УМСТВЕННЫЙ СПОРТ
"Знание — сила", гласит всем знакомая поговорка. Однако, как часто люди, вовсе не блиставшие своими познаниями в школе, становились позднее выдающимися учеными, инженерами, политиками и т. д. Причина здесь — простая. Знать факты — важно, но еще важнее уметь ими пользоваться, удачно их комбинировать и делать из них правильные выводы. Словом, ценны в жизни не вызубренные общие знания, а наблюдательность и умение думать. Хороший результат дают только знание и размышление.
Редакция предлагает своим читателям целый ряд примеров из области умственного спорта или гимнастики.
За правильное решение каждого примера будет насчитываться каждому участнику конкурса определенное число очков: за легкий пример — 1 очко, за средний по трудности — 2 очка и за самый трудный — 3 очка.
То же самое число очков будет высчитываться у каждого участника конкурса за неправильное или отсутствующее решение.
Кто наберет наибольшее число очков, тот получит наш первый приз, за ним следует второй, третий и четвертый призы.
Наши призы: часы, портфель, бумажник, кошелек.
Все эти вещи лучшего качества и могут быть обменены на другие равноценные, по желанию выигравшего.
Решения посылать (Лгр., Фонтанка, 57, "Вокр. Света") с добавочным указанием на конверте:
На конкурс.
• Застигнутый в лесу проливным дождем охотник спрятался в избушке дровосека. Гроза длилась не более пяти минут. Ливень быстро прошел и охотник вышел уже из избушки, когда услышал вдруг крики о помощи. Мчится в этом направлении и видит на полянке распростертое тело мужчины, около которого стоит на коленях другой человек и выворачивает у лежавшего карманы. Охотник задерживает этого человека, который заявляет, что он также услышал крики о помощи, но когда прибежал сюда, то нашел уже мертвеца.
Эти объяснения не удовлетворяют охотника, и, вот, уже через пять минут оба они на полицейском посту. Здесь неизвестный заявил добавочно, что он никому здесь не известен, да и сам он никого не знает. Когда же он услышал крики о помощи, то находился в 100 метрах от места убийства, по другую сторону речки. Он бросился вплавь и чуть даже не утонул. Его же напрасно подозревают в убийстве; ведь поблизости могли оказаться и братья убитого.
Полицейский по двум уликам решил арестовать неизвестного, как убийцу.
Какие это были улики? (Два очка).
• В XVIII в. один московский купец решил сделать вклад в к.-н. монастырь на поминовение своей души. В таких случаях монастыри принимали на себя обязательство поминать вкладчика ежедневно и вечно, т.-е. вплоть до конца мира. Однако, наш купец поставил условием, чтобы поминали его не до самого конца мира, а только до половины. Иначе говоря, если до кончины мира осталось только 10 лет, то поминать его 5 лет, если 1000 лет, то поминать 500 и т. д. Високосные дни в счет не принимались.
Вклад был настолько заманчив, что к богатому купцу потянулись настоятели различных монастырей. Но купец ото всех требовал доказательств, что именно их монастырь выполнит поставленное им условие. Ссылки на библию и другие священные книги приводили к самым разноречивым выводам, а потому вклад и не доставался ни одному монастырю. Узнал про завещание богатого купца и настоятель одного захудалого, бедного монастыря на севере. Сам настоятель, как и вся его братия, был человеком малограмотным, но смекалкой его бог не обидел. Настоятель приехал в Москву и разом получил от купца его богатый вклад.
Как удалось настоятелю убедить купца, что его воля будет выполнена?
(Два очка. Прислано нашим читателем П. А. Светловским).
• В далекие от нас времена, в самом начале XIX столетия, двое студентов, выйдя на улицу после шумной товарищеской пирушки, начали приставать к миловидной девушке. Ее застенчивость и смущение только еще больше подзадоривали их. Всю эту сценку, однако, проследил пастор того университета, где учились эти молодые люди. На следующий день он вручает обоим провинившимся студентам по пригоршне гороха и накладывает на них епитимию: они целых три дня должны ходить с насыпанным в сапоги горохом. Когда истек этот срок, то один из студентов был еле жив от перенесенных мук, другой же явился целым и невредимым.
В чем заключалась его находчивость? (Два очки).
Чего нехватает в нашем рисунке? (Одно очко).