Наиболее ярким моментом в жизни гика за отчетный период был созыв IV Губернского С'езда Советов, где на повестке дня были поставлены важнейшие вопросы местной жизни, отчетный доклад гика, о проведении единого сельхозналога, о финансовой политике, о местном бюджете, о районировании и др. Этот С'езд отличался тем, что очень обстоятельно проработал поставленные на разрешение вопросы, а также тем, что центром внимания был низовой советский аппарат.
В процессе работы гик наиболее важные, основные вопросы разрешал на пленарном заседании с широким участием представителей мест. Все разрешаемые вопросы предварительно прорабатывались в плановой комиссии. Упразднение губэкосо повлекло за собой увеличение работы губплана.
В области организационной работа заключалась прежде всего в упрощении советского аппарата и фактическом сокращении его, в усилении и укреплении связи с местами, в переходе на строго плановую работу и в подготовительных мероприятиях по районированию.
Реорганизация уездного аппарата дала сокращение на 15%, реконструкция губотдела управления — 36,7% (114 штатных единиц вместо 180); слияние ГСНХ и губкоммунотдела прошло совершенно безболезненно.
Перевыборы советов не внесли значительных изменений по сравнению с прошлым годом. Наблюдается повышение % женщин, вместо 0,2% — 2,4%, понижение % членов РКП с 64,5% до 60,6%, повышение % рабочих с 9% до 12,1%, повышение % бедняков с 79,2 до 80,8%; заметно улучшился зато состав выборных органов по своему культурному уровню: в прошлом году было неграмотных — 25,1%, с домашним образованием — 58,3%, со школьным — 16,6%; в нынешнем году: неграмотных только 0,2%, (человек), с домашним образованием — 39,2%, со школьным — 59,8%.
Улучшение качественного состава об'ясняется еще посылкой работников в деревню из губернии и уездов.
Ранее инструкторский аппарат работал случайно, без определенного подхода, с конца же 1923 г. подобран штат более квалифицированных сотрудников, разработан конкретный план работы, а также улучшены и методы ее.
В порядке письменной связи установлены порядок и схемы отчетности уиков перед губисполкомом, обмен информационными материалами, посылка циркулярных указаний и инструктивных указаний. В отношении живой связи проведено:
1) 14 выездов ответственных работников, из них 7 членов губисполкома, 2) 6 выездов губинструкторов, прикрепленных к определенным районам, 3) два выезда инструкторской группы в составе представителей от гика, гфо, гмх, 4) два вызова представителей уисполкомов для личного доклада.
Указания, данные гиком, охватили и постановку инструктажа в виках, и, таким образом, удалось достигнуть перехода на плановую работу всех уисполкомов.
Следует остановиться на методах работы инструкторских комиссий и причинах, создавших необходимость таковых.
Инструктора, посылавшиеся прежде губотделом управления, производя обследования, давали указания лишь в области работы уотделов управления, не будучи в состоянии охватить всю работу уика.
С реорганизацией отдела управления увеличивается и об'ем работ инструкторов, посылаемых уже президиумом гика, получающих задания не только по линии управления делами, а и других отделов гика. Последние поездки инструкторов гика показали, что одному инструктору очень трудно охватить работу всех отделов уика, и в целях улучшения методов инструктажа решено было создавать инструкторские комиссии.
Эти комиссии работали на местах от 10 до 30 дней; после окончания ревизии, т.-е. после составления актов, созывались на месте технические совещания, на которых выяснялись все недостатки и давались технические указания. После этого ставились доклады на президиуме исполкома и выносились решения. Между прочим, все обследованные исполкомы считают посылку инструкторских групп для налаживания работы на местах вполне целесообразной и даже необходимой.
Главными типичными недостатками во всех обследованных уисполкомах являются: 1) слабое руководство работой низового аппарата, 2) отсутствие правильной отчетности, 3) отсутствие учета в хозяйственной работе, 4) безкредитное расходование средств и несвоевременное составление финансовых планов, 5) слабая постановка делопроизводства.
На ряду с улучшением методов инструктирования улучшалась и постановка использования материалов обследования: ранее они не шли далее президиума уика, и дело ограничивалось его решениями. С углублением же инструктирования результаты обследования, как правило, ставятся на заседание президиума гика.
