ВОКРУГ СВЕТА, №11, 1928 год. ИЗ АМЕРИКАНСКАГО БЫТА.

"Вокруг Света", №11, март 1928 год, стр. 21.

ИЗ АМЕРИКАНСКАГО БЫТА.


АМЕРИКАНСКИЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ.

Америка уже целиком отошла от постройки шоссейных дорог из асфальта и строит теперь только железо-бетонные дороги весьма солидной толщины. Прочность этих дорог такова, что их не разрушил-бы даже четырех-шести дюймовый орудийный снаряд. Разумеется, такое шоссе десятки лeт может оставаться без ремонта и починок.

Средства для создания столь солидных дорог Америка создает таким образом: всякий автомобиль, выпущенный из завода и поступивший в продажу, оплачивается целевым сбором. Чем больше машина, тем сбор этот больше. В среднем на одну машину американец должен уплатить около 75 долларов одновременно при покупке машины, затем при получении номера на право езды он уплачивает второй сбор ежегодно, который делится на две части — на городской и междугородный. Этот сбор целиком идет на постройку мостовых города и на постройку шоссейных дорог между городами. Этот сбор равняется 35—40 долларам ежегодно за машину. Так как в Америке находится в движении до 23 миллионов автомобилей, то сбор этот дает колоссальную цифру денег на постройку путей сообщения.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ БЕЗ КОНДУКТОРОВ.

Управление уличным движением в Америке представляяет значительный интерес в организационном и техническом отношениях. Это управление полностью механизировано электротехническим путем.

Проездная плата по городским подземным и надземным (эллевейт) железным дорогам стоит очень дешево — 5 сентов (на наши деньги 9 копеек). За 5 сентов вы можете ехать в любом направлении, хоть по прямой линии, хоть с пересадками.

Для того, чтобы попасть в вагон этих дорог, вы должны обязательно пройти (иначе никак не попадете) турник-автомат, опустив в него 5 сентов; такой же автомат вы должны миновать и при выходе, но уже, конечно, бесплатно (только для контроля).

Благодаря такой системе, американцы не выдают пассажирам никаких билетов, следовательно, не имеют и расходов на их печатание. Но этого мало. На этих дорогах совершенно нет ни кондукторов, ни кассиров. Все это отсутствует и, однако, управление этими дорогами в центре автоматически получает точнейшие сведения о том, сколько пассажиров в любой момент вошло и вышло из вагонов той или иной дороги.

МАШИНЫ — ВМЕСТО ЛЮДЕЙ.

Американцы впервые в мире в огромном масштабе начали применять машины в системе управления промышленностью. Счетные машины заменяют целиком всех наших счетоводов и бухгалтеров. При помощи счетной машины печатаются прямо в книге те данные, которые у нас заполняет бухгалтер, и конечно, со скоростью в десять раз большей.

При помощи этих машин предприятие в течение пяти минут может составить точную калькуляцию стоимости вещи в целом или по часам, цифры заработной платы, число рабочих часов, затраченных на ту или иную деталь, словом, те сведения, которые живые люди составляют в течение месяцев.

Фирмой «Дженераль Электрик Компани» построена электростанция на Ниагарском водопаде. Мощность ее составляет 500.000 киловатт, а весь обслуживающий персонал станции в смену составляет 5 человек. Такое малое количество штата объясняется тем, что все оборудование станции, весь контроль за работой отдельных аппаратов и машин, а также уход за ними, т.-е. смазка, продувка и т. д. производится автоматическим путем.

На электростанции Нью-Йорка американцы в смысле управления и автоматизации пошли еще дальше. Центральный пункт, откуда происходит управление, объединяющий 6—7 отдельных станций, общей мощностью более 1 миллиона киловатт, облуживается в смену штатом только... в 8—10 человек.

ЧЕКИ ВМЕСТО ДЕНЕГ.

Ни одна страна в мире не обладает таким количеством капиталов и денег, как Америка. Свои огромные средства Америка использовывает очень интенсивно и исключительно на нужды крупной индустрии и торговли. Внутри-же страны всякие денежные расчеты между отдельными гражданами и целыми учреждениями происходят почти исключительно путем чеков.

Каждый американец, даже беднейший рабочий или служащий, с детства имеет в банке свой текущий счет. Ребенок при поступлении в школу получает от агенства банка, обслуживающего данный район, маленькую копилку и все педагоги начинают внушать ребенку мысль о необходимости копить деньги. Регулярно раз или два раза в месяц, агент банка, имеющимся у него ключем, вскрывает копилку и накопленную сумму, как бы мала она ни была, заносит на текущий счет. В Америке почти нет человека, неимеющего на свое имя текущего счета в банке.

Это в известной степени даже и необходимо, ибо в Америке за все: за продУкты, за электрическую энергию, врачу и т. д, расплачиваются чеками. Получатель чека со своей бланковой надписью передает этот чек дальше в уплату и, таким образом, у правительства сосредотачиваются огромные денежные средства.