Под властью помещиков и фабрикантов царская Россия была первой страной в мире... по высоте смертности и болезненности населения. Так, в 1913 году, накануне империалистической войны, России принадлежала такая печальная пальма первенства: в ней умирало на каждые 1.000 жителей — 27,4 человека, и конкурировали с ней, при том безуспешно, такие отсталые страны, как Румыния (25,9 человека) и Сербия (22 человека); на значительном расстоянии стояла смертность в Германии (16,5 чел.) и Швеции (15,0) и далеко в хвосте плелась Дания (12,5 чел.). Еще разительнее были успехи царской России по той жатве, которую косила смерть среди грудных детей. Дворянско-помещичья Россия и здесь не знала "себе равных". Так, в 1911 году из каждой сотни родившихся умирало на первом году жизни в России — 25 младенцев, в Румынии — 20, в Сербии — 16, во Франции — 13, в Голландии — 11, а в Швеции и Норвегии — по 7, т.-е. в четыре раза меньше, чем в России. Россия Романовых, Распутиных и Рябушинских не печалилась, — ведь гибла и умирала крестьянская детвора, гибли дети в рабочих кварталах. Умирал и падал обессиленный, проходя свой краткий жизненный путь, русский рабочий, русский крестьянин. Это в России мужчина доживал в среднем только до 31-го года, а женщина — до 33-х, в то время как крестьянин Дании проживает в среднем 50 лет, а датская крестьянка — 52 года. Помещикам и капиталистам не страшна была исключительная смертность русского рабочего и крестьянина, — на смену изношенному, изнуренному эксплоатацией шла новая смена. Не пугал и пышный рост заразных болезней в русской деревне и рабочих слободках. Оспа, которая давно исчезла в европейских культурных странах (Германия, Швеция, Голландия), в России собирала послушную дань — 51 человек в год на 100.000 жителей, в то время как в отсталой Испании умирало от оспы 24, а в Италии — 9. Корь в России свирепствовала с немалой силой — 134 чел. на 100.000 жителей, в два раза больше даже, чем в Испании (65), а скарлатина уносила 140 детских жизней в России на 100.000 жителей, в то время, как в Испании только 7. Свил себе прочное гнездо в сермяжной России и сыпной тиф, о котором понятия не имеют передовые страны Европы. Ибо в России темнота и невежество, нищета и нужда трудовых масс давали благодарную почву для всевозможных болезней и эпидемий.
Так выростала и развивалась характерная русская заболеваемость паразитарными болезнями, чесоткой, трахомой и сифилисом на первом месте. Сифилис обрушился тяжелым бичем над русской деревней, где почти в 90% случаев он является следствием внеполового заражения. Темный быт деревни, ее несуразные обычаи и обряды, плод векового невежества, нездоровые привычки, неисходная бедность — вот источники так называемого бытового сифилиса, ведшего к вырождению русского крестьянина. Это тяжелое наследство досталось пролетариату, ставшему у руля государства в дни Октября 1917 г.
Так было, но так не должно быть! Пролетариат и идущее за ним крестьянство, строящие новое государство, закладывающие основы нового общества, должны быть крепкими, бодрыми, сильными.
Истощенное туберкулезом, отравленное алкоголем, подорванное сифилисом поколение не может быть активным борцом за новую жизнь, не может осуществить тех задач, которые выпали на долю молодого класса. Ликвидировать гнусное наследие царизма и капитализма, завоевать свой основной капитал — здоровье — стало задачей пролетариата с первых дней Октября. Эту задачу он возложил на свою власть, власть Советов и детище ее — советскую медицину. Тяжел и длинен этот путь ликвидации одного из самых тяжелых наследий прошлого. Борьба за здоровье лежит далеко за пределами деятельности одного только медицинского персонала. Выкорчевать все тяглые недуги города и деревни — значит, прежде всего, изменить те условия, в которых живет и работает рабочий класс, и вырвать, разметать без остатка тот нездоровый, застоявшийся "от отцов и дедов" быт, во власти которых погрязла рабочая семья и особенно крестьянская.
Задачи эти исполинские, которые можно осуществить только, если в них втянуть самые широкие слои населения, если будут обеспечены активное сочувствие, содействие и участие масс.
Задача перекинуть мост от деятелей медицины к гуще рабочих и крестьян, вовлечь массы в активную работу по оздоровлению страны встала с первых же шагов перед советской медициной. И решалась эта задача не в нормальных, спокойных условиях, а в период ожесточеннейшей гражданской войны, в тисках блокады и "борьбы за хлеб", в тот год, когда Ленин ставил свой грозный прогноз: "Вши победят социализм или социализм должен победить вшей"!
