"Власть Советов", №7, октябрь 1924 год, стр. 156-161

Личный состав Советов Московской губернии.

При всех тех недостатках, которые у нас имеются в деле постановки правильного учета личного состава наших советов, все же этот учет постепенно налаживается и кое-где дает довольно точные материалы. Эти материалы могут не только служить основой для выводов о состоянии нашего госаппарата, но и помочь нам наметить путь к дальнейшему неуклонному улучшению его личного состава.

Вполне понятно, почему мы так часто и настойчиво говорим о личном составе наших советов и беспрестанно стремимся к его улучшению.

В руках этого личного состава лежит двоякая возможность — как улучшения и укрепления, так и расстройства советского аппарата, ибо во всей нашей работе мы еще опираемся не на формально установленные институты, а именно на этот личный состав, на его активность, на его революционное сознание, на его энергию и его руками, на основе опыта его работы, мы создаем наши (пока еще весьма слабые) формальные институты, наши общие нормы советского управления.

Публикуемые нами данные о составе советов Московской губернии и попутно выявляемые некоторые намечающиеся тенденции в изменениях этого состава, несомненно, привлекут к себе должное внимание и интерес читателя.

1. Сельские Советы.

В Московской губернии имеется 2.699 сельских советов (всех селений около 7.000), насчитывающих в своем составе 9.776 членов.

В среднем сельский совет состоит из 3—4 членов, выбранных, согласно Конституции, по одному на каждые 200 жителей (в Московской губернии не много менее 2-х миллионов крестьянского населения). Основная масса членов сельсоветов — это крестьяне-земледельцы, их 93%. Кроме них — только 4% рабочих и 3% служащих. Коммунистов в сельсоветах мало, всего 5,2%, а вместе с кандидатами и комсомольцами — 8%. Но это вполне понятно, если принять во внимание крайне незначительное число деревенских коммунистов.

Состав сельсоветов довольно высок в отношении грамотности. Неграмотных только ½%. Окончивших низшую школу — 92% и около 2-х процентов со средним и даже с высшим образованием. Остальные обучались дома. Сравнительно с другими губерниями мы в этом отношении имеем более квалифицированный состав сельсоветов, что для Московской губернии, впрочем, и не удивительно, хотя низкий процент лиц со средним образованием указывает на недостаточное привлечение к работе в сельсоветы учительского и агрономического персонала.

Очень слабо в сельсоветах представлены женщины. Их всего 3%. Здесь нужно повести длительную работу по вовлечению женщин в советы, и, надо думать, что последние директивы в этом направлении и партийных и советских органов дадут свои положительные результаты.

Главные выводы, вытекающие из указанного состава сельсоветов Московской губернии, на наш взгляд, следующие: 1) Необходимо расширить состав сельских советов. Сельсовет из 3-х человек неизбежно превращается в исполнительный орган схода, так как при своей малочисленности он и не может да и не хочет самостоятельно разрешать подлежащие его ведению вопросы. Он решает все вопросы на сходе и только изредка обсуждает свои вопросы предварительно, не принимая никаких решений без схода. 2) Необходимо влить в сельсоветы побольше коммунистов. Стремиться нужно к тому, чтобы все коммунисты, живущие в деревне, вошли в сельские советы и руководили бы их работой. 3) Побольше женщин в сельские советы. Нигде в такой степени, как в крестьянском хозяйстве, женщина не играет активной роли, и естественно, что именно в селе, в сельсовете она может и должна занять свое место. 4) Вовлечь в состав сельсоветов некоторую (конечно, лучшую) часть учительства и агрономов.

II. Волисполкомы.

В 209 волостях Московской губернии имеется 663 члена вик'ов. Коммунистический состав волисполкомов за последние годы неуклонно возрастает: 1922 году — 28% коммунистов, в 1923 — 37,2%, сейчас — 50,8% (вместе с 2,4% кандидатов и с 3,8% комсомольцев), за 2 года число коммунистов в волисполкомах увеличилось почти вдвое. Также интересны изменения и в социальном составе членов волисполкомов: крестьян было в 1922 году 58%, а в 1924 — 68%; рабочих в 1922 г. — 24%, сейчас — только 13%; служащих в 1922 г. — 15%, сейчас — 17%.

