II сессия ЗАКЦИК'а открылась 2-го сентября. С отчетным докладом о деятельности президиума ЗАКЦИК'а выступил тов. Амбарцумян. Доклад его распадался на три части: обзор деятельности президиума по организационным вопросам, по экономическим вопросам и краткий обзор деятельности комиссий при ЗАКЦИК'е.
Первое место среди организационных вопросов занимали те, которые требовали юридического оформления.
Вторым циклом вопросов, занимавших президиум ЗАКЦИК'а, были вопросы об отношении между ЗАКЦИК'ом и ЦИК'ом СССР, с одной стороны, и ЗАКЦИК'ом и ЦИК'ами республик, входящих в состав Закфедерации, с другой. Эти вопросы не получили юридического разрешения и оформления. Практически установлено, что ЗАКЦИК обменивается протоколами с ЦИК-ом СССР. ЦИК СССР присылает в президиум на предварительное заключение все те законопроекты, которые имеют общесоюзное значение или специально касаются одной из республик, входящих в СССР.
В свою очередь президиум ЗАКЦИК'а сносился с ЦИК'ом СССР по всем вопросам, имевшим общесоюзное значение.
Взаимоотношения президиума ЗАКЦИК'а с республиканскими ЦИК также юридически не оформлены. Точно также, по установившейся практике, президиум ЗАКЦИК'а запрашивает ЦИК'и отдельных республик по принципиальным вопросам, имеющим общезакавказское значение или имеющим значение для какой либо отдельной республики.
Взаимоотношения ЗАКЦИК'а и Заксовнаркома практически сложились таким образом, что ЗАКЦИК занялся преимущественно законодательной работой, передавая все вопросы управления Заксовнаркому.
К вопросам организационным, но насквозь пропитанным политическим элементом, относится вопрос о национальном языке в закавказских учреждениях. Декларация о национальных языках, принятая в прошлой сессии ЗАКЦИК'а, в настоящее время осуществляется как ЗАКЦИК'ом, так и ЦИК'ами республик по отношению к национальным меньшинствам. В учреждениях армии и Наркомпути декларация о национальных языках уже проведена в жизнь. Подготовлено проведение ее в учреждениях Наркомпочтеля.
Экономических вопросов, разрешенных президиумом ЗАКЦИК'а, было больше, чем организационных, и они были крупнее и важнее последних. Большая часть этих вопросов проходила через Заксовнарком. Наиболее значительными из них были вопросы, связанные с проведением денежной реформы.
Вся работа по проведению денежной реформы состояла из двух частей: подготовительной и той, которая была выполнена после прекращения эмиссии и об'явления выкупного курса. Подготовительная работа, проделанная ВЭС'ом, Комвнуторгом и бюджетной комиссией, была настолько успешна, что после 15-го апреля, когда была уничтожена эмиссия, об'явлен твердый выкупной курс и т. д., денежная реформа совершалась как бы сама по себе.
Вторым важным вопросом из числа экономических является вопрос о налоговой системе.
Постановлениями ЗАКЦИК'а и Заксовнаркома налоговая система Закавказья об'единена с налоговой системой всего Союза. В унифицированной налоговой системе сделаны лишь те из'ятия, которые по местным условиям необходимы.
Крупным вопросом, занимавшим президиум ЗАКЦИК'а, был и бюджет ЗСФСР, перестраивавшийся несколько раз. Основной задачей при этих перестройках было сделать бюджет бездефицитным или, во всяком случае, сократить этот дефицит.
Важное значение для сельского хозяйства имеет декрет о едином сельскохозяйственном налоге.
Далее должны быть отмечены декреты, принятые президиумом ЗАКЦИК'а о введении временного положения о местных налогах и сборах и о рентном обложении.
В соответствии с общей тенденцией к об'единению, проявленной республиками Закавказья, создан крупный экономический об'единенный орган — Закхлопком.
Перед обзором деятельности комиссий ЗАКЦИК'а тов. Амбарцумян доложил об изменениях, которые произошли в структуре центральных органов.
ВЭС приступил к своей работе и ведет довольно значительную текущую и отчасти плановую работу.
Организован новый коммиссариат—Закнаркомвнуторг. Наркомом назначен тов. Мгалоблишвили, об утверждении которого просит президиум сессию.
Госплан приступил к своей работе. Создан кон'юнктурный совет который проявил большую деятельность.