Положение было действительно грозное. "Здесь, товарищи, нельзя представить себе того ужаса, который происходил в местах, пораженных сыпным тифом, когда население обессилено, ослаблено, нет материальных средств, всякая жизнь, всякая общественность исчезает" (из доклада Ленина на VII С'езде Советов). Борьба с сыпняком была чрезвычайно затруднена из-за отсутствия материальных рессурсов, как ни скромны сами по себе они должны были быть — "вода, мыло, белье". Но было еще препятствие, о котором справедливо писал в 1919 г. один из выдающихся паразитологов России, проф. Павловский.
Он указывал, что "русский народ в своей темноте не проявлял и не проявляет надлежащего отношения к отвратительным паразитам — вшам. В некоторых деревнях вшами пользуются как средством... для лечения лихорадок. По совету знахарок больной проглатывает определенное число вшей, закатанных в хлебный мякиш".
Свежо предание, а верится с трудом! Спустя пять лет мы можем сказать, что сдвиг совершился. Но такая простая, на первый взгляд, истина, что вошь — враг народа, потребовала немало труда со стороны работников советской медицины. И здесь на первом месте надо поставить деятельность санитарных работников Красной армии. Сюда на борьбу с сыпняком стянулись все те врачи, о которых говорил т. Ленин на V С'езде, "те, которые видят, что народ бьется за свое существование, видят, что он хочет решить своей борьбой основной вопрос спасения всякой культуры и которые отдают свои силы на работу для трудящихся". И они отдали свои силы в первую очередь на то, чтобы пробудить сознательность широких масс, указать им настоящие причины эпидемий и болезней, показать средства борьбы, научить обладать ими и правильно и целесообразно их применять, а главное — пробудить волю и энергию к борьбе с сыпняком, к изысканию всех необходимых орудий борьбы. Средством для этого была санитарная агитация и пропаганда. И санитарная часть Красной армии развернула эту бешеную атаку на вековые предрассудки и суеверия отсталых масс. Те кампании, что были проведены в борьбе с сыпняком, с холерой, с венерическими болезнями — по широте своего размаха, по разнообразию методов, по эффекту своего воздействия займут почетное место в ряду героической, массовой политпросветработы, которая велась в годы гражданской войны и поднимала пласт за пластом, слой за слоем — малокультурные, косные массы деревни и города.
Красная армия развила исключительную работу в издательской области, выпустив сотни тысяч листовок, брошюр, плакатов и лозунгов, дав разнообразные типы санпросветительной литературы; сан-роста, сан-шарж, сан-газета ведут начало оттуда.
Фронт проявил себя также в области выставочного дела и использования рампы. Он дал образцы красочного, понятного и интересного для широких масс плаката, дал санитарные суды, сан-лубок, сан-пьесы
Фронт положил начало проведению "недель борьбы с венерическими болезнями", "недель водоснабжения", использованию кино и широкой практике пьес социально-бытового репертуара для санитарно-просветительных целей. Работники фронта положили основание целому ряду Домов Санитарного Просвещения, обслуживающих сейчас гражданское население (Дома Санитарного Просвещения в Краснодаре, Ростове н/Д., Владикавказе, Тифлисе, выставки в Ставрополе, Майкопе, Армавире, Грозном).
Через миллионы слушателей, прошедших эти учреждения — начатки санитарных знаний были разнесены по всему СССР.
Несколько итоговых цифр показывают внешнее развитие санпросветработы в Красной армии.
В 1920 г. — 86.000 устных выступлений при 6½ милл. слушателей, в 1921 г. — 150.000 устных выступлений при 9½ милл. слуш., в 1922 г. — 120.000 устных выступлений при 5½ милл. слуш., в 1923 г. — 150.000 устных выступлений при 5½ милл. слушателей.
Если учесть постепенное сокращение армии и перевести эти абсолютные цифры в относительные, то здесь мы видим более разительный рост работы.
На 1.000 чел. наличного состава частей приходилось: 1920 г. — 22 устных выступления при 1.600 слуш., 1921 г. — 48 устных выступлений при 1.200 слуш., 1922 г. — 150 устных выступлений при 5.000 слуш., 1923 г. — 160 устных выступлений при 8.500 слушателей.
В среднем каждый красноармеец и военмор слушает около 10 лекций за год. Санпросветработа в Красной армии принимает все более и более углубленный характер и приближается к методу школьных занятий. Во всех частях введен обязательный "санчас" — 1 раз в неделю, имеющий задачу дать не только формальные знания, но и практические навыки. Помимо санчаса, санпросветработа в Красной армии широко пользуется методами внешкольной работы. Санитарное просвещение завоевывает прочное место и в красноармейском клубе, и в Ленинских уголках, и в красных палатках. В красной казарме, на походе и на маневрах осуществляется по всему Союзу ССР целая система санитарного воспитания и санитарного образования. Интересные материалы в этом отношении дал проведенный конкурс на лучшую постановку санитарного воспитания в Красной армии и Флоте.
