— Во владениях английского короля никогда не заходит солнце, — гордо заявляют патриоты-англичане. Этим выраженем они хотят показать, насколько обширны владения Англии. Действительно, нет ни одной части света, где бы английские империалисты не распространяли в той или иной форме своего влияния. История Англии это история захватничества чужих владений, история порабощения народов великих и малых. Жажда наживы, жажда золота обрaтила взоры Британии туда, где живут неискушенные «цивилизацией» цветные народы, туда где можно легко овладеть несметными природными богатствами и дешевой рабочей силой.
Есть еще одна фальшивая и лицемерная поговорка английского происхождения: «Англия самая свобдная страна в мире».
Посмотрим, как понимается и проводится в жизнь эта поговорка английскими империалистами в своих бесчисленных колониях, в частности, в одной из них, название которой звучит так романтично и загадочно — «Сиерра-Леоне».
Недавно в газетах промелькнуло следующее сообщение: «В английской колонии Сиерра-Леоне получили свободу двести тысяч рабов».
Глубокий смысл заложен в этих немногих слонах. В 20 столетии, в эпоху радио-телефона, и радио-телеграфа, в эпоху высшего расцвета культуры и цивилизации, во владениях «свободной Англии» — рабы... Невольно вспоминается все то, что каждый из нас в детстве читал в приключенческих романах о рабах, закованных в цепи, являющихся полной, нeотъемлемою собственностью своих хозяев, о рабах, которых можно продавать и покупать, которых можно бить и убивать, не боясь никаких наказаний.
Но может быть рабы Сиерра-Лtоне, это рабы в современном смысле этого слова? Рабочих в капиталистических странах мы тоже ведь называем рабами капитала...
Нет, речь идет о настоящих рабах в подлинном смысле этого слова. Речь идет о том, что в Сиерра-Леоне, в этом уголке западной Африки, около 230 тысяч негров фактически и юридически являются рабами английских плантаторов, лишены каких бы то ни было гражданских прав и подлежат «законной» купле и продаже. Английские суды жестоко расправляются с неграми, бегущими от своих господ, приговаривая их за это к вечным каторжным работам, как сделал это недавно верховный суд главного города Сиерра-Леоне, Фритоуна.
На западном берегу Африки между французской Гвинеей и негритянской pеспубликой Либерией расположена английская колония Сиерра-Леоне. («Львиный Хребет»). Откуда произошло это смешанное — наполовину испанское, наполовину итальянское название? Говорят разное. Одни: потому что хребет цепи гор, возвышающихся над главным городом колонии Фритоун, своими очертаниями несколько напоминает фигуру лежащего льва. Другие: потому что португалей Педро-де-Синтра, высадившись на этом берегу в 1467 году, впервые увидел в лесу льва и хотел сохранить в имени этого края память об этой встрече. Третьи: это наименование происходит от того, что громовые удары раздающиеся в горах прибрежья, когда ветер нагоняет грозовые тучи, напоминает рев целого стада львов. Так или иначе, но «Сиерра-Леоне» называют область в западной Африке, которая обнимает пространство в 71900 квадр. километров, с населением приблизительно в полмиллиона человек. Многочисленные реки, питаемые обильными дождями, текут с внутренней возвышенности и пересекают территорию Сиерра-Леоне. Южная часть страны представляет собой правильный берег с незначительными выступами, над которыми маячит цепь высоких гор, занимающая пространство в 740 квадратных километров.
В Сиерра-Лионе нет времен года, там царит круглое лето.
Но не вздумайте, читатель, поехать туда на курорт, соблазнившись вечным летом!
Климат Сиерра-Леоне самый убийственный на свете и из всей страны столица — наиболее опасное место для жизни. Вследствие обильных дождей, вокруг города образовались невысыхающие болота, из которых поднимаются вредные испарения, атмосфера поэтому сыра и удушлива, как воздух в теплице для тропических растений.
Приехав туда, европеец восхищается живописной формой гор, великолепием растительности, красотой залива, но вскоре он убеждается, что этот край не напрасно зовется «могилой белого человека». Желтая лихорадка —постоянная гостья Сиерра-Леоне. Она похищает иногда до половины белого населения. Еще больше страдают от нее чернокожие войска англичан, которые живут там в отвратительных условиях. Достаточно сказать, что на каждые 1.000 человек чернокожего гарнизона в Сиерра-Леоне бывает 740 больных. Умирают не только люди, но и животные.
Как видите Сиерра-Леоне не слишком приятное место для курортной поездки. Но одно дело курорт, а другое — погоня за наживой. Жажда легкого обогащения погнала туда англичан, которые, имея за собой вековой опыт порабощения народов, появились на этой территории, заселенной неграми.