Зак. РКИ подвергся сильным изменениям. В январе текущего года принято новое положение об этом комиссариате. Наркомом назначен тов. Назаретян.
В основной части Зак. РКИ развил огромную работу: им произведен ряд экономических обследований кредитных обществ, банков, трестов и др. хозяйственных организаций.
За отчетное время произошла ликвидация Закнаркомпрода.
Ликвидировано и несколько комиссий при ЗАКЦИК'е.
Остались при ЗАКЦИК'е и в настоящее время функционируют следующие комиссии: законодательная комиссия; комиссия по разрешению споров по земле-лесо-водо-пользованию между республиками, входящими в ЗСФСР; комиссия по оказанию помощи лицам, имеющим особые заслуги перед революцией; закавказская научная ассоциация востоковедения; совет по шефским делам; комиссия по разработке проекта о верховном суде и комиссия по проекту изменений конституции СССР.
Издательская деятельность законодательной комиссии довольно значительна. Вышедшие законы издаются на 4 языках: русском, армянском, грузинском и тюркском — в сборниках «Собрания распоряжений и узаконений рабоче-крестьянского правительства ЗСФСР».
Помимо того законодательная комиссия разрабатывает все вопросы конституционного характера и связанные с ними.
Ранее наркоматы хотели превратить законодательную комиссию в своего рода консультационное бюро. В настоящее время законодательная комиссия целиком сосредоточилась на законодательной работе.
Комиссия о помиловании проделала довольно значительную работу. Всего было рассмотрено и вынесено постановлений по 432 заявлениям.
Комиссия по оказанию помощи лицам, имеющим особые заслуги перед революцией, призвана по положению обеспечивать тех из них, которые утратили трудоспособность. Ежемесячный расход этой комиссии достигает 3.000 руб.
Комиссия по разрешению споров по земле-лесо-водо-пользованию возникла еще в прошлом году. Споров между всеми республиками было много. Особенно много споров возникло между Делижанским и Казахским уездами. Из 8 споров, возникших между этими уездами об общей площади в более чем в 3½ тысячи десятин земли, разрешено 7 споров, из которых 4 еще подлежат пересмотру. Эта же комиссия занята была и пастбищным вопросом.
В своем докладе тов. Амбарцумян указал и на деятельность Закавказской Научной Ассоциациии Востоковедения.
Сесия заслушала доклад т. Чхеикели о сельско-хозяйственном банке. 17 марта был утвержден устав банка. Основной его капитал должен был сложиться из средств Наркомзема, Закнаркомфина, Совнаркома и 2.000.000 руб. из основного капитала центрального сель.-хоз. банка СССР. Но до сих пор основной капитал не пополнен.
Сель.-хоз. банк начал работать с апреля месяца, им был взят твердый курс исключительно на обслуживание сельскохозяйственного кредитования беднейшего крестьянства. Правление банка решило не увлекаться долгосрочными ссудами, так как приходилось маневрировать средствами. Банк, по мере возможности, обслуживал все сезонные кампании — хлопковую, шерстяную и коконные операции.
Вот некоторые цифры, — были выданы ссуды: овцеводам — 439.000 руб. или 24 проц.на табаководство — 54.000 руб. или 2½ проц., на хлопководство — 30.000 руб. или 1,7 проц., на виноградарство — 114.261 руб. или 7 проц., на чай — 202.170 руб. или 11 проц., на сыроварение — 115.300 руб., сельскохозяйственным кредитным товариществам — 21.000 руб., на плодоводство — 40.000 руб., на шелководство — 310.000 руб. Больше всего было выдано на овцеводство: Азербайджану — 120.000 руб., Армении — 140.000 р, и Грузии — 179.000 руб.
В Азербайждане и Армении сельскохозяйственные банки развились и оформились раньше, чем в Грузии. Ссуды выдавались на льготных для крестьян условиях. Проценты взимались максимум — 11 проц., минимум — 8 проц. В Азербайджане имеется 73 общества сельскохозяйственного кредита с паевым капиталом в 33.000 руб., в Армении — 11 обществ с паевым капиталом в 35.000 руб. В Грузии кредитные товарищества находятся в стадии организации. В Кахетии их имеется 15 и в Западной Грузии — 9.
В Абхазии вскоре открывается отделение общества сел.-хоз. кредита. Закавказский сель.-хоз. банк дает 100.000 руб. в основной капитал.