Вот Фергана... басмачи... малярия... полк разбросан по кишлакам. Постоянно находится в боевых действиях. И тем не менее — при об'езде боевых участков ведутся врачом беседы не только с красноармейцами, но и с декханами при помощи переводчиков на узбекский язык. Кроме того, на "Доске здоровья", которая создана при клубе полка, и в санитарных уголках, которые имеются при "красных чайханах" (кибитках), на боевых участках, вывешены вопросники не только на русском, но также и на местном языке. На этих листах красноармейцы и местные жители записывают волнующие их медицинские вопросы, а врач дает ответы. В полку проведены сансуды над сифилитиком и над курильщиком анаши во время праздника в Маргелане и в Скобелеве. Проводились вечера санитарных фантов, загадок и шарад, лотерея с билетами по вопросам гигиены, издается санитарная газета "Факел". Имеется "Доска нерях", где изображен неряха с растрепанными волосами и с лозунгом на знамени "Разводите вшей". Сюда заносятся все нечистоплотные красноармейцы. Наоборот, все, хорошо усвоившие и выполняющие правила гигиены, заносятся на "Доску чистоплотных". Эти материалы созданы самодеятельностью самих красноармейцев. Ярким примером этого служат различные санитарные игры, сочиненные на Дальнем Востоке военморами.
Происходит сдвиг, о котором не смел думать ученый профессор в 1919 г., и здесь первое место принадлежит работе в Красной армии, которая особое значение имеет для развития санпросветработы среди крестьянства и нацменьшинств. Благодаря организационному единству советской медицины, военные работники не замыкаются в свою узкую область, а имеют задачей подготовку проводников санитарной культуры в деревню. В этом отношении интересный материал представляет работа, проведенная армией на Дальнем Востоке, в местах, где только сравнительно недавно укрепилась Советская власть. И вот какая работа была проведена, в связи с демобилизационной кампанией, с отпускниками красноармейцами.
1. Устроено примерное заседание волисполкома с рядом докладов по практическим вопросам здравоохранения в деревне, при чем все доклады делались красноармейцами, санитарами и санитарками.
2. Проведен политсуд над волисполкомом, не уделившим серьезного внимания вопросам охраны здоровья населения.
3. Поставлены собственные инсценировки: "Борьба старого и нового быта в деревне", "Старый и новый мир" (об алкоголизме).
4. Поставлена живая картина: "Здоровье трудящихся — дело самих трудящихся".
5. Проведен в масштабе полка конкурс на лучшее письмо в деревню о санитарном просвещении в Красной армии и конкурс на лучшую статью о санпросвещении для армейской газеты "Красный стрелок".
6. Заслушав доклад завгубздрава об организации медико-санитарной помощи в Республике и о роли отпускников в деревне.
Надо ли говорить о том, какое значение имеют для оздоровления деревни такие кампании, проводимые с отпускниками совместно органами Красной армии и здравоохранения. А этот опыт с каждым годом расширяется и углубляется. Красная армия перекидывает и другой приводной ремень в деревню. Третий год уже проводится систематическая санграмота с допризывниками, в которой принимают участие гражданские санпросветработники. Наконец, в самое последнее время ставится работа среди терчастей, и мы имеем довольно интересные опыты на местах. Так, в Самарском уезде был использован в целях санпросветработы выезд в район комплектования агитповозки Подива. Личный состав агитповозки был следующий: начорготдела Подива, ставрач полка, агрономмеханик и его помощник. Оборудование агитповозки состояло из: а) кинематографа с двигателями и 4 фильмами по борьбе с алкоголизмом, б) волшебного фонаря с диапозитивами по: 1) сифилису, 2) туберкулезу, 3) анатомии человека, 4) сыпному тифу, 5) оспе и 6) малярии. Агитповозка была снабжена также сан-литературой, а кроме того в распоряжение врача был отпущен уполномоченным Р. О. Красного Креста ящик медикаментов и лекарский набор. В течение недели было посещено 3 селения, проведено 6 бесед. 3 кино сеанса, инструктированы местные культпросвет'ячейки и снабжены сан-литературой. Кроме того, произведен амбулаторный прием терармейцев, их семей и крестьян с бесплатной раздачей медикаментов. Обслужены допризывники, терармейцы, школьники, комсомол и местные организации.
Это один из многочисленных примеров, как живо работает местная инициатива и мысль в новом деле санитарного просвещения терчастей.