В июне закончены подготовительные работы по районированию: составлен план районирования, по которому в губернии образуется 41 район, разработаны штаты и положения о райисполкомах и укрупненных сельсоветах, порядок ликвидации виков, инструкции от всех заинтересованных ведомств, и намечены кандидаты в председатели райисполкомов.
В связи с районированием был утвержден план реорганизации райотделений милиции, применительно к новым районам.
Группы инородческих селений предположено об'единять в особые сельсоветы с правом представительства в райисполкомах.
Принимая во внимание, с одной стороны, что с 1 октября уже должны действовать районные бюджеты, что нужно время для их составления и проработки, а, с другой, что с сентября месяца должна начаться налоговая кампания, гик решил провести организацию райисполкомов и ликвидацию виков в период времени между окончанием учета об'ектов обложения и началом налоговой кампании, т.-е. с 20 июля по 20 августа.
В целях же соблюдения общеустановленных по Республике выборных сроков решено не производить общих перевыборов низового аппарата в связи с районированием, а выборы райисполкомов провести путем созыва районных пленумов с представительством волисполкомов и сельсоветов.
Бюджетная работа отнимала наибольшее количество времени и сил у президиума гика. Тщательно прорабатывалась каждая смета, каждая цифра; установлен порядок расходования кредитов, а также отчетность учреждений, состоящих на местном бюджете.
Составленный на 1923/24 г. бюджет отличается большей реальностью, чем бюджеты за предыдущие годы, а также рядом других положительных качеств, к числу которых надо отнести: перенесение центра тяжести доходной части на налоговые доходы (2/3 бюджета), а также обеспечение более широкого культурно-экономического производственного плана губернии.
В доходной части бюджет 1923/24 года выражается: в 5.927.705 р., в расходной — 6.062.909 руб.
За первое полугодие % выполнения по доходной части — 80,6%, по расходной — 82,3%.
Состояние местных средств неодинаково в различных частях губернии: удовлетворителен бюджет губцентра, Мариинского и Нарымского уездов, неблагополучны — Кузнецкий, Щегловский и особенно Томский уезды.
Налоговые доходы за полугодие выполнены на 123%, неналоговые — 63,1%.
Выше других удовлетворялись нужды административных и судебных органов, Красной армии и коммунального хозяйства.
Значительные достижения сделаны в области зарплаты, которая обеспечена полностью и своевременно выплачена.
Общее поступление госдоходов по губернии — 2.460.371 руб., местные доходы — 2.168.475 рублей.
Рост местного бюджета свидетельствует о том, что сфера хозяйства губернии расширяется.
На IV квартал текущего года губсмета сведена: в доходной части — 697.960 руб., в расходной — 769.776 руб., дефицит — 71.816 руб.
В июне проведена частичная реорганизация аппарата гфо (упразднены подотделы в управлении, которые разделяются на отделения), и гиком вынесено постановление об усилении контрольной работы гфо.
Гиком утвержден также план проведения обязательного страхования в сельских местностях.
1923 год является первым за последние 10 лет годом, в течение которого сельское хозяйство обнаружило признаки под'ема и восстановления по всем направлениям.
Общая продукция хлебов 1923 г., вместе с картофелем, по сравнению с 1913 г., составляет 84,08%.
Общая посевная площадь восстанавливается, главным образом, путем увеличения посева периодических и второстепенных культур; площадь главных яровых хлебов абсолютно незначительно повысилась, относительно сократилась; увеличился рост прядильных культур, главным образом, льна.
В этом же году начался процесс возрастания группы вышесредних и крупных посевщиков без изменений группы малопосевных, увеличивается группа беспосевных, т.-е. начинает возвращаться к своим основным занятиям ремесленный люд.
Отличительными чертами скотоводства в 1923 году, по сравнению с 1920 г., являются: 1) увеличение числа молодняка лошадей, 2) возрастание мелких групп в стаде крупного рогатого скота, 3) возрастание числа мелкого скота, 4) сокращение числа быков-производителей, уменьшение числа дойных коров, яловость коров (5%).
В целях дальнейшего развития животноводства предполагается организация ряда районных выставок по губернии. Намечен план восстановления свиноводства.
За отчетный период гик разрешил вопросы: о проведении семенной кампании, о снабжении населения сельскохозяйственным инвентарем, о плане землеустройства, о сельскохозяйственном кредитовании.
