна рассматриваться, как часть общей рабселькоровской»... По этому же вопросу ведется спор и на страницах журнала «Дитячий Рух». Тов. Лир в № 1 «Д. Р.» пишет: «Поэтому мы считаем вполне правильным деткоровское движение частью рабселькоровского... Ставить перед деткором задачу быть в будущем юнкором, рабкором и т. п. не вредно, ничего анти-педагогического здесь нет».
Сама такая постановка вопроса является несколько схоластической, и вот почему. Совершенно бесспорным является, что деткором может быть каждый пишущий в газету или журнал, и, в частности, каждый пионер. Не менее бесспорно то, что деткоркружки — это часть работы всей пионер-организации. И, следовательно, вместе со всеми остальными частями пионер-работы они служат общей цели — подготовке из пионеров будущих комсомольцев, а затем коммунистов, следовательно, общественников. Юнкор и рабкор — это не какие-то квалифицированные журналисты или писатели, а обыкновенные рядовые общественники, наиболее сознательные и чуткие. Не всякий, правда, хороший общественник является юнкором или рабкором. Это несомненно. Но зато каждый юнкор или рабкор должен обладать именно этими качествами. Следовательно, ставить прямую цель — подготовку из деткоров будущих юнкоров и рабселькоров» — значит, суметь привить такие качества, которых, при всем желании, деткоркружок не может дать. Вот почему не нужно перед деткорами и их об'единениями ставить такой задачи хотя бесспорно, что пребывание в деткоркружке, как и в пионер-организации в целом, должно наложить свой отпечаток на будущие стремления и качества ребят.
Совсем особую точку зрения о деткружках высказал тов. Ханчин в № 6 журнала. Начиная с того, что вся беда наших стенгазет состоит в отсутствии квалифицированных товарищей, он пишет: «Необходима определенная квалификация тех, кто делает газету... Как же поднять квалификацию? На этот вопрос может быть только один ответ — при помощи деткоровского кружка...» и дальше... «Правда, может возникнуть такой вопрос: что если кружок пройдет программу? Что дальше делать? Что делать, когда ребята уже получили (!) необходимую квалификацию, умеют использовать газету? Тогда, нам думается, полезно превратить кружок в постоянное совещание при редколлегии и перейти к совещаниям, созываемым редколлегией».
Все это, конечно, сногсшибательно. По Ханчину, деткоркружок превращается не то в вуз, не то в институт по подготовке «квалифицированных» стенгазетчиков, в общем, — в учебное заведение. Раньше всего неверно утверждение, будто стенгазеты страдают только от отсутствия «специалистов», но об этом в другой раз. А главное, он совершенно не уяснил себе сущность деткоркружков. Все дело именно в том, чтобы постоянно организовывать стенгазету, вовлекать в нее всех ребят. Это только одна часть работы кружка, которой хватит до тех пор, пока издается стенная газета. А ведь деткоркружок ставит себе и другие задачи, поэтому бояться «окончания программы», конечно, нечего.
Коротко, основные задачи деткоркружков определяются следующими моментами:
1) Работа вокруг стенной газеты, стремясь через нее влиять на все стороны отрядной, школьной и другой детской работы. Сюда входит: улучшение содержания, внешности газеты, привлечение к участию в ней возможно большего количества ребят, помощь редколлегии, проведение кампаний, относящихся к отрядному заданию, выставки и обсуждения стенгазет, организация судов над стенгазом и т. д.
2) Работа с детской газетой и журналом. Активное участие в организации конференции читателей, обсуждение отдельных вопросов, выдвинутых в газете, разбор самого издания с указанием его недостатков и достижений, выполнение заданий редакции по изучению отдельных вопросов на местах.
3) Борьба за качество заметки, беседы о том, как и что читать. Обсуждение произведений и заметок ребят.
4) Образовательная работа, в которую входит ознакомление с общими задачами и положением партийной, комсомольской и детской печати, состоянием ее за границей, экскурсии в типографию и т. д.
Отсюда видно, что содержание работы кружка рассчитано на втягивание в него всех тех, кто интересуется как деткоровской работой, так и вопросами детской печати вообще. Поэтому кружок помимо перечисленных задач организует вместе с уполномоченным работу по печати, ее распространение среди окружающей детворы, что в общем обеспечивает жизненность деткоркружков.
Для этого, правда, надо подумать и над вопросом о руководителях, связанным с общей проблемой руководства пионер-движением. Здесь нужно учесть и то, что переживаемые юнкордвижением трудности идут главным образом именно по линии руководства, которое поставлено из рук вон плохо. До сих пор вся беда была в том, что вожатый, взваливая на свои плечи всю работу отряда, брал и руководство деткоркружком. Сейчас мы широко ставим вопрос о привлечении общественных сил к работе отряда, а это особо применимо к деткоровским кружкам. Необходимо привлекать комсомольцев, знакомых с газетным делом, учителей, квалифицированных партийцев, редакторов юношеских и взрослых стенгазет и других. Работой деткоркружков, как и деятельностью отдельных деткоров, должны также руководить детские газеты и журналы путем систематического помещения материала в «Уголок деткора», связи с деткорами и кружками, организации заочной консультации, переписки и широкого освещения опыта работы деткоркружков.
Деткоркружки должны организовываться исключительно на добровольных началах — это бесспорно. Местом их организации могут быть и пионер-клубы, и школы, и отряды, и детдома при наличии не менее 5-ти ребят, желающих организоваться в такой кружок. Членом кружка может быть как пионер, так и неорганизованный. Работой кружка руководит бюро, избираемое на собрании членов кружка. Там же, где все члены редколлегии стенгаза входят в кружок, функции бюро может выполнять редколлегия. Между редколлегией и бюро (где оно отдельно существует) должна быть самая тесная связь, при чем наиболее желательно, чтобы редактор стенгазеты входил в бюро деткокружка. Необходимо всевозможно избегать всяких протоколов и т. д., затрудняющих работу небольших кружков, а ограничиться только ведением дневника.
Обсуждение вопроса деткоркружка уже закончено. Вполне ясны цели и формы организации кружков. Имеются решения Центрального Бюро юных пионеров и Центрального Комитета комсомола о том, что лучшей формой руководства работой деткоров являются деткоркружки.
Вопрос ясен. Остается ожидать широкого развертывания деткордвижения, а вместе с ним и дальнейшепо улучшения нашей пионерской и детской печати.
И. Разин