В мировой хозяйственной жизни замечается ожесточенная погоня за давней целью человечества — «быстротой». Выигрывает тот, кто удачнее всех побеждает время и пространство не только на земле, но равным образом на воде и в воздухе. Ожесточенная борьба за существование заставляет дорожить не только часом, но и одной минутой. Всюду слышатся ныне авто-сигналы, корабельные сирены, шум моторов и рев пропеллера.
Всякая культурная страна добивается самой тесной и быстрой связи между районами своего производства и административными центрами; в скорейшем преодолении расстояний от одного континента до другого кровно эаинтересована международная хозяйственная жизнь.
Чем ожесточеннее делается экономическая борьба между собою различных стран, тем очевиднее становится все oгромное значение проблемы скорости. Ведь недаром же американцы устраивают триумфы своим океанским летчикам, как всячески поощряет дальние перелеты и английское правительство, горячо пропагандирующее идею крепкой связи со всеми своими доминионами и колониями с помощью постоянных и оживленных воздушных путей сообщения. Старается не отставать от других и Германия, которая особые надежды возлагает здесь на свои дирижабли. Так, напр., создалось «О-во Цеппелин», которое не только выработало планы, но приступило уже к подготовительным работам для устройства правильного пассажирского и почтового сообщений между Испанией и Южной Америкой на специальных дирижаблях.
Так обстояло дело в первой половине 1927 года, а вторая оказалась еще более богатой на всевозможные реальные проекты устройства быстрых способов передвижения не только внутри отдельных стран, но и между ними. Один из первых проектов занят был устройством подвесной дороги. Похожие на дирижабль вагоны, которые снабжены пропеллерами, приводимыми в действие электромоторами, должны нестись со скоростью 360 километров в час между Рурской областью и Берлином. Помещенные нами рисунки дают общее представление об устройстве такой воздушной дороги. В передней части вагона изображен, в частности, рабочий механизм; здесь все четыре электромотора с помощью общей для них передачи вращают пропеллер, на валу которого насажено еще лопастное колесо, которое всасывает через наружные отверстия охлаждающий воздух и проталкивает его к двигателям, только пройдя которые он выходит затем через такие же отверстия позади.
У передка вагона установлены наверху стальные щетки для чистки ходовых рельс, а сам рабочий механизм все время обильно смазывается. Первая пробная линия такой воздушной подвесной дороги начнет сооружаться в будущем году между Берлином и Галле или Кельном и Дюссельдорфом. В области судостроения изобретатели воспользовались важными для них наблюдениями над такими рыбами, которые быстро плавают против течения. В итоге этих наблюдений выяснилось, что рыба плавает не только с помощью плавников, но пользуется с тою же целью и своими жаберными щелями. Рыба выталкивает воду через свои жаберные щели; выталкиваемая вода скользит вдоль тела рыбы, как оболочка, уменьшает трение между движущимся телом и окружающей его водой, тем самым содействуя быстрому передвижению. Мало того, когда вода проходит через жабры, она вызывает ряд водоворотов, которые ударяются о чешую и тем подталкивают вперед само движущееся тело. Вот почему и на нашем рисунке быстроходного моторного судна мы видим, что на носу у него устроено особое всасывающее воду приспособление, ясно напоминающее собой работу жаберных щелей у рыб; здесь точно так же вода всасывается на носу и в корме, а затем выталкивается через боковые щели, значительно ускоряя таким путем скорость хода.
Дальнейшего увеличения скорости морского путешествия можно ожидать, наконец от скользящего по поверхности воды моторного бота, приводимого в движение пропеллером, а не погруженным в воду винтом. Такой бот, т. н. глиссер, недавно пересек Английский канал всего в 40 минут. Сочетание глиссера с самолетом дает возможность еще больше уменьшить трение между движущимся телом и водой и тем самым достигнуть еще большей скорости передвижения. Здесь сам собой поднимается, конечно, вопрос о пригодности таких быстроходных судов для плавания хотя бы через Атлантический океан. Но и этот тревожный вопрос разрешается очень просто и удачно: стоит только увеличить корпус такого быстроходного судна и тогда океанское плавание на нем станет таким же безопасным, как и на глубоко сидящем в воде килевом судне.
Рассчитанное на 200 пассажиров океанское быстроходное судно с пропеллером. Скорость 200 километров в час при 2 дизелях по 6.000 л. с. каждый: материал — диралюминий и сталь. — Вверху — глиссер, установивший мировой рекорд скорости; с боков видны особые приспособления для уменьшения сопротивления воды.
Обратимся в последний раз к нашим рисункам. Теперь уже всякому понятно огромное значение автомобиля для внутренней жизни государства, а так же роль его во время военных действий. Но широкое и быстрое автомобильное сообщение неразрывно связано с прокладкой удобных для этого дорог; сам же по себе автомобиль может развивать совершенно исключительную скорость, до 350 километров в час. Вот почему совершенно не может вызвать возражения средняя скорость в 150 километров. Словом, вся остановка не за машиной, а за дорогой, к которой нужно приспособляться и двигателем и кузовом, т. е. внешней формой.
Направо автомобиль майора Сигрейвса, установивший мировой рекорд скорости. Ниже разрез быстроходного автомобиля, несущегося по идеальной дороге. Дальше — задний вид такого автомобиля.
В области же авиации весьма показательны недавние германские опыты воздушного буксирования самолетов. В итоге этих удачных опытов открываются новые возможности. Перевозка газет и ряда спешных грузов, напр., скоропортящихся продуктов, наверное, представлена будет этим воздушным поездом. Прицепные самолеты не будут иметь мотора, а пользоваться т. наз. планерным полетом.
И так, как видно не за горами то время, когда на больших аэродромах мы сможем наблюдать передаваемые нашими рисунками картины. Поднимаются или снижаются, улетают или прилетают особые воздущные поезда. Готов к долгому перелету и огромный дирижабль трансатлантического воздушного сообщения. Обратите внимание на его переднюю часть, которой во время своего полета он будет всасывать в себя рассекаемый им воздух так же, как забирает воду наше быстроходное судно с пропеллерами. Цель обоих приспособлений одна и та же — уменьшить сопротивление той среды, по которой или в которой приходится двигаться.