ВОКРУГ СВЕТА, №17, 1928 год. ОБ ИСКУССТВЕННЫХ ЛЮДЯХ

"Вокруг Света", №17, апрель 1928 год, стр. 23-24.

ОБ ИСКУССТВЕННЫХ ЛЮДЯХ

В темные времена средневековья различные лжеученые, алхимики и просто жулики, задавались целью искусственным путем, при помощи всяких хитроумных способов, изготовить живого человека, которого окрестили соответственно придуманным латинским именем — «гомункулус». Нашим читателям известно, конечно, что до сего времени эти попытки успехом не увенчались, но «гомункулус» все же был создан... кинематографом, который является теперь единственным специалистом по созданию всевозможных «чудес». Это и не удивительно, раз вся кинематография построена на оптическом и зрительном обмане.

Кинематограф занялся фабрикацией «живых людей», как некогда этим занимались алхимики. И надо сказать, что эта задача решена была им блестяще.

Рис. 1.

В жизни мы часто попадаем в тупик, и подобно изображенному здесь человечку не знаем, как нам быть и что нам делать. «Гомункулус» также может испытать подобное душевное состояние и находиться в недоумении. Кому не ясен его жест — рука, приложенная ко лбу, и значение большого вопросительного знака над его головой. Он как-бы задумывается над тем, как он был создан.

Кто бывает в кинематографе, наверно, не раз видел похожего на него человечка — Мурзилку, в самых различных ролях: то он рыцарь, то сыщик, то выступает в роли победителя куриц, то отправляется в далекое путешествие за бананами, и много еще разных ролей исполняет этот удивительный и на вид очень забавный маленький человечек, доставляя нам веселое развлечение и отвлекая от повседневных житейских забот. И не только Мурзилку создала кинематография, но и многих похожих на него других человечков и даже удивительного кота Феликса, того же самого кинематографического происхождения. Чтобы искусственному человечку на экране жилось приятно и удобно, для него создали и других представителей из мира животных собаку, лошадь и т. д.

Родиной Мурзилки является Америка, где больше всего и наиболее успешно занимаются производством этих веселых личностей. Чтобы сделать на экране «живыми» этих человечков, их просто рисуют на бумаге, а потом с этих рисунков снимают кинематографические картины. Эти картины мы и смотрим на экране.

Однако, рисунки изготовить не легко: их нужно нарисовать так, чтобы каждое движение было разложено на отдельные составные части и чтобы местоположение фигурки на каждом из них абсолютно совпадало бы с предыдущим. Если Мурзилка, например, идет, то сначала нужно нарисовать, как он поднимает ногу, потом сгибает ее в колене, потом еe разгибает, вновь ступает и т. д. Случайное смещение фигурки во время рисования влечет за собой очень большое увеличение погрешности при демонстрации на экране. Такой рывок может погубить все впечатление, оставляемое человечком.

Для производства мультипликаторного фильма в 1 часть, около 300 метров, требуется фантастическая цифра, приблизительно около 15.000 отдельных рисунков. Если, скажем, для изготовления одного отдельного рисунка требуется пять минут времени (а для этого надо быть очень опытным художником), то нужно для выполнения всей работы затратить около 1.250 часов, что при 8-часовом рабочем дне составляет 156 дней или почти полгода. Конечно, на практике эта работа выполняется значительно быстрее. Кинематографическое искусство — искусство техники, а поэтому и в изготовлении этих «живых людей» оно стремится избежать слишком большого числа рисунков и упростить работу. Обычно над изготовлением такой картины работают несколько художников, под наблюдением одного, наиболее опытного по эскизам которого и выполняется вся работа. В результате их многонедельного труда изготовляется фильм, который мы успеваем просмотреть в каких-нибудь 10—15 минут.

Рис. 2.

Каждому становится ясно, что рождение «гомункулуса», будем говорить, — производство мультипликаторного (так называют эти картины} фильма дело совершенно исключительное по своей трудности. Но надо принять во внимание, что на протяжении всего фильма многие движения повторяются и нет надобности целый ряд рисунков делать наново. Экономия в труде и времени изготовления фильма достигается и другим путем. В частности, известно, что в наших глазах отражается то, что мы переживаем; не даром говорят, что глаза есть зеркало души. Выражение лица очень разнообразно и часто зависит от положения глаз, например: скошенные глаза при неизменном положении лица выражают одно, закатывающиеся вверх — другое и т. д. В таких случаях также нет надобнссти несколько раз рисовать фигурку человека. Практика показывает, что глаза часто можно нарисовать отдельно от лица на бумажной ленте {см. рис. 2), затем полоску эту установить под рисунком физиономии и двигать вверх и вниз или в сторону, тогда человек, то открывает их, то смотрит в бок, то радуется, то усмехается.

Есть возможность упростить задачу изготовления подобных фильмов и тем, что рисуется один только фон, с таким расчетом, чтобы на первом плане было бы определенное пустое пространство на котором и разыгрывается действие. При этом отпадает утомительная и доводящая до исступления копировка повторяющегося фона.