Оглядываясь на работу Красной армии в годовщину Октябрьской революции, надо отметить, что в области санитарной культуры она выполнила огромную боевую задачу в самые тяжелые, трудные дни, что, приняв, на себя первые удары вековой темноты и невежества, она нашла в непосредственном общении с массами и тесном содружестве с базисными политпросветработниками новые, невиданные доселе методы, выделила целый ряд новых талантливых работников, организаторов и методистов, которые сейчас в городе и деревне, на транспорте ведут дальнейшую успешную работу. А главное, как бы под прикрытием этой работы, вынесшей все тяготы непосредственной практической деятельности, успел вырасти и окрепнуть целый ряд показательных учреждений, как в центре, так и на местах, которые, впитав в себя и проработав опыт Красной армии, в настоящее время являются опорными пунктами в деле распространения гигиенических знаний и пробуждения самодеятельности населения в области охраны здоровья.
Здесь на первом месте надо поставить деятельность показательной выставки НКЗдрава по охране здоровья (Москва, Петровка. 14). Она была открыта 11 июля 1919 года. Выставка эта составилась из собранных Государственным Музеем Социальной Гигиены экспонатов, ядро которых образовано из экспонатов, переданных бывшей Пироговской Комиссией, а также из популярных коллекций школьно-санитарного музея, существовавшего при министерстве народного просвещения и эвакуированного в Москву в 1918 г. Но значительно большее число экспонатов пополнено и продолжает пополняться силами самого музея (ныне Института) Социальной Гигиены. В настоящее время на выставке функционируют следующие отделы: 1) анатомия, физиология и биология, 2) заразные болезни, 3) социальные болезни (сифилис, туберкулез, алкоголизм), 4) санитарная статистика, 5) труд и здоровье, 6) пища и питание, 7) гигиена возраста, 8) курортное дело. Кроме того, в течение свыше трех лет (в связи с голодом 1921 года) был развернут отдел "Голод и борьба с ним", который частично вливается сейчас в отдел "Пища и питание".
В воскресенье, 19-го октября, открыта первая в СССР выставка по кремации, которая должна сыграть значительную роль в деле развития этого нового дела и послужит борьбе с предрассудками и обычаями, связанными со способом погребения. В работе сейчас отделы: 1) физической культуры и 2) гигиена воспитания. Намечены к открытию отделы: 1) работа мест, 2) методика санитарного просвещения и 3) история советской медицины. В ближайшее время открывается комната Ленина, где будут собраны по возможности все материалы в области здравоохранения, связанные с огромной деятельностью тов. Ленина, благодаря авторитетному слову и воле которого был основан Народный Комиссариат Здравоохранения и тем самым заложены основы советской медицины. Кроме того, в помещении выставки время от времени создаются временные выставки соответственно ударным кампаниям санпросвета (напр., в неделю охраны ребенка и т. п.), а также временные выставки литературы, выставка по сбору лекарственных растений и др.
Выставка является опытной станцией по методике экскурсионного и музейно-выставочного дела, поэтому она открыта для посетителей с улицы и для экскурсий, организованных групп самого разнообразного характера. Всего за 5 лет существования пропущено свыше ¼ миллиона посетителей. Растет число организованных экскурсий, устраиваемых через МГСПС и Губполитпросвет. Так, в 1921 году было проведено через выставку 261 экскурсия, в1922г. — 465 экскурсий, в 1923 году — 989, а в 1924 году (за 9 месяцев) — число экскурсий перевалило уже 1.000. Среди неорганизованных посетителей большой процент, а именно 32%, падает на рабочих, дальше идут учащиеся — 21% и пр. Одиночек-посетителей привлекает, главным образом, отдел биологии, где в "Посмертных изменениях" выставлены мощи "виленских святителей". Этот момент учитывается выставкой в целях ведения углубленной антирелигиозной пропаганды. Рядом выставлены "мощи" мелкого вора и "мощи" крысы, при помощи целого ряда картин и надписей ведется понятное об'яснение посетителям причин всевозможных посмертных явлений с телами погребенных.
