Очерк К. К.
Что такое «бриллиантовый бег»?
В южной Африке некоторые россыпи бриллиантов, обычно смешанных с песком и гравием, залегают на поверхности долин Оранжевой реки и реки Вааль. Здесь, на предполагаемых «бриллиантовых полях», постоянно копошатся всевозможные искатели. Но большие новые находки могут нарушить равновесие цен в местной торговле бриллиантами, а потому правительство принимает предохранительные меры в интересах капиталистов и крупных собственников россыпей; время от времени оно обьявляет известные пространства земли «бриллиантовыми полями» и назначает всем желающим захватить мелкие участки такого поля определенный день.
Эта новость тотчас же облетает всех дельцов в городских кварталах, жадно выслушивается бездомными бродягами в ночлежных домах и разжигает воображение студентов местных колледжей. Она разносится среди моряков, зашедших в африканские порты, среди приказчиков городских магазинов, среди закоренелых искателей, людей белой расы и черных каффров. Многие из них, захватив с собой заявочные колья, бросают свои дела и направляются к бриллиантовому полю. Прежде всего они должны уплатить один доллар входной платы и запастись правительственным удостовернием на право выкапывать бриллианты. Эти формальности ставятся для того, чтобы отвадить от состязания всяких жуликов и тайных скупщиков бриллиантов.
Пестрая толпа участников начинает прибывать на место задолго до дня бегов. Голландские фермеры со своими семьями приезжают в больших фургонах, доверху нагруженных домашним скарбом. Бродяги приходят с небольшими мешками на спине, в которых заключается все их скудное имущество. Дороги на много миль кругом запружены автомобилями, верховыми лошадьми, телегами с упряжкой быков, велосипедами и пешеходами. Собравшиеся искатели целыми днями, с рассвета и до глубоких сумерек жадно исследуют нарезанные участки поля, облюбовывая себе наиболее, по их мнению, богатый россыпями. К нему они намерены мчаться, сломя голову, во время бега.
Наступает день состязания. За чертой, проведенной за две мили от «поля» и иногда до 10 миль в ширину, выстраивается толпа бегунов с заявочными кольями в одной руке и правительственным удостоверением в другой. В ее рядах много спортсменов и профессиональных бегунов, а иной раз даже и чемпион спортивной Олимпиады. Этих специалистов «бегунов» часто выставляют за себя капиталисты или синдикаты; ведь в предстоящем беге выиграют самые быстрые.
Все глаза устремлены на флаг, поднятый на бамбуковом шесте. Все уши ждут звука пистолетного выстрела.
Наконец, в полдень флаг падает и раздается пистолетный выстрел. Тысячи человек огромной волной хлынули через заветную черту и пустились в двухмильный бег к бриллиантовому полю. От топота ног гудит земля, головы бегущих заволакиваются густыми облаками пыли. Домчавшиеся первыми занимают участки по своему выбору, отставшие от них напрягают все усилия, чтобы захватить лучшее из того, что осталось. В Трансваале заявочный участок имеет величину 45 квадратных футов, искатели платят за его аренду и эксплоатацию 1 доллар в месяц.
Почти вплотную за бегунами следуют женщины и дети с домашним скарбом в руках и к наступлению ночи вокруг «бриллиантового поля» вырастает обширный лагерь. Лавочники открывают переносные ларьки, бойкие предприниматели зазывают в кабачки или походный кинематограф; город палаток и наскоро сколоченных бараков — готов.
Обычай этих бегов установлен в Южной Африке очень давно, еще во времена находок первых бриллиантов В 1867 г. один бушменский мальчик-пастух нашел блестящий камешек на песчаной отмели Оранжевой реки и подарил его, как игрушку, детям своего хозяина-голландца. Несколько позже доверчивый каффрский «колдун», соблазненный стадом овец, упряжкой быков и несколькими лошадьми, согласился расстаться со своим самым могущественным талисманом. За этот талисман-бриллиант, известный под названием «Звезда Африки», один из английских лордов впоследствии заплатил 25 тысяч фунтов. И, наконец, когда ребенок одного голландского фермера, играя, выковырял из размокшей штукатурки отцовского дома облепленный грязью бриллиант, тогда всех в окрестности охватила настоящая «бриллиантовая лихорадка». Целые семьи пустились в поиски драгоценных камней, а к ним присоединился вскоре ряд пришельцев издалека. Чтобы оградить свои земли от беспорядочных толп, владелец фермы решил сдать в аренду всем желающим 30-футовые участки. День их распределения ознаменовался бешеными усилиями собравшихся искателей захватить наилучшие участки. Подстрекаемые алчностью, они со всех ног бросились к заветному месту. Заявочные метки делались при помощи камней, палок, костей и всего, что было под руками. Во время происшедшей свалки были пущены в ход револьверы.
Так было положено начало «бриллиантовым бегам» в Южной Африке. На эту приманку до сих пор стекаются со всего света люди, мечтающие о легком и быстром обогащении. Большинство из них — «людские отбросы» различных городов и стран мира. Чаще всего их ждет горькое разочарование: расчет руководимых капиталистами властей безошибочно верен: только два процента искателей делают действительно стоющие находки. Обладатель найденного камня устраивает его «крестины», т. е. грандиозную попойку, на которой обычно пропиваются все вырученные от продажи камня деньги. А бриллиант попадает, конечно, в руки скупщиков.