Очередной задачей сел.-хоз. банка являются хлебозалоговые операции. Правление банка решило помочь крестьянам и ассигновало 200.000 р. на все 3 республики. Средства будут выдаваться крестьянам под залог хлеба, который будет оставаться у него. Приняты также меры к снабжению крестьян рабочим скотом и сельскохозяйственными машинами, причем снабжение сель.-хоз. машинами будет сосредоточено в одном месте и будет носить плановый характер.
Докладчик по пастбищному вопросу в Закавказьи тов. Касьян указал на крайнюю серьезность этого вопроса и на необходимость его урегулирования.
Закавказские республики являются сельскохозяйственными странами, и наша задача, в первую очередь, восстановить сельское хозяйство. Закавказье обладает широкими пастбищными пространствами, которые невозможно определить в точных цифрах. Данные наркомзема очень неточны. Наиболее правильные сведения — это старые сведения Скибицкого, а именно: летних пастбищ — 2.250.000 дес. и зимних 2.220.000. По республикам: в Азербайджане — летних — 564.000 дес., зимних 1.553.000 дес., в Армении — 771.000 дес. летних, 317.000 зимних. В Грузии — 915.000 дес. летних и 350.000 дес. зимних. При этом нужно отметить, что удобных земель в Азербайджане — 55,4 проц., в Армении — 53,1 проц. В Грузии — 53 проц. удобных. Армения занимает первое место по количеству неудобных земель.
В развитии скотоводства наблюдаются элементы систем кочевых народов и полукочевых (когда имеются оседлые семьи, но не заготовляется корм для скота, в расчете на летние и зимние пастбища).
Всего по Закавказским республикам имеется — 4.771.000 голов крупного рогатого скота, из них на Азербайджан приходится — 1.959.000 голов, на Армению — 959.000 голов и на Грузию — 1.873.000 гол. крупного рогатого скота. Благодаря такому большому количеству скота, наблюдается недохват в пастбищах. Так, на 100 дес. пастбища в Азербайджане приходится — 347 голов скота. В Армении 122 головы, в Грузии — 205 гол.
Пастбищная политика, рассчитанная на постепенное изживание пастбищного вопроса, должна проводиться путем районирования, т -е. установления определенных зон, прикрепления кочевников к земле и всемерного содействия развитию альпийского хозяйства.
По пастбищному вопросу принята следующая резолюция:
Вторая сессия Закавказского Центрального Исполнительного Комитета поручает Президиуму немедленно же приступить к разрешению и урегулированию пастбищного вопроса на основе следующих директив:
1) рассматривать пастбищный вопрос под углом зрения как общей связи с земельным вопросом, скотоводства с земледелием, так и перспективного развития этих основных отраслей нашей экономики;
2) отказаться от механического восстановления старой дооктябрьской структуры скотоводства и держать курс на переустройство ее сообразно естественно-географическим условиям страны, современным культурно-техническим требованиям и нашим социалистическим целям;
3) поставить целью постепенный переход от кочевого и полукочевого скотоводства к культурному земледелию на зимних пастбищах и к альпийскому хозяйству на летних, с максимальным содействием переходу населения к новым формам хозяйства;
4) поручить Госплану ЗСФСР составить перспективный план перехода от кочевого и полукочевого скотоводства к земледелию и альпийскому хозяйству на основе сельскохозяйственного районирования, орошения и водоснабжения в низменных местностях, травосеяния и насаждений племенного скота в зоне альпийского хозяйства и
5) поручить земельной комиссии ЗАКЦИК'а руководить подготовительными работами для этого плана, организуемыми по директивам ее республиканскими народными комиссариатами земледелия, контролировать эти работы и осуществлять наблюдение над точным проведением республиканскими наркоматами земледелия выработанного плана.
Доклад по бюджету ЗСФСР сделан тов. Гусейновым.
Бюджет этого года состоял из двух частей, — первая часть до денежной реформы (по 1 апреля) и вторая — после проведения денежной реформы.
Бюджет до проведения денежной реформы был составлен в падающей валюте, что вызвало большие неудобства, не было точного учета как в доходной, так и в расходной части.
За первое полугодие предполагалось получить доходов со всей федерации (исключая доходы с железной дороги, наркомпочтеля и внешторга) — 8.302.282 руб. Доход по республикам предполагался — 3.091.253 руб., всего — 11.393.000 руб., а получили — 8.090.714 руб. со всей федерации. Республиканский доход выразился в 957.178 руб., т-е. в три раза меньше, чем предполагали. Расходы на всю федерацию (за исключением железной дороги, наркомпочтеля и внешторга) предполагались в 1.389.915 руб., а фактически израсходовано — 2.539.634 руб. По трем республикам расхода предполагалось — 7.734.134 руб., а фактически израсходовано — 7.525.464 руб.
