"Власть Советов", №7, октябрь 1924 год, стр. 171-175

Северо-Двинская губ.

Районирование губернии и организация аппарата.

Руководство деятельностью подведомственных ему органов Северо-Двинский гик осуществляет посредством выработки квартальных планов, охватывающих все стороны советского строительства. При недостатке средств — главном тормозе во всех областях деятельности — данный метод работы является из возможных наиболее рациональным, так как громадные расстояния, отделяющие губ. центр от периферии, не дают возможности развить регулярную живую связь, своевременную информацию и отчетность низовых органов.

Особенно напряженная работа в области планирования и регулирования проделана аппаратом гика за период апрель—июнь, когда, кроме очередных заданий, намеченных по плану, было начато и почти полностью закончено районирование губернии.

Северо-Двинская губерния, как самостоятельная единица, существует с 1917/VI—18 года, выделившись из Северо-Восточной части Вологодской губернии в составе Усть-Сысольского, Яренского, Сольвычегодского, В.-Устюгского и Никольского уездов. Но в этом составе она существовала недолго. В 1921 году, по постановлению ВЦИК от 28/VIII, из Северо-Двинской губернии выделилась Автономная область народа Коми, куда отошла значительная часть Яренского уезда и полностью Усть-Сысольский уезд. Перед районированием Сев.-Двин. губ. состояла из 3 уездов, площадью в 90.172 кв. версты: В.-Устюгский — 20.000 кв. верст, Никольский — 32.000 кв. верст, Сольвычегодский — 38.000 кв. верст (цифры округлены) в составе 97 волостей и 165 сельсоветов.

Проект районирования после большой проработки был утвержден IX губернским с'ездом и представлен в центр 7/XII—23 года на утверждение. По этому проекту губерния с населением в 637.211 чел. делится на 210 сельсоветов и 18 районов, с населением на район от 15 до 78 тыс. человек и по площади от 1500 кв. верст до 14.600 кв. верст, при чем эти цифры колеблются в зависимости от густоты населения и топографических условий.

Дело районирования губернии по своей первоочередности было поставлено во главу угла всей работы гик. С получением постановления ВЦИК от 10/IV с. г. об утверждении проекта административного районирования был разработан календарный план районных с'ездов советов по каждому уезду, и утверждена сеть сельсоветов по каждому району, долженствующая лечь в основу при упразднении вик, а также разработана и утверждена структура и штаты райисполкомов и сельсоветов и тарифы для работников в соответствии с территорией, количеством обслуживаемого населения и об'ема работы, — с разбивкой их на 3 группы.

По положению, при рик отделов не создается, а организуется общая канцелярия с подразделением на соответствующие делопроизводства: административное, военное, земельное и лесное, местного хозяйства, культурно-гуманитарное и финансово-налоговая часть из 3 столов — сметного, налогового и фин. кассы. По распределению функций между работниками, на председателя возлагается руководство административными и военными делами, на заместителя — хозяйственными, на одного члена рик — финансовыми и на другого культурно-гуманитарными; секретарь ведает хозяйством рик и канцелярией.

Штаты для рик первой группы определены в 16—17 человек с 5-ю выборными в том числе, для II группы — 15 человек с 3 выборным и для III-й — 13 человек при 3 выборных. По оплате труда работники также делятся на 3 группы, при чем председатели рик тарифицируются по 11-12 разряду — от 48 руб. до 60 руб., члены по 10-11 разряду — от 40 до 48 рублей, секретари и бухгалтера — по спец. ставке от 25 до 35 руб. и другие технические работники — по 3-9 разряду от 6 до 14 руб. в мес.

При реорганизации существующих сельсоветов, прежде всего учитывались территория, плотность населения, пути сообщения, общность экономических условий и т.п. По количеству населения и размерам территории сельсоветы разделены на 3 группы, при чем из 210 сельсоветов с населением до 2.000 насчитывается — 45, до 5 тысяч — 144 и более 5.000 — 21 сельсовет. Штаты для первых установлены в 3 человека, председатель, секретарь и сторож-курьер, для вторых — 4 человека с добавлением переписчика и для сельсоветов с населением более 5.000 жит. — 5 человек с добавлением письмоводителя. Ставка для председателей соответственно разряду — 14—16—20 рублей, для секретаря — 13 р. 50 к.—15 р.—18р., для письмоводителя по 6 разряду — 10 руб., для переписчика по 4-5 разр. и для сторожа по 2-му разряду. В итоге на содержание персонала сельсовета I группы — 32 р. 30 коп., II группы — 43 р. и III — 61 р. 60 коп. в месяц.

