На островах Индийского океана до сих пор еще существуют религиозные церемонии, во время которых местные жрецы совершением различных «чудес» поддерживают веру в свои, якобы, таинственные силы в глазах невежественных туземцев. То, что у нас давно стало достоянием цирков, уделом различных «факиров» и иилюзионистов, там преподносится всерьез, как некое чудо.
Одну из таких церемоний на острове Маврикия в Индийском океане, «хождение по огню», описывает в последнем номере английского журнала «Wide World» очевидец, лейтенант Арчибальд Джонc, которому удалось сфотографировать несколько моментов церемонии. Надо сознаться, что тамошние жрецы довольно ловко проделывают этот трюк, обладая его секретом, передающимся жрецами из рода в род.
Праздник начался большой религиозной процессией, впереди которой под большимм балдахинами несли статуэтки местных богов. За статуэтками выступали двое жрецов. Их ноги до колен были босы, обнаженные торсы и лица были покрыты белыми, желтыми и красными знаками. Вокруг шеи у них висели гирлянды желтых цветов, в руках они держали пучки какой-то травы. Голова одного из жрецов была покрыта огромной пирамидой из цветов.
Под оглушительные звуки там-тамов и других экзотических инструментов процессия достигла храма. Здесь, на большой площади перед храмом уже виднелась приготовленная заранее «дорога огня», десяти метров длины и четырех футов ширины.
Эта дорога представляла собой довольно глубокую канаву, наполненную доверху добела раскаленным углем. Жар был так велик, что воздух над канавой казался колеблющимся, а англичане, стоявшие в нескольких метрах от канавы, должны были закрыть лица руками, чтобы не опалить глаза. У конца огненной дороги была вырыта яма, наполненная какой-то мутной жидкостью.
Когда толпа туземцев в несколько сот человек плотным кольцом окружила место действия, началась церемония «хождения по огню». Ее открыл главный жрец.
Устремив неподвижные глаза на храм, он прошел пo раскаленным углям из конца в конец, двигаясь спокойным, размеренным шагом. Во время своей ужасной прогулки он сохранял суровый и непоколебимый вид; только глаза его блестели от невыносимого жара, подымавшегося снизу.
В своих руках, простертых вдоль тела, он нес маленькие пучки зеленой травы, повидимому, в качестве талисмана, охраняющего oт силы огня. При каждом шаге его босые ноги до щиколоток погружались в добела раскаленный уголь, но, казалось, он не чувствует никакой боли. Только, когда он вышел из огня, на его глазах появилось выражение страдания, но, погрузив свои ноги в яму с жидкостью, он тотчас оправился и принял прежний невозмутимый вид.
Следом за ним, балансируя своей цветочной пирамидой, на угли вступил второй жрец. Он также медленно шествовал пo раскаленной тропинке. Но было совершенно очевидно, что его силы строго ограничены, так как уже подходя к концу своего пути он эаколебался и, казалось, был готов лишиться чувств. Однако, быстро опустив ноги в жидкость, по примеру своеrо начальника, он также тотчас овладел собой.
После ряда других церемоний праздник закончился. Заканчивая свое описание Джонс говорит, что жар, исходивший от «дороги огня», был так велик, что, xотя он стоял на расстоянии нескольких метров от нее, все металлические части фотографического аппарата так раскалились, что до них нельзя было дотронуться. Приехав домой, он заметил, что eгo руки и лицо совершенно опалены и долго оставались красными от ожога.
Неудивительно, что эта церемония производит такое сильное впечатление на туэемцев, хотя совершенно очевидно, что все дело здесь в ловком трюке, nовидимому в особых снадобьях, которыми жрецы, вообще легко переносящие высокую температуру, как и все жители тропических стран, покрывают свои ноги и тело перед «оrненной прогулкой».
А. Д.