Но в последнее время имеет большой успех новый отдел выставки, где под микроскопом демонстрируются кровеносная система лягушки, кровь человека, бактерии и где ставятся опыты с изолированным сердцем, нервно-мышечным аппаратом лягушки и по перевариванию пищи. Эффект этих демонстраций исключительный. Посетители уходят с неизгладимым впечатлением, и не одна сотня мистических заблуждений и суеверий рассеивается в свете этих опытов. Можно привести небольшой, но характерный факт, когда группа рабочих из Орехова-Зуева приехала на выставку, чтобы после осмотра ее решить отдавать фабричную церковь или нет. После осмотра отдела мощей и присутствия на опытах колеблющиеся были убеждены, и депутация уехала с твердым решением борьбы с попами и церковью, ибо "религия — опиум народа". В настоящее время выставку посетило до 75.000 человек. Но главная задача выставки — служить ориентировочно-показательным центром для создания местных выставок и музеев по охране народного здоровья. В этом отношении необходимо отметить, что она сыграла исключительную роль в деле развития сети местных Домов Санитарного Просвещения, о которых речь будет ниже. Через нее прошли, и не раз, почти все местные работники по санпросвещению, в том числе Красной армии и транспорта, ее посетили многочисленные делегаты всевозможных с'ездов по вопросам здравоохранения и просвещения. Сейчас при выставке открывается показательная библиотека, при которой будет работать группа рецензентов по обсуждению всей выходящей сейчас популярной сан-литературы. В библиотеку передана вся коллекция популярной библиотеки бывшей Пироговской Комиссии и установлено получение всех популярных органов по вопросам здоровья, выходящих заграницей. При выставке работает инструкторский аппарат и собираются методические совещания.
Наконец, огромная задача выпадает на выставку в течение последних двух лет в деле постановки практических семинариев по санитарному просвещению для кружков социальной гигиены медицинского факультета Московского Университета. Вместе с тем ведутся занятия с проходящими стаж санитарными врачами и врачами, приезжающими на курсы усовершенствования. Таким образом, выставка делается рассадником новых квалифицированных деятелей по санитарному просвещению для всей обширной территории Советских республик.
Другим важнейшим пунктом распространения санитарной культуры среди широких масс населения является Центральная Научно-Показательная выставка по охране материнства и младенчества. Выставка состоит из следующих отделов: 1) Детская смертность, 2) Грудное вскармливание, 3) Искусственное вскармливание, 4) Молоковедение, 5) Развитие ребенка, 6) Уход за ребенком, 7) Наследственность, 8) Заразные болезни ребенка, 9) Туберкулез и сифилис ребенка, 10) Кусающие насекомые и детская смертность, 11) Охрана материнства, 12) Учреждения по охране материнства и младенчества. Подобные выставки (по содержанию) существуют только в Дрездене (Германия) и в Филадельфии (Америка), но по характеру выполнения и по подходу к интересам народных масс она не имеет себе равных. Это вынуждены констатировать и руководители таких-же учреждений в Америке и Германии, которые ее посетили. Благодаря сотрудничеству больших мастеров в области искусства и науки удалось достичь того, что как медицинская, так и социальная сторона задач охраны материнства и младенчества выявлены в талантливых художественных произведениях. "Чистое искусство" получило для себя благодарную тему — "материнство", и выставка с одинаковым правом может фигурировать и в числе учреждений Здравоохранения, и в числе памятников искусства. Недаром один немецкий ученый написал в книге посетителей: "Это самое красивое, что я видел". Вот почему она широко и охотно посещается, особенно фабричными работницами и среди них пользуется большою популярностью. Через нее также прошло немало руководителей дела охраны материнства и младенчества на местах, пролетарских строительниц нового дела, которое смоет с тела Советских Республик позорное пятно самой высокой в мире детской смертности. По образцу этой выставки строятся выставки на местах при консультациях и яслях. Для работы на местах издана передвижная выставка, вышедшая в этом году вторым изданием. На выставке также демонстрируется кино-лента собственного производства — "Дети — цветы жизни", пользующаяся громадным успехом.
Третьим показательным учреждением для постановки работы на местах является Центральный Дом Крестьянина. Здесь НКЗдрав устроил выставку по "здоровью деревни". Отделы этой выставки: 1) вопросы благоустройства деревни, 2) борьба с венерическими болезнями, 3) борьба с детской смертностью, 4) первая помощь в несчастных случаях. Экспонаты состоят из художественных картин, моделей, муляжей и диапозитивов. В библиотеку ЦДК внесен отдел санитарно-просветительной литературы, который непрерывно пополняется. Там установлена консультация, разбор крестьянских писем и ведется санитарно-просветительная работа, последняя в виде лекций, собеседований, цикла лекций на с.-х. курсах и экскурсий.
Сцена ЦДК используется для показательных постановок сан-судов и сан-пьес при участии студии и труппы, состоящей при Санпросвете НКЗдрава, а также самостоятельных кружков рабочих клубов.