В отношении лесного хозяйства постановлено принять меры к улучшению качественного состава аппарата (особенно низового) и урегулированы вопросы лесопользования и расширения лесо-эксплоатации.
За текущий операционный год значительно возрос об'ем местного хозяйства, и само оно укрепилось вследствие углубления и развития производительности коммунальных предприятий (электро-станции и водопровода) и развития строительства в городских поселениях.
Что касается общего состояния промышленности, то следует отметить, что выполнение производственной программы в среднем вполне удовлетворительное. Исполнительная калькуляция, за небольшим исключением, дает себестоимость продукции ниже сметной. Штаты рабочих и служащих соответствуют сметным, кроме одной обувной фабрики, где имеется небольшое превышение. Особых затруднений в реализации не эамечалось, лишь в апреле наблюдалась временная заминка в связи с денежной реформой и разменным кризисом.
Продукция одного рабочего немного ниже сметной, так что требуется повышение производительности труда. Финансовое положение предприятий улучшилось, и они в общем дают прибыль.
По сравнению с прошлым годом надо констатировать значительное увеличение производительности, удешевление себестоимости продукции, увеличение прибыли, улучшение коммерческой части, упорядочение бухгалтерской и технической отчетности.
Вопрос о регулировании торговли в губернии и борьба с частным капиталом в торговле с особенной остротой встал перед гиком с января 1924 года.
На 1 января 1924 года в губернии было 3.689 торговых предприятий, из которых 131 или 3,5% составляли госпредприятия, 536 или 14,5% — кооперативные и 3.022 или 82% — частные.
На 1 апреля число торговых предприятий уменьшилось до 2.519. При этом число госпредприятий увеличилось до 239, кооперативных осталось без изменения, а число частных предприятий уменьшилось почти вдвое — до 1.744 предприятия. Государственная и в особенности кооперативная торговля имеет тенденцию к расширению деятельности в деревне, частная же сосредоточивается в городе.
Оборот государственной торговли за 1923 год был равен 5.581.398 р. или 21,1% всего торгового оборота по губернии, оборот кооперации равнялся 9.147.916 (34,5%), а оборот частной торговли — 11.769.564 рубля или 44,4%.
Таким образом, частная торговля захватила 44,4% всего торгового оборота; для Томской губернии, где сравнительно хорошо развита кооперация, этот процент очень велик. Поэтому борьба с частной торговлей приобрела огромное значение в работе губисполкома. Мероприятия губисполкома в этой области уже дали положительные результаты — цены значительно снижены, торговля оживилась.
Обороты госторгов и кооперации стали быстро увеличиваться. Так только за три месяца 1924 года, январь, февраль, март, оборот госторговли достиг 4.595.785 руб. или 82,3% оборота всего прошлого года, а оборот кооперации достиг 4.689.260 руб. или 51,3% оборота прошлого года. Дальнейшему развитию торговли не мало способствовали мероприятия губисполкома по снижению цен на предметы широкого потребления. Так, на сукно цены были снижены на 24%, на ситец — 22%, на сахар — 28%, на оконное стекло — 25% и т. п.
Доклад о регулировании торговли был поставлен на сессии губисполкома от 29/IV—1/V, которая, найдя работу президиума в этой области удовлетворительной, признала необходимым усилить и укрепить аппарат регулирования торговли — Комвнуторг, установить точный учет емкости рынка и соотношений государственного, кооперативного и частного капиталов и просить Сибревком пересмотреть сеть государственных аппаратов, не останавливаясь в целях укрепления оптовой торговли перед ликвидацией или слиянием более слабых и параллельно работающих органов.
В отношении кооперации сессия постановила: считать необходимым упрощение аппарата кооперации и расширение сети первичных кооперативов, а также увеличение кредитования кооперации со стороны госторговли, госпромышленности и банков. Все виды потребкооперации в городах сессия признала необходимым об'единить в одну систему рабочей кооперации, а вместо губернского союзного об'единения потребкооперации губсоюза образовать три райсоюза с центрами: в Томске (Нарымско-Томский райсоюз), в Ленине — (Кузнецко-Щегловский райсоюз) и в Марьинске (Марьинский Райсоюз).
Эти резолюции в настоящее время проводятся в жизнь. Комиссия по внутренней торговле реорганизуется в Губернский Отдел внутренней торговли. Губсоюз ликвидируется с 1 июля.
Ж.