Наряду с увеличением числа коммунистов рост числа крестьян показывает, что к делу управления советским аппаратом в волости приходит коммунист-крестьянин, связанный с гущей самого крестьянства и выдвигаемый им.

Правда, этот рост идет за счет рабочих в волости; но это означает, конечно, не нежелание крестьянства иметь рабочего в аппарате волисполкома, а является простым следствием отлива за последние годы рабочих в Москву на фабрики и заводы.

Женщин и в волисполкомах чрезвычайно мало. Их в 1924 г.1) — только 1% из общего состава, по сравнению с 0,7% в 1923 году.Это увеличение на 0,3%, конечно, нельзя рассматривать как рост участия женщин в волостном аппарате. Такие колебания чисто случайны и могут быть в ту или другую сторону.

Состав председателей волисполкомов своим соотношением разных групп не совпадает с общим составом членов вик'ов. Прежде всего здесь насчитывается гораздо больший процент коммунистов, а именно — 71%; в 1923 году их было лишь 58%. Затем выдвигается вперед рабочая часть вик'ов. При общем наличии рабочих в волисполкомах только в 13%, среди председателей имеется уже 31,5% рабочих (в 1923 году — 42%); наоборот, крестьяне, составляя 68% общего состава вик'ов, имеют только 40% среди председателей (в 1923 г. — 36%). Но общая тенденция роста числа крестьян в волисполкомах по сравнению с прошлым годом подтверждается и здесь. Среди председателей волисполкомов нет ни одной женщины.

Интересен также состав секретарей волисполкомов. В Московской губернии секретари в большинстве случаев не члены волисполкома и назначаются по соображениям делового подбора. Сравнительно удовлетворителен партийный их состав. Из общей массы секретарей — коммунистов 60% (в 1923 г. — 34,7%). Коммунистический состав секретарей волисполкомов за один год почти удвоился, при чем особенно заметно увеличение числа комсомольцев: в прошлом году на 209 волостей было только 3 комсомольца среди секретарей вик'ов (1,4%), а нынче их 15 (7,1%), — увеличение в 5 раз.

По социальному положению основная группа секретарей — это служащие, 43% (в 1923 г. — 57%); рабочие составляют 25% (в 1923 г. — 16%), крестьяне — 14% (в 1923 году — 16%), т.-е. группа рабочих среди назначаемых секретарей растет, группа крестьян несколько падает. Здесь процесс обратный тому, который наблюдается среди выборного состава волисполкомов, об'ясняемый тем, что при назначении секретарей происходит подбор более развитых, менее связанных с хозяйством (в целях перебросок) товарищей, и таковые скорее находятся среди коммунистов-рабочих, чем среди крестьян. Среди секретарей вик'ов резко упало число женщин-секретарей: в 1923 году их было 4,3% всего состава (в 9 волостях), нынче только ½% (в одной волости). О6'ясняется это заменой нескольких поповских дочек, занимавших должности секретарей, более подходящими товарищами.

Вышеприведенные данные дают возможность сделать следующие выводы относительно личного состава волисполкомов: 1) Рост группы крестьян в выборном составе крестьян, на ряду с ростом коммунистической его части, свидетельствует о стремлении крестьянства иметь в волисполкоме коммуниста, но своего брата-крестьянина, которого он ближе знает, который ему лично более известен, чем рабочий-пришелец со стороны. Здесь наша задача максимально усилить партработу среди деревенских коммунистов, поднять их культурный уровень так, чтобы они были выше общей крестьянской массы, готовить из них кадр политических руководителей крестьянства, сделать так, чтобы из их среды мы могли иметь хороших членов и председателей как сельсоветов, так и волисполкомов. 2) Непрерывно продолжать работу по подбору секретарей волисполкомов. Секретарь очень важный винт в механизме волисполкома. Этот винт должен быть коммунистический, пролетарский, хорошо работающий. 3) Повышать общий партийный состав членов вик'ов нет особой необходимости: 60% коммунистов вполне обеспечивают партийное руководство ими, вместе с тем расширение участия рядового крестьянства в работе вик'ов безусловно необходимо. 4) Необходимо более усиленное вовлечение в работу волисполкома женщины-крестьянки членом или кандидатом, но, по крайней мере, хотя бы одна крестьянка может и должна быть в каждом волисполкоме.

