ВОКРУГ СВЕТА, №10, 1928 год. ЭЛЕКТРОМУЗЫКА

"Вокруг Света", №10, март 1928 год, стр. 13.

ЭЛЕКТРОМУЗЫКА

Изобретатель электромузыки, этой удивительной отрасли радиотехники, молодой русский физик Л. С. Термен, недавно демонстрировал свое детище в Германии — в Берлине, Мюнхене, Дрездене, а затем в Америке, всюду вызывая восторг даже среди строгих ценителей музыки. Иностранные специалисты в большинстве знакомы были с радиомузыкой лишь по описаниям в научных журналах и были изумлены поразительными достижениями нового музыкального инструмента.

В чем же сущность этого интересного и многообещающего изобретения? Наш рисунок изображает внешний вид электромузыкального инструмента. Вы видите нечто в роде низкого пюпитра, возле которого стоит изобретатель, исполняющий музыкальную пьесу. На пюпитре — невысокий металлический стержень (антенна), сбоку — металлическая петля. Двигая одной рукой возле антенны (не касаясь ее), а другой — близ петли, артист заставляет громкоговоритель (изображенный на рисунке) наполнять залу мызыкальными звуками, сходными с игрою то скрипки, то рояля, то флейты или гобоя.

Каково же устройство этого нового, совершенно своеобразного музыкального инструмента? Два источника тока помощью двух катодных ламп обычного, употребительного в радиотехнике типа обслуживают два колебательных контура, излучающие электрические волны различной частоты. Один излучает, например, волны с частотою 500.000 в секунду, другой — с частотою 480.000 в секунду. Легко понять, что от их взаимодействия должны возникнуть «биения» с частотою, равной разности обеих первоначальных частот: 500.000 — 480.000 = 20.000. Ecли электрический переменный ток такой частоты заставить вибрировать, например, перепонку телефона или громкоговорителя, то в воздухе порождаются волны с частотой 20.000 колебаний в секунду, т.-е. той, какая попадает в слышимый интервал звуковых волн: мы слышим тон.

Все искусство музыкального исполнителя должно состоять в данном случае в уменьи надлежащим образом регулировать эти изменения движениями рук. Л. С. Термен владеет этим искусством виртуозно: движением руки близ антенны он изменяет высоту тона, а манипулируя близ петли — варьирует силу звука. Характер движений рук обусловливает тембр звука: приближение или удаление руки медленное и плавное — порождает звук смычковых инструментов; при более резком движении слышится «стаккато» рояля. Движения иного характера обусловливают звук трубы или органа. Сходным образом регулируется и сила звука: поднятием руки над антенной он усиливается, опусканием — ослабляется до желаемой степени. Вибрирующие движения руки порождают вибрирующий звук.

Так, буквально мановением руки, изобретатель словно волшебник, наполняет зал музыкой различных инструментов оркестра. Надо прибавить, что Л. С. Термен — к тому же превосходный музыкант, артистически исполняющий трудные музыкальные пьесы.

Я. Перельман.