Отношение крестьян к санпросветработе в высшей степени сочувственное, и масса вопросов, задаваемых ими на лекциях, беседах, экскурсиях, живо подтверждает это. И так как за один 1923 год прошло через ЦДК около 12.000 ходоков, то можно себе легко представить, какая масса искр санитарных знаний разнесена по всей крестьянской Руси. Огромное значение имеет еще то обстоятельство, что все прибывающие с мест санпросветработники и деятели Домов Крестьянина воочию видят и научаются, как следует вести санпросветработу в Домах Крестьянина и избах-читальнях. Этому должно способствовать также совместно разосланное на места НКЗдравом и НКЗемом письмо о включении в общий план культурно-просветительной работы ДК и санпросветработы.
Наконец, уже осенью настоящего года НКЗдрав приступил к четвертой показательной работе в рабочем клубе, а именно — об'единенном клубе имени Кухмистрова (Москва, Сыромятники). Здесь будет вестись систематическая работа по санитарному воспитанию и просвещению рабочих масс. Кроме чисто организационной работы, намечается ряд передвижных выставок в связи с теми кампаниями, которые проводятся в клубе. По пути с пропагандой яслей и консультации среди женщин в организованном "кружке по оздоровлению быта" развернута художественная выставка по охране материнства и младенчества. Далее, в связи с борьбой за трезвый клуб будет двинута выставка-панорама по алкоголизму. Эта работа усиливается организацией диспутов или сан-митингов. На сцене клуба ставятся санитарные пьесы, инсценировки рассказов Мопассана, Чехова, Горького, трактующие в той или иной мере социальные проблемы здоровья. Все эти постановки входят в календарный план драмкружка клуба, членам которого предварительно читается несколько лекций, освещающих значение пьесы с точки зрения борьбы за народное здоровье. В соответствии с характером работ других кружков (физкультуры, хоровой) им читаются соответствующие лекции по наиболее интересующим их вопросам. Вся санпросветработа окрашена в колорит местных особенностей, нужд и требований, выявляемых на устраиваемых вечерах "вопросов и ответов", и имеет задачей пробудить активность и широкую самодеятельность членов клуба, воспитывая из них низовых санитарных организаторов.
Одновременно с этим показательным опытом в центре, проводится опытная работа и на периферии — в рабочих клубах. Так, в Ленинграде имеется уже любопытный материал по работе "кружков нового быта", члены которых вовлечены в активную практическую работу по обследованию различных сторон жизни рабочей семьи, санитарных условий быта, работ на фабрике, — организовали анкету, в частности — половую, и выступают с докладами о проделанной работе на общих собраниях и конференциях рабочих всего предприятия. Лиха беда — начало! По мере угасания эпидемий, санпросветработники все более отходят от ударных эпизодических тем по борьбе с эпидемиями и переходят к систематической работе по проведению в жизнь брошенного к пятилетию советской медицины лозунга — "От борьбы с эпидемиями к борьбе за оздоровление быта и труда". Эта стадия деятельности еще не велика, но результаты, и не малые, уже налицо.
В царское время Пироговская комиссия за 15 лет на базе почти полувековой работы успела только — рассмотреть популярные издания и составить список около 50 (пятидесяти) рекомендованных комиссией безусловно и еще около 40 условно рекомендованных изданий, т.-е. в среднем в год рассматривалось шесть изданий. Издано за 15 лет 13 брошюр и до 26 листков. У нее возникла мысль о создании центрального музея наглядных пособий по медицине и гигиене. Полное осуществление этой идеи — дело будущего, и как меланхолически отмечает отчет: "Быть может ей суждено воплотиться в реальный факт ко времени, когда перестанет быть мечтой дом Пирогова, где будет место и для этого музея". Автор отчета ошибся в сроках — эту задачу осуществил победивший пролетариат, и на второй-же год своей власти, власти Советов — среди блокады и войны.
Но вернемся к анкете — что же было тогда на местах? По полученным 95 ответам из 29 земских, 4 не земских губерний и 4 окраинных республик, явствует, что "учреждений, которые ставили бы единственной своей целью популяризацию гигиенических знаний, нигде в провинции, повидимому, не существует". "Утвердительных ответов на вопрос об устройстве народных чтений по медицине и гигиене имеется 39, т.-е. только в трети анкет". "Чтения ведутся главным образом по поводу появления холеры, иногда и других эпидемий". "Музеи наглядных пособий имеются в 9 местах, по большей части — не специально медицинские". "Что касается причин, препятствующих, по мнению корреспондентов, достаточно широкой постановке дела, то в значительной части ответы отмечают отсутствие подходящих лекторов, ограниченность бюджета, нередко — отсутствие инициативы, недостаток интереса у слушателей. Но чаще всего выдвигаются административные затруднения". "Независящие обстоятельства" заставляют "сжиматься и молчать" даже самую благонамеренную часть общества — врачей. Бездарная и тупая царская администрация спокойно могла смотреть на вырождающуюся деревню, на спаивавшегося крестьянина, на гибнувшего от чахотки рабочего, но зорко и неотступно пресекала в корне самую попытку раз'яснить массам причины болезней, видя в этом "потрясение основ".