В таких случаях очень часто употребляется прием съемки так называемых "накладных", вырезанных фигур, отдельные части которых соединены гибкими проволочными шарнирами, как это делается у обычных детских плясунов. Фигурки эти могут быть расположены как угодно на заготовленном заранее фоне. Рисунок 3, как раз и изображает две такие фигурки с скрепленными сочленениями. По мере съемок картины, передвигаются отдельные части этих фигурок и при просмотре картины на экране. кажется, что всадник скачет {см. рис. 3, справа).

Рис. 3.

Часто в какой-либо сцене художник хочет добиться мягкого и естественного движения шага. Для этого нужно 6-8 рисунков. Если фигурка должна бежать, число отдельных рисунков приходится увеличивать до 40—50 и т. д., при чем в каждом отдельном рисунке нужно вычислить и измерить все так, чтобы в движении, в величине и в ширине рисунок в точности совпадал с предыдущим. Каждая линия должна совпадать абсолютно, так как движение должно быть плавным, а не порывистым. Линии не должны отлоняться в сторону даже на миллиметр, а то, как мы уж говорили, при демонстрации будет ощущаться впечатление дрожания фигурки. В необходимости точнейшего совпадения всех линий, в точности рисунка и заключается каторжная работа художника-мультипликатора.

Но техника кинематографии нашла новые приемы; еще более облегчающие работу художника в создании мультипликаторного фильма. Это — способ использования так называемой «техники шаблонов». Как уже упоминалось, отдельные типичные движения рисованной фигурки все время повторяются на протяжении всего фильма. Например: ходьба, беготня, поворот головы, хождение взад и вперед по лестнице, прыжки на или через мебель, все это слева направо и справа налево, все время повторяется, также стояние и сидение, поворот в профиль и en face и т. д. Все эти движения, отдельно рисуются на белом картоне и затем вырезаются. Образуются картотека, архив шаблонов движеннй фигурки, движений, повторяющихся постоянно. По мере надобности эти рисунки и использовываются, для чего они просто переводятся на тонкий пергамент или на рисовальную бумагу.

Рис. 4.

Мы уже упоминали, что не только человека создает искусная рука художника, но и собаку и прочих животных. Как известно, величайшим вожделением псов является кость, о которой мечтает и изображенная на рис. 4 собака, сидя перед пустой тарелкой. При помощи шаблонов художник упрощает свою задачу рисунка данной сцены: пес сидит неподвижно; его уже захватила мысль о кости. Поэтому его изображение делается лишь один раз и добавляют от руки лишь рисунки облачка и кости.

Способов употребления шаблонов так много, что перечислить их все здесь невозможно. Можно, например, работать фигуркой, составленной из нескольких шаблонов, это требует меньше времени, чем рисунок от руки, для которого еще нужно кроме того двойное или тройное вычисление. Человечек бежит слева направо, при этом он смотрит прямо. На середине он поворачивается и смеется, подмигивает и опять поворачивает голову. Этот рисунок распадается на три различных движения: 1) бег; 2) поворот головы en face и 3} смех. Все это можно быстро нарисовать — составить при помощи имеющихся шаблонов. Преимущесrва шаблонов — колоссальная экономия времени и уверенность, что линии движений всегда совпадут и при демонстрировании не будут «дрожать». Такие шаблоны можно изготовить не только для движений, но и для многих выражений, напр.: плач, смех, радость и т. д. Все шаблоны делаются обычно в трех различных величинах, так как действие происходит иногда на первом, иногда на втором или же на третьем плане. Эти деления на три размера облегчают трудности перспективного риcyнкa, так как иногда фигурки двигаются с первого плана на второй и т. д. Таким образом, художник имеет три точки опоры в увеличении или уменьшении фигурки, что очень помогает в перспективных вычислениях.

Рис. 5.

В жизни человеческой бывают всякие неприятности и недоразумения. Случается, что иной заберется куда ему не следует, оттуда его гонят и так угощают его ударом палки по башке, что искры из глаз сыпятся. На рнсунке 5 изображено, как передает это «переживание» художник при помощи все того же использования приема шаблонов. Здесь шаблоном являются фигурка и косяк двери, накладной деталью дубинка и котелок и подрисовываются только «искры».

Мы здесь привели лишь несколько примеров изготовления, так называемых, живых, «мультипликаторных» картин, производство которых развивается и совершенствуется с каждым днем. Чем богаче архив шаблонов, тем легче и увереннее работать художнику и устремлять свое творческое начало по линии наибольшего достижения виртуозности в технике создания своих картин. Само собою понятно, что шаблоны должны делаться с величайшей тщательностью.

Практика существования мультипликаторного фильма уже создала своих мастеров, достижения которых граничат с очень большим искусством (недосягаемым). Имена Пата Сюлливана, создателя знаменитых «похождений Мурзилки», Лотты Реймар и Вальтера Руттмана, создавших знаменитый мультипликатор — «Похождения принца Ахмеда» и ряд других, должны быть знакомы нашему читателю наравне с Давидом Гриффитом, творцом «Интолеранса», «Водопада жизни», «Двух сироток» и «Сломанной лилии».