III. Уездные исполнительные комитеты.

Полными цифрами мы располагаем по 15 уездам из 17-ти. Из 2-х уездов (Богородского и Егорьевского) мы полных данных не имеем и из общих подсчетов их исключаем. В 15 уездах в 1924 году имеется 241 член уисполкомов, в 1923 году их было 220. В среднем на уезд приходится 16 членов, но фактически в большинстве уездов их ровно по 15 чел., а в отдельных уездах — 17, 19 и больше (до 21 чел.).

На весь состав уисполкомов нынче приходится коммунистов 76% и беспартийных 24%, а в прошлом году было соответственно 80½ и 19½%, т.-е. уменьшение числа коммунистов и увеличение беспартийных на 25%. Зато резко увеличилось сравнительно с прошлым годом число крестьян за счет рабочих, так:

 В 1923 г.В 1924 г.
Рабочих........60,0%44,0%
Крестьян .......9,5%23,0%
Служащих ...... 28,5%27,5%

Увеличение группы крестьян в уисполкомах почти в 2½ раза свидетельствует о приближении уездного аппарата к крестьянству и об активном вовлечении последнего в общеуездную советскую работу. Неизменной остается группа служащих, т.-е. та деловая группа ответственных советских работников, наличие которой в составе уисполкома необходимо по самому существу работы последнего. И то обстоятельство, что эта группа составляет менее одной трети состава уисполкома, свидетельствует, что руководство уисполкомом находится в руках тех рабочих и крестьян, которые делегированы в уисполком от фабрик и из деревни в количестве свыше двух третей его состава.

Число женщин и в уисполкомах еще чрезвычайно незначительно, всего 4% против 2% в 1923 году.

Основные выводы следующие: 1) Численный состав уисполкомов целесообразно несколько увеличить для вовлечения в их работу низовых работников из волостей. 2) Необходимо расширить беспартийный состав. Для обеспечения партийного влияния достаточно иметь 60—65% коммунистов, 30—35% беспартийных рабочих и крестьян только теснее свяжут уисполком с широкими рабоче-крестьянскими массами и вольют живую струю в работу уисполкома. 3) Весьма важно решительно поставить вопрос об увеличении числа женщин в уисполкомах. Здесь это сделать гораздо легче, и в этом направлении партийная директива должна быть совершенно определенная и твердая. 4) Группа ответственных работников уездного аппарата (советск., партийн. и профессиональн.) не должна превышать одной трети всего состава уисполкома.

IV. Губернский исполнительный комитет.

Московский губернский исполнительный комитет исключителен по многочисленности своего состава.

В 1924 году мы имеем 125 членов и 40 кандидатов губисполкома. Это увеличение состава губисполкома возрастало с каждым годом. Так, 1922 году было 55 членов, в 1923 — 75, а нынче, с разрешения ВЦИК'а, уже 125. Это об'ясняется как желанием губисполкома быть теснее связанным с наиболее широкими кругами рабочих и крестьян, так и стремлением отдельных крупных фабрично-заводских предприятий и отдельных организаций — профессиональных, кооперативных и широких крестьянских масс иметь непосредственно своих представителей в Московском губисполкоме. Интересно рассмотреть представительство в губисполкоме различных групп. Так, в общем составе из 165 членов и кандидатов губисполкома мы имеем:

Ответственных советских работников (завед. отделами и их заместителей)27
Работников кооперации5
Профессион. работников13
Специалистов (врачи, агрономы, инженеры)5
Председателей уисполкомов17
Председателей райсоветов г. Москвы6
Рабочих с производства (в их числе 6 директоров)60
Крестьян непосредственно из деревни20
Из Красной армии5
Учащихся2
Учителей2
Работников партийных организаций3

Таким образом, основную группу в губисполкоме составляют рабочие с производства и крестьяне из деревни, и в то же время в его состав входят представители всех важнейших организаций и достаточное число практических, советских работников, включая специалистов и учителей и т. д. Такой состав губисполкома обеспечивает ему возможность самого разностороннего освещения и практического разрешения стоящих перед ним задач.