Только освежающий вихрь Октябрьской революции, разметавший эту шайку "убийц народа" в буквальном и переносном смысле, дал свободную дорогу к насаждению санитарных знаний среди самых отсталых масс населения. Сейчас — при власти советов — санитарное просвещение не "хилая попытка" частной инициативы, не "благое начинание" скорбящего за горе народное интеллигента, не "благородный жест" филантропического общества. Сейчас борьба за санитарную грамотность — долг и обязанность государства, неот'емлемая часть работы советской медицины, опирающейся на всю мощь и ресурсы пролетарского государства, на основе втягивания в нее всей широкой трудовой общественности. Тысячами нитей эта работа советской медицины связана с партией, комсомолом, женотделом, профсоюзами, страхкассами. И за пять лет советской медицины (а не за полвека земской), несмотря на эпидемии, несмотря на голод, несмотря на катастрофическое свертывание просветительной работы в связи с экономическим кризисом 1921—22 года, при отсутствии достаточного кадра работников, при самых скромных финансовых рессурсах, а чаще всего — совсем без них, дело санитарного просвещения растет, ширится с каждым годом, проникая в самые глубокие слои рабочих и крестьянских масс. Вот краткие данные анкеты 1924 года по 40 губерниям, 4 автономным областям, 4 автономным республикам и 4 Союзным республикам. Оказывается, что всюду дело санитарного просвещения выделено, как отдельная отрасль работы, а в 30 местах имеются специальные руководители, либо заведующие санпросветсекцией, либо заведующие Домом Санитарного Просвещения. Из 40 губерний РСФСР — 31 имеют самостоятельный бюджет на санитарное просвещение, 8 — получают поддержку от страхкасс, профсоюзов, губполитпросветов, 1 — получает на работу в деревне отчисления с доходов Губмедторга. Ассигнования, сами по себе не крупные, за исключением столиц и некоторых центров Юговостока, во всяком случае растут с каждым годом.
Еще разительнее успех в области музейно-выставочного дела. К моменту Октябрьской революции — Домов Санитарного Просвещения и постоянных выставок было — 0. В первой трети 1924 года, помимо центральных показательных учреждений, о которых речь была выше, насчитывалось — 38 губернских Домов Санитарного Просвещения, 30 уездных Домов Санпросвещения, 40 постоянных выставок. Число передвижных выставок доходило в 1923 году до 50. К числу постоянных выставок нужно еще добавигь выставки при туберкулезных диспансерах (до 100), при венерологических диспансерах (до 50), при малярийных станциях (до 100). Такова грандиозная сеть, созданная Советской властью и призванная наиболее действительным способом помогать проникновению в народ санитарных знаний, ибо в этой области девиз "учи не указом, а показом" имеет особое значение. Все эти учреждения живут полной жизнью и ведут работы энергичным темпом. Наиболее оборудованными и завоевавшими широкое внимание населения являются, помимо Москвы и Ленинграда, Дома Санпросвещения в Ярославле, Краснодаре, Нижнем-Новгороде, Саратове, Ростове н/Д., Гомеле, Пензе, Владимире, Туле, Одессе. Международная Малярийная Комиссия, посетившая Ростовский н/Д. Дом Санпросвещения, не могла не скрыть своего удивления, что нечто подобное можно было осуществить в провинции и что, вообще, можно сделать доступными широким массам такие богатые гигиенические музеи. Молодой Дом Санитарного Просвещения в Гомеле сумел провести через свои стены чуть ли не все городское население. За 1922 год его посетило 42.500 человек, а в 1923 г. — уже свыше 125.000 человек. И такие вести идут со всех концов СССР. Далекая Бурято-Монгольская область, с населением, погрязшим в суевериях лам и тибетской медицины, с молодой и завидной энергией строит санитарно-просветительное дело и рассылает летучие отряды в самые отдаленные селения.
Второй с'езд по санитарному просвещению в мае 1924 года мог констатировать исключительный энтузиазм и готовность работать деятелей по санпросвещению, несмотря на все экономические и материальные затруднения. Огромный успех санпросвещения достигается тем, что работники его сами бросаются в толщу народа, идут на фабрики и заводы, устраивая там лекции, организуя витрины, проникают в рабочий клуб, завоевывая там "Доски здоровья", "Уголки здоровья", ставя сансуды и пьесы. Они не поучают сверху, а вовлекают массы в работу путем агиткампаний (против туберкулеза, малярии).
