Все американские газеты привели на-днях сенсационное сообщение о прибытии девяти сибиряков на лодке из Сибири в Америку. Один из участников зтого необычайного путешествия, В. Иванов, рассказывает в одной американской газете подробности этого путешествия.
«Наша поездка, — рассказывает т. Иванов, — началась с Анадара на Чукотском полуострове. Нас было пять человек. Когда мы приобрели лодку, снарядили ее и двинулись в путь, то в пути по сибирскому побережью мы, вследствие сильного шторма и непогоды, взяли к себе в лодку еще четырех охотников-рыбаков, мечтавших побывать «на том берегу», как местные жители называют Аляску.
В течение двух недель мы на нашей лодочке проехали 600 верст. Все время шли мы на веслах, и очень мало под парусом. Все время питались кетой, так как горячей пищи не имели. Главные трудности пришлось преодолеть во время перехода Берингова пролива, разделяющего два материка — Азию и Америку. Этот переход в 120 верст был не только бурным и тяжелым, но прямо коварным.
Пересечь этот пролив нам удалось за сутки. Нам сообщили, что нам повезло с погодой; поэтому мы должны учитывать этот благоприятный случай. Мы так и сделали. С наступлением темноты вышли на нашей лодке в открытое море. Ночью подул попутный ветер, и наша лодка на двух парусах понеслась к берегам Нового Света.
К утру ветер сменился, и нам пришлось взяться за весла, но скоро мы заметилн, что ветром нас относит в Ледовитый океан. Приходилось выбрать одно из двух: или быть отнесенными в Ледовитый океан, или же пристать к острову-скале Деонида и там ждать попутного ветра и течения.
В Беринговом проливе существует четыре течения, меняющиеся каждый час. Мы прекрасно понимали, что нам грозит опасность разбиться о подводные камни при приближении к островку Деонида, но все же решились на это. Нам повезло и мы благополучно пристали к островку; переждав и подкрепившись, мы опять пустились в путь. К вечеру пристали к берегу Нового Света. Нам еще предстоял, однако, трудный путь в 200 верст к мысу принца Уэльского, тем более, что теперь должны были итти по встречному ветру. Между тем, запасы пищи подходили к концу. Воды также не было. Приходилось искать воду или копать в земле ямы и ждать, пока они наполнятся коричневой жидкостью, которой мы и удовлетворяли свою жажду.
Когда прибыли, наконец, в главный город Аляски, Ному, мы спрятали нашу лодку и сами разошлись парами, чтобы не обратить на себя внимания. Оказалось, однако, что нас уже ждали, так как эскимосы сообщили, что какие-то белые люди приплыли. Не прошло и недели, как нас всех арестовали и продержали около двух месяцев в тюрьме.
Теперь мы свободны, — заканчивает свой рассказ В. Иванов, — но должны ежемесячно сообщать иммиграционным властям, где мы находимся. Отослать нас обратно в Сов. Россию американцы не могут, так как между САСШ и СССР нет дипломатических сношений. Таким образом, мы продолжаем жить в Америке».