На ряду с этим, в целях стягивания к новым административным центрам всех частей низового аппарата, увязки и координации работы их с рик, были пересмотрены сеть структуры и штаты всех ведомственных учреждений, имеющих районное или участковое расположение. В каждом районе созданы район. управления милиции со штатом от 6 до 8 чел.: начальник, его заместитель или старший милиционер, один зам. нач. уголовн. части, один—два агента уг. розыска, два делопроизводителя — по милиции и загсу и курьер-сторож, он же уборщик лошадей. Кроме того, в каждом районе существует институт старших и младших милиционеров, подчиненных непосредственно нач. раймилиции, по расчету один милиционер на 5.000 жителей в сельместностях, на 500 в городах и на 3.000 в Опаринском районе.

По губстраху в каждом районе учреждается агентство со штатом в 2—3 человека: агент и конторщик, с добавлением для крупных районов — помощника агента. По сельскому хозяйству в каждом районе создан институт районных агрономов, при которых организуются с.-х. советы из представителей общественных организаций, землеустроителя, ветврача или фельдшера и райземкомиссии. По лесохозяйству учреждены райлесничества и семь инспекторских районов. Вместо упраздненных дорожных частей комхозов уик организовано семь дорожно технических участков, со штатом по одному технику и по одному смотрителю по числу районов, входящих в состав участка.

Для руководства делом просвещения установлено пять инспекторских участков и 3 участка инструкторов политпросвета, включенных в штаты гоно. Каждый участок обслуживает несколько районов, с местонахождением в одном из райцентров. По здравоохранению к районам прикрепляются врачи, согласовывающие свою работу с рик. В судебной области установлено 36 участков нар. судов и 12 уч. нар. следователей.

По губ. отделу труда организовано 3 вместо 5 существовавших страхкасс и 4 пункта соцстраха в густо населенных местах. Организовано 83 сельских и 18 районных кресткомов, председатели их являются уполномоченными губ. собес; в военном отношении губерния разделена на 3 военкомата.

Изменение административных центров повлекло за собой изменение и в направлении почтовых трактов, поэтому была пересмотрена сеть почтово-телеграфных учреждений и намечен план по переустройству их и установлению телеграфной связи с центрами районов.

Аналогичные мероприятия проведены по реорганизации партийных, профессиональных и кооперативных учреждений.

Практическое проведение районирования было возложено на уик, которыми на места командированы работники для ликвидации вик, проведения райс'ездов советов и создания рик. При чем, в виду приближения очередных перевыборов, а также в целях экономии средств и ускорения самого процесса районирования, президиум гик признал возможным ограничиться созывом председателей сельсоветов, членов и кандидатов и вик, об'единяемых в данном районе.

Работа прошла удовлетворительно; выборный состав рик, усиленный работниками уездного масштаба, обеспечен партсилами на 70%; сельсоветы, усиленные за счет работников ликвидированных вик, имеют в своем составе 10% коммунистов. Райисполкомы обнаружили большую жизнеспособность и самодеятельность, впитав в себя лучших уездных и волостных работников, с достаточным опытом и уменьем укрепить живую связь с рабочими и крестьянами.

С образованием районов вместо уездов, среднее расстояние от сельсовета до административно-хозяйственного центра сократилось в 6 раз, а при ликвидации волости увеличилось от 1½ до 4 раз. Административный аппарат сократился на 186 человек или на 14% общего числа служащих на 1 октября 1923 года. В прошлом аппарат состоял из 165 сельсоветов с 330 работниками, 97 вик при одном гор. исполкоме с 689 работниками и из 3 уик с 255 работниками, — всего из 1336 работников; теперь аппарат имеет 268 человек в 18 рик, 67 человек фин.-налоговых частях при них и 815 человек в 210 с/с — всего 1150 человек.

По докладу зам. пред. гик, командированному на места для ознакомления с ходом районирования, а также для инструктирования вновь организованных рик, объехавшего 4 района, расположенных в бассейне реки Сев. Двины, и по постановлениям райс'ездов видно, что население к проведенной реформе относится вполне доброжелательно.

Из других организационных мероприятий следует отметить организацию губ. отдела внутренней торговли, ликвидацию Сев.-Двин. лесконторы, начатую еще в декабре 1923 года. С января с. г. издано 43 обязательных постановления, наибольшее количество коих касается регулирования торговли, налоговых и др. вопросов.

