"Вокруг Света", №26, июнь 1928 год, стр. 14.
Известный полет Линдберга, как и полет Чемберлина, были совершены из Америки в Европу. Все же попытки перелететь Атлантический океан из Европы в Америку до сих пор кончались трагически. Первая попытка французских летчиков Нунгиссера и Коли кончились гибелью обоих отважных летчиков. Последующие попытки кончились столь же трагически.
Все эти неудачи не случайны, ибо перелет из Европы в Америку связан с гораздо бо́льшими трудностями и опасностями, чем перелет из Америки в Европу. Прежде всего, направление ветров значительно благоприятствует тем летчикам, которые летят из Америки в Европу. Обычно ветры на Атлантическом океане дуют с запада на восток и летчик, совершая свой путь при попутном ветре, имеет возможность тратить в пути гораздо меньше горючего, чем при обратном направлении, когда летчику приходится преодолевать силу сопротивления ветров и тем самым уменьшать скорость полета.
Попутные ветры, увеличивая скорость полета, уменьшают продолжительность пути, что имеет громадное значение при полетах на столь большое расстояние. При попутных ветрах и при ускорении полета летчик может выбрать любое направление своего пути. Между тем, летчики, совершающие свой путь из Европы в Америку, летят против ветра и должны выбирать самый кратчайший путь, далеко не всегда удобный и благополучный со стороны атмосферных явлений.
Такой именно кратчайший путь выбрали немецкие летчики, решившие перелететь Атлантический океан на аппарате Юнкерса «Бремен». Они выбрали линию Ирландия — Нью-Фаундленд — Нью-Иорк.
Этот путь, действительно, самый короткий, но вместе с тем и самый опасный. У Нью-Фаундленда стоит долгая зима; здесь бушуют холодные ветры и снежные бури, особенно в тот месяц (апрель), когда немецкие летчики решились пуститься в путь. Здесь почти круглый год океан окутан густыми туманами, в которых чрезвычайно трудно ориентироваться самому опытному летчику.
Потребовалась чрезвычайная отвага пилота Колля, этого замечательного и первоклассного «слепого летчика», т.-е. такого, который прекрасно может ориентироваться в туманных пространствах, где ни зги не видно. Но несмотря на то, что эти качества Колля были всем известны, все же, когда распространилась весть, что он со своими товарищами пустился на «Бремене» в путь из Дублина в Нью-Иорк, весь мир насторожился. Все с нетерпением стали ждать сообщений о результатах этого смелого полета. Почти два дня — 19 и 20 апреля — не было никаких сведений об участи Колля, Гюнефельда и Фицморица. И только к концу второго дня получилось известие, что летчики вынуждены были спуститься на о. Гриндли-Айланд, недалеко от Лабрадора.
Самый перелет через океан проходил благополучно и без всяких приключений. Затем летчики попали в полосу туманов и снегов, в которых совершенно невозможно было ориентироваться. Пытались было спускаься низко, чуть ли не до самой поверхности океана, подниматься затем на высоту 2.000 метров, но ни внизу, ни наверху из-за туманов решительно ничего не было видно. В это самое время на «Бремене» испортилось электричество и летчики очутились в полнейшей темноте. Целых четыре часа продолжался такой перелет в-темную, по неизвестному направлению. Тут то, неоценимую услугу оказали летчикам способности «слепого пилота» Колля. Его выдержка, хладнокровие и опыт придавали бодрость летчикам, продолжавшим свой путь в неизвестном направлении. Но их настроение стало падать, когда они убедились, что запасы бензина начинают иссякать. Вдруг заметили замерзшую во льду рыбачью лодку и маяк. Вначале летчикам показалось, что перед ними «Фата-моргана», что жаждущее воображение преподносит их взору несуществующие предметы. Но на этот раз зрение их не обмануло. Летчики, действительно, оказались у небольшого островка, окруженного со всех сторон льдами. Они решили спуститься на землю, но, при спуске пропеллер «Бремена» сломался. Летчики, блуждая несколько часов в густом тумане, отлетели на четыреста миль в сторону от намеченного ими пути. Их счастье, что они вовремя заметили островок, ибо запаса бензина у них оставалось всего на два часа.
Этот островок, Гринли-Айланд, досле никому неведомый, cтал вдруг центром, куда были обращены взоры всего цивилизованного мира. Пустынное, заброшенное место, оно особенно безлюдно зимой, когда отсюда уезжают даже те рыбаки, которые собираются сюда летом на рыбную ловлю. Островок отрезан от всего мира долгие месяцы, и освобождается от льдов только в июне или в июле. Но на этом заброшенном и отрезанном от всего мира островке, отважные летчики были встречены чрезвычайно гостеприимно. Весть о прибытии «Бремена» быстро распространилась по острову и его немногочисленные обитатели поспешили привествовать летчиков, оказывая им всевозможные услуги.
От напряженной работы в темноте глаза Фицморица и Колля перестали видеть, но после того, как они подкрепились и отдохнули, зрение к ним вернулось. Летчики долго не могли притти в себя после тех ужасных переживаний и долгих ночных часов, когда они, гонимые и бросаемые во все стороны снежной бурей, только благодаря максимальному напряжению всех своих физических и умственных сил, могли благополучно спуститься на Гринли-Айленд.