"Вокруг Света", №24, июнь 1928 год, стр. 17-18.
Сиам исстари называется «Страной белого слона». Это единственное государство в мире, где до сих пор сохранилась во всей полноте старинная традиuия почитания божества в виде белого слона, имеющая свои корни в глубокой древности человечества, когда культ священных животных являлся обязательным для большинства языческих религий.
Собственно говоря, «белые слоны» очень редко бывают действительiю белыми. Обычно, они имеют лишь отдельные белые пятна, расположенные особым образом. Когда обнаруживают такого слона, к нему выезжают специальные эксперты, которые и устанавливают, действительно ли данный слон является «чанг-нуэк» (в переводе «чудесный слон»). В случае благоприятного отзыва, слон включается в число избранников неба, и ему начинают оказываться все относящееся к такому высокому положению почести.
Белый слон, о котором пойдет речь, был открыт на тиковой концессии одной английской комиссией, в северном Сиаме. Когда его нашли, он был еще слоненком одного-двух месяцев от роду, но эксперты, которые были присланы взглянуть на малютку, провозгласили его настоящим «чанг-нуэк».
Слоненок был тотчас отправлен в Чиенгмай, главный город провинции, где приговор экспертов был подкреплен более высокими авторитетами. Затем его посетили король и королева Сиама, и с этого времени слоненок 6ыл возведен в полу-королевское достоинство. Теперь ему надлежало совершить nутешествие в столицу Сиама, Бангкок.
Каждый этап его поездки отличался религиозными церемониями, вo время которых «желтые» буддийские жрецы устраивали служения в его честь, окропляя его священной водой и выполняя сложные ритуалы. На каждой станции слона встречали официальные представители короля в сопровождении всех должностных лиц в полной форме.
Церемония встречи была крайне торжественной. Власти стояли кольцом вокруг маленького слона и его матери, и под аккомпанемент музыки передавали один другому ярко горящий факел. После того, как факел трижды обходил кругом, его тушили. Затем следовали танцы молодых девушек, в то время как сотни местных жителей подносили слоненку приношения: цветы, душистые курения и лакомства, состоящие из связок сахарного тростника или фруктов.
Самая перевозка священного животного, естественно, представляет большие трудности; поэтому, пришлось соорудить для этой цели специальный вагон. Снаружи он не особенно отличался от обычных товарных вагонов и только был построен значительно бoлee прочно.
Зато внутри вагон бьл оборудован по-королевски: он был снабжен электрическим освещением, электрическими вентиляторами и даже телефоном, посредством которого сопровождающие слона могли поддерживать связь с машинистами и королевским принцем, которому был поручен поезд. Слоненок имел также прекрасный душ, для снабжения которого в состав поезда была включена цистерна с двадцатью тоннами воды.
В каждом пункте, где слон должен был входить и выходить из поезда, были сооружены широкие земляные насыпи вровень с полом вагона; эти насыпи были декорированы пальмовыми листьями, чтобы по возможности скрыть вагон и сделать вход в него более или менее похожим на проход в родных джунглях животного.
После того, как были закончены все приготовления к отъезду и совершены последние церемонии, огромная процессия тронулась к вокзалу. «Его величество» слоненок и «ее высочество» слониха-мать шли предшествуемые эскортом полиции и бой-скаутами; за ними, в качестве своего рода почетной стражи, следовало тридцать великолепных боевых сдонов. Шествие завершалось полком пехоты с примкнутыми штыками. По бокам процессии выступали барабанщики и копьеносцы в чудесных старинных костюмах.
Однако, если довести слоненка до вокзала было не особенно трудной задачей, то заставить его мирно войти в вагон, было значительно труднее. Его мамаша, после некоторого колебания, 6ыла полу-вовлечена, полу-втолкнута в вагон при помощи огромных военных слонов. Но слоненка принуждать было нельзя: это 6ыло бы по меньшей мере «оскорблением величества», если не святотатством; и поэтому, ему пришлось позволить бродить вокруг, в сопровождении своей слоновой гвардии, пока он не соблаговолит сам войти в вагон.
Время отправления поезда уже давно прошло, но что до того. Негодный слоненок пренебрегал просьбами своей матери, чьи громкие трубные призывы неслись из вагона, и не поддавался на льстивые уговоры обеспокоенной свиты, предлагавшей ему всевозможные слоновые лакомства. Толстокожий ребенок в три четверти тонны весом, преспокойно болтался около вагона, забавляясь сам с собой, почти целый час, пока не почувствовал необходимости немного закусить. Тогда он спокойно присоединился к своей мамаше, двери вагона были тотчас закрыты и укреплены огромным засовом из тикового дерева, и все быпо готово к отправке.
Главный поезд, весящий около двухсот пятидесяти тонн, вели два мощных локомотива. За ними следовал вспомогательный поезд, на случай непредвиденной катастрофы, оборудованный 40-тонным подъемным краном, «гусеничными» тракторными платформами и мощной радиостанцией, позволяющей поддерживать связь с главным поездом.
Весь путь, длиной в 350 миль, был совершен с четырьмя остановками, во время которых слоненка последовательно встречали и приветствовали министр путей сообщения, принц Камбаенг Беджра, который выступал в качестве личного представителя короля, министр внутренних дeл, брат короля, принц Лонбури и главнокомандующий, дядя короля, принц Банурангзи.
В течение всего пути из северного Сиама в столицу юного слона сопровождали, в качестве компаньонов, большая бронзовая статуя Будды и белая обезьяна, — тоже священное животное в Сиаме.
Повсюду по дороге поезд встречали огромные толпы народа с различными приношениями, что придавало путешествию вид триумфального шествия. По прибытии в Бангкок священный слоненок был встречен королем и помещен в одном из королевских дворцов. Празднества в его честь продолжались здесь два дня и две ночи.
Прибытие священного животного в столицу собрало такое стечение народа, которого никогда до сих пор не было. Празднества были по-истине необычайными; они закончились разнообразными театральными представлениями, кулачными боями, играми, различными сиамскими плясками, исключительными по своей грациозности, и другими забавами, сменявшимися буддийскими и браминскими религиозными церемониями.
Самому священному слоненку, который вел себя превосходно, во время всех этих трудных испытаний была поднесена золотая таблица с выгравированным на ней знаком его достоинства, а вся свита, сопровождавшая его в путешествии, была достойно награждена.
Вся история со слоном стоила огромных денег; один торжественный поезд обошелся в 150.000 рублей. Все это должны заплатить сиамские крестьяне, с которых исправно выколачиваются подати. Однако, власти утешают народ тем, что белых слонов находят очень редко, — последний такой слон до настоящего был обнаружен в 1911 году.