Всего в состав губисполкома входит 19,4% беспартийных и 10% (16 чел.) женщин. Партийный состав членов губисполкома весьма квалифицированный; 28% коммунистов имеет партийный стаж свыше 10 лет, 26% — от 5 до 10 лет.

По основной профессии главная группа — это рабочие, 62,4% (в прошлом составе 65,5%). За ними идут служащие — 15,8% (в прошлом составе 23,8%), на 3 месте — крестьяне 9,1% против 2,4% в прошлом году, т.-е. увеличение группы крестьян за последний год в 4 раза. Число беспартийных в этом году (19,4%), также в 4 раза больше прошлогоднего состава, когда их было только 4,8%. Процент женщин почти не изменился. В абсолютных же цифрах в нынешнем составе женщин вдвое больше (16 в этом году против 7 в прошлом).

V. Городские советы в уездах и в Москве.

Вопрос о городских советах вообще, а в особенности вопрос о городских советах в наших уездных городах — больной вопрос. Несмотря на определенный и частенько весьма усиленный нажим, мы большого оживления в работе горсоветов в уездах не достигли.

Из 16 уездных городов (Московский уезд города не имеет) городские советы имеются только в 12-ти и несколько полупоселковых, полугородских советов в некоторых рабочих районах Московского уезда, В 2—3 горсоветах работа кое-как идет, но неважно, а в подавляющем большинстве горсоветов работа не движется с места.

И это тем более досадно, что в общем и целом личный состав депутатов в горсоветах вполне благоприятствует интенсивной и живой работе.

Во-первых, в составе горсоветов имеется сравнительно очень высокий процент женщин работниц. 17% общего состава, т.е., можно сказать, рекордная цифра в этом отношении (не считая районных советов г. Москвы, где также в общем 17% женщин). В отдельных городах этот процент повышается. Так, например, в Богородске — 21,6%, в Коломне — 21% и в Орехове — 22%. Только в одном Воскресенске нет ни одной женщины в горсовете. Эти женщины преимущественно работницы.

Во-вторых, мы в горсоветах имеем в общем 42% беспартийных, главным образом, рабочих от станка, не загруженных другой общественной работой и могущих вполне быть привлеченными к участию в советской работе.

Вообще рабочих, непосредственно с производства, в горсоветах — 44,6%. При наличии такого состава, можно определенно сказать, что в наших горсоветах можно развить работу и секций, и специальных комиссий, и пленума так, чтобы значительные группы рабочих и работниц были втянуты в советскую работу. Нужно только, чтобы у руководителей уездным советским аппаратом было искреннее желание и настойчивые усилия эту серьезную организационую работу неуклонно проводить.

Доказательство этому положению мы можем найти в работе Московского Совета.

Здесь состав гораздо менее благоприятен.

Так, женщин всего 6,8% (в 1923 г. — 6,7%), беспартийных только 12,2% (в 1923 г. — 9,3%).

При той перегруженности партийной, профессиональной и вообще всякой иной общественной работой, которая выпадает на долю коммуниста в Москве, вовлечь его в активную советскую работу очень трудно. Правда, в составе Московского Совета процент рабочих — 55,8 (в прошлом году 64,3), но здесь мы, конечно, имеем и бывших рабочих, а сейчас советских работников.

И все же работа Московского городского Совета и его секций в этом году в общем и целом идет весьма оживленно, и очень значительный процент членов Совета втянут в практическую советскую работу. Это показывает, что при желании это дело поставить при правильном организационном к нему подходе мы вполне можем втянуть в практическую работу советов нетронутые еще пласты рабочего класса.

Эту задачу нужно твердо поставить в порядок дня нашей работы, и этим мы выполним один из основных заветов тов. Ленина, который считал необходимым, чтобы члены советов «сами работали, сами исполняли cвои законы, сами проверяли то, что получается в жизни, сами отвечали непосредственно перед своими избирателями»2).

Н. Левертов.


1) В тексте статьи эта фраза выглядит так:

"Женщин и в волисполкомах чрезвычайно мало. Их в 1914 г. ..."

(Примечание составителя)

2) Н. Ленин. Государство и революция.


Hosted by uCoz