Туземное население Сиерра-Леоне составляют многочисленные негритянские племена. Самое могущественное из них это племя Тимни, которое в свою очередь делится на целый ряд народцев и на столько же королевств, сколько существует деревень. Все эти «королевства» очень часто враждуют между собой. При такой обстановке англичанам не трудно было при помощи подкупа некоторых вождей сделать формально так, что один из победивших вождей «продал» Англии весь Сиерра-Леонский полуостров. Но население не так-то легко примирилось с этим. Прежде чем сделаться фактическими хозяевами Сиерра-Леоне, англичанам пришлось выдержать целый ряд жестоких войн с туземцами. Но «цивилизация» в виде пуль и штыков была на стороне англичан и они победили, превратив подавляющее большинство туземного населения в своих рабов в полном смысле этого слова.
Kaк уже было сказано, главная часть населения Сиерра-Леоне это Тимни. Тимни, трудолюбивые земледельцы, хорошо сложены, сильны, ловки, и те из них, которые обитают в глухих местностях, куда еще не проникло деморализующее влияние английской «цивилизации», имеют открытый взор, гордую осанку, мужественную руку. Сейчас большинство из них вынуждено работать не для собстненных нужд, а для удовлетворения жадности английских плантаторов Они снабжают Фритоун имбирем, рисом, кокосовыми орехами и пальмовым маслом.
Читатель, конечно, догадывается, что вслед за английскими завоевателями приходят христианские миссионеры, которые учат туземцев «христианскому смирению». Но Тимни несмотря на энергичную деятельность миссионеров, сохранили большую часть своих языческих обычаев.
У Тимни есть главари, которые в свою очередь являются вассалами «Короля» или «Королевы». Каждый из этих главарей обязан регулярно приносить королю столько рису, чтобы составилась пирамида такой же высоты, как сам вассал. При этом происходят иногда комические сценки. Каждый главарь, подходя к королю с подношением, всячески скрючивается и нагибается, чтобы казаться уже и ниже и этим самым выгадать экономию, но это не всегда удается. Удары палкой быстро приводят их в нормальный вид.
Чрезвычайно характерно, что среди туземцев, населяющих Сиерра-Леоне, почти не существовало раньше социально-бытового неравенства, но с тех пор, как англичане стали хозяевами страны, режим, ими созданный, резко разделил негров на различные социальные касты.
Вожди племени, жрецы, судьи и вообще все туземцы, так или иначе причастные к правящей верхушке, резко обособлены от остальной массы негров и целиком находятся под влиянием англичан, которые сумели путем целой системы подкупов, протекционизма и грубого насилия сделать весь этот «цвет туземного общества» верным орудием в своих руках.
Влияние англичан на правящую касту настолько велико, что туземные «вожди» стараются во всем походить на «цивилизованных людей» и резко отмежевываются от своих соплеменников, стоящих на более низкой ступени общественной лестницы, чем они. Очень часто эта погоня за «цивилизованным видом» доходит до смешного. Так, например, в Фритоуне можно встретить судей племени Эгба или Фанти, которые бреют свои косматые головы только для того, чтобы носить судейский парик по примеру англичан. В этом городе имеется свое «высшее африканское общество», которое во всем пытается копировать лондонские салоны.
Система рабства привела к тому, что вольноотпущенники смотрят с презрением на своих братьев, являющихся рабами.
Подавляющее большинство туземного населения живет в ужасающей бедности, беспощадно эксплоатируется плантаторами и своими «вождями», гибнет от голода и желтой лихорадки и не пользуется никакими правами.
Как же могло случиться, что во владениях «великой Британии», страны, где сотни различных христианских обществ и даже руководители правительства, начиная от лидеров рабочей партии и кончая палатой лордов, всюду и везде кричат о «цивилизации», о «демократии», о «гуманности» — до сих пор 220 тысяч негров были рабами?
Было бы ошибкой представить себе дело таким образом, что англичане открыто признавали рабство в Сиерра-Леоне. Нет, у «демократических» деятелей королевского правительства были прекрасные ширмы. Большинство туземных корольков Сиерра-Леоне считаются формально независимыми от Англии. Независимость эта, конечно, чистейшая фикция, но эта фикция дала возможность английским плантаторам пользоваться трудом рабов, не нарушая «высоких принципов Британии». Формально дело было представлено так, будто бы рабы принадлежат туземным королькам, а не англичанам.
И только в последнее время, когда и в Сиерра-Леоне заинтересовались широкие общественные круги самой Англии и Лиги Наций и дело грозило превратиться в открытый скандал, англичане принуждены были провести через законодатeльное собрание Сиерра-Леоне «свободолюбивый» акт об отмене рабства.
Перед широчайшими массами трудящихся пример Сиерра-Леоне лишний раз обнаруживает истинное лицо «демократии» и «гуманной» колониальной политики королевской Британии.