Санпросветработа перекидывается сейчас в деревню через допризывников и терчасти. Не менее энергичную санпросветработу в городе и деревне развивают медработники транспорта, где за время революции также выросла солидная организация. Если в царское время мы имели на путях сообщения всего 2—3 вагона-выставки, совершавших от случая к случаю рейсы, больше с показной целью, чем в осуществление определенного просветительного плана, то сейчас мы имеем систематически поставленную работу. Та же анкета 1924 года показывает, что в 30% здравотделов железных дорог имеется специальный работник по санитарному просвещению, в 30% работник этот совмещает работу с другой, главным образом, с охраной здоровья детей, в остальных случаях — работа по санитарному просвещению совершенно не выделена, но включена в общие обязанности санитарного врача дороги. Кроме того, на двух дорогах (Зак. и М.-Курск.) имеются отдельные врачи-демонстраторы вагона выставки, раз'езжающие с последней. Всего имеется 8 вагонов-выставок, из них лишь 3 — уцелевший остаток военного периода, а 5 — вновь созданы за период с 1922 года. В некоторых местах имеются, кроме того, постоянные неподвижные музеи-базы, при здравотделах. Подвижных санитарных выставок — 11, Моск.-Каз. и Юго-Западн. дороги имеют также подвижные выставки без вагонов, курсирующие в упакованном виде и разворачиваемые в соответствующих помещениях — преимущественно, клубах. Затем на дорогах курсируют две выставки панорамы (по малярии и алкоголизму) Наркомздрава. Кроме роста числа вагонов-выставок, наиболее ценное достижение еще — появление "Санитарных уголков" или "Уголков здоровья" в клубах на транспорте. Число лекций за год по 20 дорогам равно 6.500, т.-е. по всей сети доходит приблизительно до 9.000, без работы вагонов-выставок, дающих отдельно гораздо большую цифру, напр., на Западн. ж. д. за 2 месяца 1924 г. — 300 бесед и лекций с 15.000 слишком посетителей. На водных путях проведено около 700 лекций. Значительное место среди слушателей занимают организованные группы молодежи и женщин (40% по Сев.-Зап. ж. д., 50% по Бел.-Балт. ж. д.). Имеются в практике транспорта чрезвычайно успешные опыты совместной работы с местными органами здравоохранения, но еще важнее взаимодействие с профессиональными организациями водников и железнодорожников, со страхкассами. Врачи входят, кроме того, в клубные советы и другие культ-органы. Транспортная печать, и в особенности "Гудок", широко освещает на своих страницах вопросы санпросветработы.
Таковы успехи санитарного просвещения. Но еще большее значение имеет то обстоятельство, что гигиеническое воспитание и образование завоевали, наконец, и школу, начиная с первой ступени ее. Это — крупная победа.
Советская медицина еще в 1918 г. декларировала: "Гигиена должна проникать и быть руководящей нитью школьного преподавания и воспитания детей, начиная с первых часов пребывания ребенка в школе. Приобретенные познания по гигиене в школе I ступени находят свое завершение в ее последней группе". Но понадобилось несколько лет программной и опытной работы, чтобы связать задачи гигиены со всей системой народного образования. Сейчас эта задача завершена с изданием ГУС'ом новых программ школы I ступени. В первые два года введены изучение и углубление гигиенических навыков и привычек и некоторые основные сведения из области гигиены, в третий же и четвертый год школы первой ступени внесены сведения по анатомии человека, с обращением специального внимания на аппараты движения, дыхания, размножения и пр. Все эти знания тесно переплетены с остальными частями программы, и дает их школьникам учитель. Это обстоятельство в свою очередь требует предварительного "воспитания воспитателя", "обучения учителя" путем подготовки и переподготовки на соответствующих курсах, что выпадает на долю врача.
Открывается новая страница санитарно-просветительной деятельности — врач подходит ближе к учителю, к вопросам оздоровления школы. И этот союз врача и учителя — преддверие к тому, что все новые и новые поколения трудящихся будут вовлекаться со школьной скамьи в активное и творческое строительство здравоохранения, и жилы борцов за оздоровление труда и быта будут все более и более наливаться живой, энергичной, пролетарской кровью.
И если старая восточная пословица зло подметила, что "куда редко заходит солнце, туда часто заходит врач", то сейчас в седьмую годовщину Октября мы можем гордо сказать:
в стране, где ярко засветило солнце истинной свободы, озаряя в золоте колосьев честный символ власти Советов — серп и молот, там и медицинский работник стал желанным другом и союзником трудящихся, ибо он приходит к ним с лучшим даром — оздоровлением жизни пролетариата, а здоровье пролетариата — залог победы коммунизма во всем мире!
И. Д. Страшун.