Имелись также и фонды в сумме — 2.965.599 руб. Фонды распадались на особые, резервные и дотационные. Фактически израсходовано по фондам — 5.680.654 руб., а предполагалось израсходовать около 3.000.000 руб.
На резервный фонд израсходовано — 1.925.836 руб., на дотационный — 754.840 руб., на сельскохозяйственные кредиты — 313.000 руб., на особый фонд — 2.686.978 руб.
Итак, доход ЗСФСР за истекшие 10 месяцев выразился в 9.047.000 р., а расход в 22.247.665 руб. Разницей между этими цифрами являлась эмиссия, которая покрывала около 60 проц. потребностей.
Переход на твердую денежную систему облегчил во многом бюджет ЗСФСР.
Вот цифры дохода по республикам после перехода: Грузия за 10 месяцев дала — 6.690.731 руб., т.-е. 36,5 проц. всех доходов, Азербайджан — 8.267.987 руб., т.-е. 44,5 проц. всего дохода, Армения — 925.267 руб., т.-е. 5 проц. всех доходов. Азербайджан стоит на первом месте по платежеспособности.
Расход по республикам выражается в следующих цифрах: Грузия за 10 месяцев получила — 6.310.074 руб., т.-е. 47,9 проц. всех сумм, назначенных для республик, Азербайджан — 5.186.320 руб., т.-е. 39,3 проц. всех сумм, и Армения — 1.677.096 руб., т.-е. 12.8 проц. Большая сумма, отпущенная Грузии, об'ясняется большим количеством населения в ней. Дефицит Грузии выражается в 2.881.000 руб., Азербайджана — 1.025.000 р. и Армении — 1.484.000 руб.
На остальные комиссариаты, как, например, Наркомпрос, за 10 месяцев истрачено в Грузии — 57,2 проц. всего бюджета, в Азербайджане — 52,8 проц. и в Армении — 46,1 проц.
Из союзного центра ЗСФСР должна была получить — 9.000.000 руб. дотации и 1.380.000 руб. на выкуп закдензнаков, на открытие кредитов за счет центра — 1.300.000 руб., на акциз — 400.000 руб., всего до 1 октября должна была получить — 12.209.163 руб. Получила же казначейской валютой — 8.432.000 руб. и осталось дополучить — 3.677.289 руб.
С 1 октября бюджет ЗСФСР построен по другому принципу, в него не будут включены союзные наркоматы (Наркоминдел, Наркомвнешторг, Наркомпочтель, Закчека и т.д.), все расходы будут входить в общесоюзный бюджет. Будет также создан единый фонд по союзному бюджету, и бюджет союзных республик с об'единенными и необ'единенными наркоматами. В доходной части бюджет будет построен следующим образом: доходы по налогам отойдут к союзному бюджету, останутся доходы от неналоговых поступлений, отчисления и надбавки на прямые налоги.
Но такое построение доходной части создаст дефицитность бюджета, и поэтому вопрос этот будет пересматриваться ЦИК СССР по просьбе правительства ЗСФСР, которое имеет в виду включить в бюджет определенные суммы на ВСНХ.
В части заработной платы нужно отметить, что почти по всем ведомствам она значительно ниже, чем в других республиках. Госминимум в 5 р. 25 к. при соотношении 1 к 5 изменен на 7 руб. при соотношении 1 к 8.
Целый ряд расходов не переведен на местный бюджет, а удержан в государственном бюджете. Так, например, расход на педагогический персонал во всех местах, исключая Батум, Баку, Тифлис и Эривань, постановлено удержать из госбюджета. Содержание милиции в некоторых уездах будет также на госбюджете.
На текущее время по необ'единенным наркоматам предполагается отпустить Грузии — 8.802.487 руб., по закводхозу — 318.887руб., всего — 9.121.374 руб., Азербайджану — 7.200.000 руб, на закводхоз — 332.100 руб., всего — 7.532 106 руб, Армении — 2.680.000 руб., закводхозу — 250.000 руб., всего — 2.830.892 руб. По всем трем республикам — 18.682.387 руб.
Заксовнаркому, Госплану и другим предполагается отпустить — 20.400.000 руб. На об'единенные наркоматы — 5.691.027 руб.
В. X.