С 20 по 22 сентября заседал VI-й пленум губисполкома. Вопросы, стоявшие на пленуме, главным образом, экономического характера. В период между V и VI пленумами, президиум губисполкома главное внимание уделил подготовке к новому хозяйственному году.
Пленум отметил, что подготовительная работа по сельскохозяйственному налогу проведена вполне своевременно, и постановил, чтобы внесение налога было начато немедленно, со дня вручения окладных листов, и к 1-му октября чтобы уже имелись реальные поступления. Особое внимание должно быть обращено на правильное и полное использование льгот маломощными крестьянскими хозяйствами и семьями красноармейцев. Предоставление льгот должно производиться исключительно через комитеты взаимопомощи. До начала кампании по сельхозналогу вся задолженность крестьянам разных хозяйственных учреждений и промышленных предприятий должна быть ликвидирована.
На ряду с утверждением плана проведения сельхозналога, пленум губисполкома уделил много внимания предстоящей кампании по хлебозаготовкам. Губвнуторгу дана директива принять решительные меры к охвату хлебозаготовителями низовой кооперации, в особенности в отдаленных от железнодорожной линии районах, путем своевременного финансирования. Номенклатура накладных расходов должна быть пересмотрена в сторону решительного сокращения. Губвнуторг должен установить строгий контроль над тем, чтобы средства, предоставленные кооперации на хлебозаготовки, употреблялись ими по прямому назначению, а не на другие нужды.
Вопросам финансовым и бюджетным со стороны президиума губисполкома все время уделялось особо внимательное отношение. Линия президиума губисполкома по отношению к бюджетной дисциплине была жесткая, и все источники дохода были выявлены. Благодаря этому, бюджет 1923—24 года удалось свести сравнительно благополучно. Бюджет на 1924—25 год был составлен с дефицитом в 1.300.000 руб. Пленум губисполкома признал возможным утвердить бюджет с дефицитом только в 1.127.000 руб. Дана директива — городской бюджет г. Гомеля свести бездефицитно. Остатки материальных и денежных фондов по учреждениям на 1-е октября с. г. должны быть включены в доходную часть бюджета.
Первый разряд для рабочих и служащих, финансируемых по местному бюджету, пленум установил в размере 5 р. 85 коп. Особое внимание пленум уделил сельскому учительству, зарплата коего вместе с субвенцией должна достигать до 30 руб.; для учителей районных школ установлена надбавка в 25%.
В виду дефицитности местного бюджета, пленум постановил сеть сельских школ не расширять, а ограничиться только включением в местный бюджет сети договорных школ. Несмотря на дефицитность бюджета, работу по ликвидации неграмотности пленум губисполкома решил всячески поощрять и оказывать всевозможное содействие и поддержку обществу «Долой неграмотность».
Учитывая серьезность задач, стоящих перед крестьянскими комитетами общественной взаимопомощи, пленум губисполкома счел необходимым выделить специального товарища для работы в волостных комитетах взаимопомощи, освободив его от других обязанностей и содержание его включив в местный бюджет.
По дорожному строительству пленум отметил, что несмотря на некоторое оживление в этой области, дорожное хозяйство в губернии все еще продолжает оставаться в тяжелом состоянии. Для восстановления дорог должна быть широко использована инициатива и помощь местного населения. При распределении обязанностей между членами волисполкомов, на одного из них должна быть возложена работа по наблюдению над содержанием в исправности дорог волостного значения.
На пленуме был заслушан доклад Речицкого уисполкома. Предварительно было произведено обследование уездов. Кроме доклада уисполкома, были заслушаны также доклады Хойникского волисполкома и Валаховского сельсовета Речицкого уезда.
Заслушивание докладов волисполкомов и сельсоветов на пленуме до сих пор не практиковалось. Волисполком и сельсовет выше уездного центра никогда непосредственно не отчитывались. На дальнейшее время вводится, как система: доклад уисполкома заслушивать на пленуме губисполкома одновременно с докладами одного волисполкома и одного сельсовета данного уезда. Благодаря этому низовые ячейки Соввласти будут теснее связаны с губернским центром, а губисполком, в свою очередь, получит более ясное представление о работе мест.
Пленум отметил, что аппараты волисполкомов в Речицком уезде в общем являются окрепшими, их работа протекает планомерно; сельсоветы нуждаются в укреплении. Связь уисполкома с волисполкомами налажена. Одним из недочетов в работе Речицкого уик является недостаточное руководство промышленностью уезда. О работе Хойникского волисполкома пленум отметил, что руководство сельсоветами осуществляется твердое и достаточное. В жизни и деятельности совхозов волисполком принимает достаточно активное участие, хотя еще не наладил вполне связь и согласованность с лесничеством.
Пленум отметил, что работа Валаховского сельсовета протекает нормально, чувствуется знание своих обязанностей.
Пленум утвердил план перевыборов советов. Утверждена губернская избирательная комиссия и дана директива о сконструировании уездных и волостных избирательных комиссий. Придавая особое значение выборной кампании в деревне, пленум постановил, что председателем волостной комиссии должен быть обязательно уполномоченный уисполкома. Отчетная кампания должна быть начата 1 октября. Кампания должна проводиться самым широким образом, начиная от губисполкома и кончая сельсоветом. В отчетной кампании избирателям должно быть доложено о выполнении наказа и о причинах невыполнения. Отчет губисполкома должен быть также проведен в наиболее крупных сельских пунктах. Начало выборов сельсоветов постановлено приурочить к годовщине Октябрьской революции, к 7-му ноября.
В тех населенных пунктах, где среди населения имеются национальные меньшинства, пленум постановил отчетную кампанию проводить на языке национальных меньшинств и добиться представительства от них в советы и исполкомы.
Для более широкого участия населения в работе сельсоветов пленум счел необходимым расширить норму представительства в сельсоветы: в населенных пунктах с количеством населения от 600 до 1.000 человек — избирается 1 кандидат на 100 избирателей, и только в пунктах с количеством населения больше 1.000 человек сохраняется прежняя норма — 1 депутат на 200 чел. избирателей.
Пленум нашел, что норма выборов на волс'езды — 1 делегат на 2.000 человек населения — в условиях Гомельской губернии является неприемлемой, так как волс'езды будут крайне малочисленны и не активны. Поэтому пленум постановил: на волс'езды должен посылаться один делегат от 2 членов сельсовета в населенных пунктах свыше 1,000 человек, а в пунктах до 1.000 человек—1 делегат от 4 членов сельсовета.
Пленум дал директиву принять меры для привлечения к участию в выборах наиболее широких слоев населения, — выборы при участии менее 50% общего количества избирателей не должны считаться действительными.
Пленум постановил: метод сессионных заседаний перенести также на волисполкомы, для чего расширить состав каждого из них от 9 до 15 членов. Для постоянной работы в волисполкоме выделить президиум в 4—5 человек, число платных работников волисполкомов остается прежним.
Таковы основные моменты в работе пленума Гомельского губисполкома.
В. Валицкий.
Г. Гомель.