"Знание, — сила" гласит всем знакомая поговорка. Однако, как часто люди, вовсе не блиставшие своими познаниями в школе, становились позднее выдающимися учеными, инженерами, политиками и т. д. Причина здесь — простая. Знать факты — важно, но еще важнее уметь ими пользоваться, удачно их комбинировать и делать из них правильные выводы. Словом, ценны в жизни не вызубренные общие знания, а наблюдательность и умение думать. Хороший результат дают только знание и размышление.
Редакция предлагает своим читателям целый ряд примеров из области умственного спорта или гимнастики.
За правильное решение каждого примера будет насчитываться каждому участнику конкурса определенное число очков; за легкий пример — 1 очко, за средний по трудности — 2 очка и за трудный — 3 очка.
То же самое число очков будет высчитываться у каждого участника конкурса за неправильное или отсутствующее решение.
Кто наберет наибольшее число очков, тот получит наш первый приз, за ним следует второй, третий и четвертый призы.
Наши призы: часы, портфель, бумажник, кошелек.
Все эти вещи лучшего качества и могут быть обменены на другие равноценные, по желанию выигрывшего.
Решения посылать (Лгр., Фонтанка, 57, "Вокр. Света") с добавочным указанием на конверте:
На конкурс.
Один молодой юноша переоделся девушкой и подсел к своей сестре, желая отдохнуть. В эту минуту вошел его друг и, как ни старался, не мог отличить в этих двух девицах своего товарища, настолько хорошо оба были загримированы и переодеты. Но он тут же нашелся. Взяв со стола апельсин, бросил его одной из девиц на колени. Секрет тотчас же раскрылся. Как? (Одно очко).
На Гарце близ Рюбеланда в знаменитой сталактитовой пещере Германии экскурсией проф. Миллера из Фрейбурга был найден скелет орла-беркута (Aquila nubilis Pall), при чем на лапе у него оказалось запаянное кольцо с латинской надписью: «Выпущен Цезарем из Рима за 45 лет до Р. X.". Мнения участников экскурсии, осматривавших находку, разошлись. Одни считали самый факт выпуска этого орла мало вероятным и надпись фальшивой, другие склонны были видеть в этой находке подтверждение возможности распространения беркутов по ту сторону Альп, что являлось довольно интересным, так как эта порода орлов в Италии считается большой редкостью. Поднялся спор. Но проф. Миллер привел доказательство, смутившее спорщиков и разрешившее целиком вопрос.
В чем оно заключается, читатель, и на чьей стороне из двух мнений здесь оказалась истина? (Одно очко).
Заведующему Х необходимо через полчаса председательствовать на одной комиссии, по поводу которой он должен еще поговорить предварительно с другим членом той же комиссии. Разговор должен произойти в зале, отведенном для комиссии. Х быстро хватает шляпу и спускается к нанятому им авто, так как его машина находится в ремонте. Через восемь минут он у цели, но тут обнаруживается, что свой портфель со всеми необходимыми для комиссии бумагами он забыл у себя дома. Правда, они сразу не потребуются, но должны быть у него через двадцать минут. Сам Х из-за предстоящего ему разговора не может вернуться за бумагами, но секретарю известно, где лежит его портфель. Каким путем Х мог получить уверенность в том, что бумаги у него будут своевременно, хотя изза отсутствия поблизости телефона он был не в состоянии вызвать своего секретаря? (Два очка).
Двое друзей отправились летом в путь по длинным и пыльным дорогам. Неожиданно один из них вывихнул ногу, которая вскоре сильно распухла. Со стоном он снимает сапог и, хромая, продолжает путь, тогда как его полный сочувствия друг, стараясь отыскать где-нибудь ручеек, из-за этого немного отстает. Когда же, спустя некоторое время, он хочет догнать своего пострадавшего товарища, уже скрывшегося вдали, то неожиданно натыкается на перекресток. Направо и налево высятся высокие колосья, совершенно скрывающие даль. В какую же сторону ему следует пойти, чтобы догнать больного друга? (Одно очко).
Нельзя сказать, чтобы отцы города А поступили мудро, когда строили большой мост через глубокую реку. Правда, как вверх, так и вниз по течению близ моста к воде спускаются лестницы и всегда висят наготове спасательные круги. Но вдруг — наводнение и тут оказывается, что мост выстроен слишком низко. Напор воды еще не так силен, чтобы прервать пароходное сообщение, однако, железная ферма моста возвышается над глубоко сидящим и сильно нагруженным речным судном всего на 75 сантиметров. В эту минуту к пролету подъезжает пустой буксир и пристает к одной из лестниц, ибо под мост ему уже не пройти. Сотни людей охотно останавливаются и со злорадством глазеют на бедного, беспомощного капитана, которому теперь ничего другого не остается, как ждать только спада воды. И в самом деле, что ему оставалось делать, когда он должен был погрузить товары не в городе А, а проехать за ними именно в город В, т.-е. миновав этот мост? (Три очка).
Этот рисунок кажется бессмысленным, т. к. в нем не хватает одной подробности: не дорисована одна деталь. Стоит лишь дорисовать эту подробность, и рисунок сразу приобретет смысл. Чего же не хватает на данном рисунке? (Два очка).