ВОКРУГ СВЕТА, №14, 1928 год. АВИО-МАТКИ

"Вокруг Света", №14, апрель 1928 год, стр. 1.

АВИО-МАТКИ

Операции военного флота в настоящее время для успешного хода требуют обязательного применения воздушных сил. Еще до мировой войны самолеты применялись ддя службы на море, уже тогда на Американском крейсере «Пенсильвания» Глэн Куртис производил свои полеты с крейсера. Во время же маневров английского флота в 1912 году произвело большую сенсацию наблюдение летчика Гресюри, который полетел на гидроплане с броненосца «Иберия» и, поднявшись ввысь, успел предупредить нападение на броненосец подводной лодки, которую он своевременно заметил.

Вначале же войны аэропланы или гидропланы устанавливались на палубе судна или на специальных платформах, которые обыкновенно помещаются между дымовыми трубами или же в свободной части судна. Перед полетом гидроплан спускается при помощи специального крана на воду, а потом с разбега подымается вверх; посадка его также происходит на воду вблизи судна, после чего он буксируется к судну шлюпкой и краном устанавливается на палубе. Второй способ — это устройство для разбега аэроплана на палубе специальной площадки, с которой он и подымается, но такой способ неудобен тем, что много занимается полезного места и загромождается палуба судна.

Необходимость при эскадре иметь большое количество самолетов вызвало во время войны специальный тип судна, которое имело бы возможность взять большое количество самолетов, обеспечить их топливом и пр. снабжением и в то же время имелю бы достаточный ход, чтобы следовать за эскадрой. Первое такое судно во время войны выстроила Англия, которое получило название АВИО-МАТКИ, т.-е. плавучий аэродром, с палубы которого могут подниматься самолеты.

Конечно, только после ряда опытов англичанам удалось устранить все замеченные недостатки. В настоящее время над палубой авио-матки устраивается обыкновенно специальная палуба (полетная). Дымовая труба обыкновенно располагается к одному борту (правому), а также рубки, мостики и мачты, причем последние иногда делаются складными или опускающимися. Иногда же дымовые трубы ставятся горизонтально и дым по специальному каналу выходит за кормой. Для взлета самолетов еще устраивается также специальная поворотная платформа с тележкой (катапульта), на которую ставится самолет. Посредством сжатого воздуха тележка получает разбег и скорость, необходимую для взлета гидроплана. Внутри же судна устраиваются ангары, в которых находятся самолеты; на палубе они устанавливаются при помощи специальных элеваторов, причем вся эта операция занимает от 5-6 минут. Внутри же корпуса помещаются различные мастерские, оборудованные различными станками, фотография, электростанция, цейхгаузы, цистерны с бензином и маслом, артиллерийские погреба. Для подъема самолета с воды имеется специальный электрический поворотный кран. Защищается от неприятельских судов авиаматка 8 орудиями (от 6 до 10 орудий), а также противоаэропланными пушками. Кроме того, имеются еще торпедные аппараты. Число гидропланов различных типов на авио-матках бывает от 20 до 75 штук. Кроме того, еще имеется бортовая броня и противоминные утолщения для предохранений от неприятельских мин. Скорость хода авио-матки колеблется от 21 до 38 узлов. Большинство авио-маток были переделаны из линейных кораблей и крейсеров, лишь только недавно выстроены были специально для этой цели новые суда этого типа: английская «Херинес», японская «Хито» и итальянская «Д. М». Для уменьшения размеров качки на некоторых из них были установлены особые приборы.

Авио-матки входят в состав эскадры потому, что будущий морской бой будет происходить обязательно совместно с воздушным. Самолеты нужны для разведок, отыскивания неприятельских подлодок, бомбометания, отражения воздушной атаки неприятеля и службы связи. Понятно, что на авио-матках устанавливаются также радио-передаточная станция и метеорологическая лаборатория, определяющая погоду для нужд летнего персонала.