В № 3—4 журнала «Власть Советов», в статье «Строительство советской волости» детально разбирается этот вопрос, признанный самым актуальным среди других. В основу своих суждений автор полагает необходимость втягивания крестьян в непосредственную работу строительства советской волости — как хозяйственную, так и административную. Другими словами, — приблизить крестьянство к Советской власти. Дальнейшие рассуждения по этому поводу расходятся с установленным лозунгом. Проектируя укрупнение волостей, автор не учел того, что при всяком отдалении центра от периферии радиус будет удлиняться, а следовательно, и связь окраинного населения с этим центром будет еще более ослаблена. Беря в основу этот же лозунг, хотелось бы взглянуть на этот вопрос несколько иначе. Необходимость заставляет обратить особое внимание на самый низовой аппарат, на сельсовет, т. к. только здесь вся крестьянская масса может непосредственно принимать деятельное участие в управлении.
На практике произведенное укрупнение волостей дало отрицательные результаты в смысле проведения распоряжений власти, т. к. некоторые укрупненные волости имеют до 60 сельсоветов с радиусом до волостного центра в 40 верст. Такое положение вызвало массу задержек при проведении тех или иных распоряжений, по сбору всяких сведений. Другими словами, вик не в состоянии при существующих условиях справиться с своими задачами. Это, с одной стороны, а с другой, — и именно с крестьянской — выходит, что вик находится за несколько десятков верст, и только крайняя нужда заставляет ехать туда крестьянина, т. к. даже для середняка эти поездки дорого стоят, отнимая рабочее время, а о бедняке безлошадном и говорить не приходится. Эта отрицательная сторона действительной жизни не учтена при проведении укрупнения волостей, и население волости не только не приблизилось, а даже отдалилось от волости, в глуши сплошь и рядом не знают, что делается даже в вике.
Казалось бы, для проведения в жизнь указанного стремления более целесообразным было бы: 1) укрупнить сельсовет, увеличить технический персонал на 1—2 человека, дать сельсовету права вика, этот последний, как ненужное средостение1), упразднить совершенно; 2) затем, 5—6 теперь существующих волостей об'единить в один район с районным И. К. во главе. Этот последний должен быть сконструирован по образцу уика, но только в меньших размерах. Все рики подчиняются или окрику или гику, права и обязанности которых уже точно определены. Такая мера была бы действительна и фактически приблизила бы крестьянскую массу к управлению страной.
Если обернемся назад, то увидим, что волость свое начало получила чуть ли не с образования русского государства, и в данное время, когда все старые устои рухнули под напором революционного пролетариата, когда власть находится в руках населения, существующая волость является не больше как пережитком в нашем строительстве. Отрекаясь от старого, негодного, надо строить новый мир по-новому, не останавливаясь перед упразднением отживших учреждений.
Вопрос этот безусловно требует детальной разработки, как вновь выдвигаемый. Материальная сторона не помешает проведению его, т. к. расходы если и увеличатся, то на очень незначительную сумму, чем следует пренебречь, учитывая значительность тех достижений, которые получатся.
Г. Бугуруслан. Пыхтеев.
1) Так в тексте. Примечание составителя.