Бюджет и налоги.

Весь валовой доход крестьянского хозяйства губернии, согласно данным бюджетного обследования экономики сельского хозяйства, приблизительно определяется в 17.353.108 рублей, или 27 рублей на каждого едока в год. Промышленность развита слабо, а потому бюджет губернии довольно беден. Доходная часть бюджета на 1923—24 год была утверждена НКФ в сумме 1.615.277 р., расходная — 1.880.547 руб., таким образом, бюджет сведен с дефицитом в 265.270 р. Исполнение бюджетного плана проводится строго в рамках предусмотренных смет.

Местный бюджет на 1924—25 год строится на основе исполнения бюджета за первую половину 1923—24 года, при чем, исключив из сумм доходов текущего года отчисления от ед. с.-х. налога дотации центра, волсбор и проч., что составляло 779.171 руб. или 40% всего бюджета, ориентировочная цифра доходной части бюджета 1924—25 года выразится в 994.361 руб. Расходная часть бюджета на 1924—25 год исчисляется в 2.568.642 р; таким образом, получится дефицит в 1.574.281 руб., покрытие которого предполагается за счет увеличения лесодоходов до 200.000 р., промналога — 150.000 руб., промышленности — 100.000 руб., надбавки к един. с.-х. налогу — 700.000 р. и субвенции — 175.000 р. В итоге, доход выразится в 2.319.361 руб. и дефицит сведется к 249.281 или 10% к общему бюджету, который рассчитывается изжить в процессе исполнения бюджета. Выполнение государственных налоговых заданий выражается: за март в сумме — 83.375 руб. или 109% задания, за апрель — 58.757 руб. или 97,9%, за май и июнь выполнено 149.968 руб. или 104% задания.

Промышленность и сельское хозяйство.

Острота вопроса о финансировании промышленности начинает изживаться с открытием отделением Госбанка кредита Красавинской ф-ке в сумме — 150.000 руб., Лальской — 20.000 руб. и типографии — 5.000 руб. Перебоев в производстве не наблюдается. Оборот местной промышленности за апрель—июнь по продаже выражается в 124.640 руб., по покупке в 55.166 руб. Красавинская ф-ка за то же время продала своих товаров на 1.213.398 руб., — в том числе Всерос. Текст. Синдикату, членом которого она состоит, на 961.613 руб. На Лальской писчебумажной ф-ке произошел пожар, от которого сильно пострадало оборудование. Убытки исчисляются в 150.000 руб. Восстановление ф-ки проводится под углом усовершенствования техники производства, путем электрификации фабрики и предполагается закончить в ноябре текущего года.

Наблюдается под'ем в области кустарной промышленности. Наиболее развитыми отраслями являются смолокурение, дегтекурение и лесозаготовки, об'единяемые губ. органами: лесопромышленная артель в губ. союзе Коопералес и смолокуры — в Смолсоюзе, пока об'единяющем только производителей Тотемского района.

Кооперация губернии нуждается в кредите, особенно низовая, предоставление которого безусловно ускорило бы начавшийся процесс вытеснения частных торговцев, число коих с начала денежной реформы сократилось более чем в 2 раза. Торговый оборот кооперации увеличивается с каждым месяцем.

Ликвидация неграмотности.

Общее количество неграмотных в губернии 90.000 человек. По принятому плану, работу эту решено закончить к 10-й годовщине Октябрьской революции. На это дело потребуется в течение 4 лет ассигновать 300.000 руб., в 1923—24 году было отпущено 6.000 руб. Через 70 лик. пунктов пропущено 2.000 человек: допризывников, членов профсоюзов и пр., в школах взрослых обучается 471 человек. По плану предположено в 1924 году обучить ¹/10 или 9.041 человек, в 1925 г. — ¼ или 22.606 человек, в 1926 г. — половину или 45.207 человек и к 7/ХI 1927 г. — остальных 13.562 чел.

Произведен пересмотр педагогического персонала в количестве1.174 лиц, из них оказалось пригодных — 427, условно пригодных — 615, непригодных — 132.

За последнее время ведется интенсивная работа по подготовке к предстоящему хозяйственному году во всех областях, при чем наибольшее внимание уделяется укреплению низового советского аппарата, инструктированию его, подбору работников и т. д.

И. Смирнов.


Hosted by uCoz