Инж. И. КОМАРОВ.
Первобытные люди не знали другого способа передвижения, как при помощи своих собственных ног; и переноска на себе разных тяжестей была для них и утомительной и до крайности медленной. Несколько позднее человек сумел приручить некоторые виды животных, и пользовался их силой или быстротой бега для различных своих нужд. Впоследствии вид округлых камней или пней, скатывающихся по склонам гор или оврагов, дал человеку мысль использовать эти природные катки для передвижения более крупных тяжестей. Каток, — что-то круглое, катящееся...; присмотревшись повнимательнее к этому новому орудию своего обихода, человек изобретает колесо, вносящее новую эру во всю его жизнь. Вооруженный колесом человек уже может передвигаться с относительно большими скоростями, и перевозить без особой затраты энергии значительные, по сравнению с прежними, тяжести. Но езда на колесных повозках осуществима только в более или менее ровной местности; и вот появляются первые примитивные дороги, которые затем начинают мостить и доводят их к нашему времени до бетонированного, гладкого как зеркало, шоссе. Человек быстро передвигается в удобном колесном экипаже, запряженном лошадьми; но этого ему кажется мало. Мысль, непрестанно выискивающая новые пути, старается подчинить себе скрытые силы природы и заменить живую тягу механической.
В 1768 году англичанин Уатт изобретает паровую машину. Человек тотчас же пробует применить новое изобретение для увеличения скорости своего передвижения. Но паровая машина громоздка, колеса ее зарываются в почву; и вот возникает идея рельсового пути. В 1814 году Стефенсон изобретает первый паровоз, катящийся по рельсам; этот прототип наших современных стальных жел. дор. гигантов тащил 8 вагонеток с углем со скоростью около 6-ти километров в час. Сравнение этого дедушки ж.-д. дела с новейшим локомотивом «Pacific» (см. рис. I), делающим в нормальной нагрузке более 100 километров в час, показывает наглядно, чего достигла в этой отрасли человеческая настойчивость за протекшие 110 лет.
Но стремление человека к самодвигающемуся экипажу, передвигающемуся без помощи рельсов, не удовлетворилось успехами Стефенсона и его последователей. В конце XIX столетия появляется несколько типов механической повозки, приводимой в движение паром. Так, на рис. II мы видим один из первых французских «паровых автомобилей», дававший в 1881 году скорость до 15 километров в час. Но люди увидели многие недостатки недавно еще восхищавшего их парового двигателя; начались новые искания, новые опыты; и в 1875—1880-х годах появляется на свет моторный двигатель, который при своей компактности и легкости развивает значительную полезную силу.
Эти первые моторы имели довольно примитивный вид и давали мощность около десятка лошадиных сил (см. черт. III). Сравнивая такой двигатель с современным авиационным мотором «Fiat» (см. рис. IV), развивающим мощность в 400 лош. сил, трудно даже сказать, что они принадлежат к одному семейству.
С осуществлением моторного двигателя вновь всплывает вопрос о создании самодвигающегося экипажа; в 1890 году, в департаменте Соммы (Франция) уже разъезжает первый автомобиль «Panhard et Levessor», передвигающийся при помощи керосинового мотора со скоростью 20-ти километров в час. Как далеко этому «чуду XIX столетия» до современной машины системы «Fiat» развившей в 1924 г. рекордную скорость в 234,5 километров в час!..
Нельзя не отметить, что идея велосипеда осуществилась гораздо ранее, чем увидел свет первый автомобиль; так, в 1839 г.наши предки уже катались со скоростью 10—12 километров в час на велосипеде, мало напоминающем всем известного «стального коня»... (см. рис. V). Современный гоночный велосипед позволяет развить скорость до 112 километров в час (рекорд Brunier в октябре 1924 года); а на мотоциклете (см. рис. VI) эта скорость возрастает до внушительной цифры 204,5 километра в час (рекорд американца Ludlow в конце 1924 года).
Воздухоплавание издавна занимало умы наших предков; так, в 1852 году француз Henri Giffard построил первый управляемый дирижабль (см. рис. VII) с пропеллером, приводимым во вращательное движение небольшой паровой машиной; этот прототип современных воздушных гигантов развивал скорость в 10,8 километров в час. Моторные двигатели были впервые применены в воздухоплавании капитанами Krebs и Renald в 1884 году; построенный ими дирижабль, названный «type Astra», был снабжен мотором в 8,5 лошадиных сил, дававшим воздушному кораблю скорость около 10-ти километров в час. Из современных дирижаблей можно отметить переданный Германией Америке Цепеллин Z—R—3 (Лос-Анжелес) перелетевший в конце 1924 г. из Фридрихсгафена в С.-А. Соед. Шт. (около 8.000 килом.) в 80 час., т. е. со скоростью около 100 килом. в час.
Опыты полетов на аппаратах тяжелее воздуха начались сравнительно не так давно; в 1906 году бразилец Сантос-Дюмен сконструировал летательную машину (см. рис. VIII), на которой продержался в воздухе 21,2 секунды, пролетев расстояние в 220 метров. Эти на первый взгляд жалкие результаты не смутили сторонников авиации. Опыты возобновились; во всех частях света конструктора работали не покладая рук над усовершенствованием самолетов и их двигателей. И мы видим, что за истекшие 2 десятилетия авиация сделала громадный скачек вперед; рекорды скорости, высоты и продолжительности полета все растут; к концу 1924 года французский летчик Bonnet ставит на моноплане с мотором Hispano-Svize в 450 лош. сил рекорд скорости в 449 километров в час. Сантос Дюмон мог бы гордиться — его последователи не теряли времени даром...
Наши предки передвигались по воде при помощи весел; затем на смену им пришли паруса, на долгое время занявшие почетное положение в мореходстве всего мира. В 1783 году француз Joffsoy d'Abbans проектирует первое паровое судно, давшее при опытах с ним на реке Роне скорость до 10 километров час.
Опыты эти не встретили сочувствия влиятельных кругов и были брошены; и только в 1803 г. американец Фультон снова берется за идею парохода, и производит опыты с паровой лодкой в окрестностях Парижа. Но паровые суда были впервые использованы только в Америке, где Фультоновский пароход поддерживал сообщение по реке Гудзону. В 1819 году первый пароход пересек океан, а техника парового судостроения быстрыми шагами пошла вперед. Из современных океанских судов можно указать на американского трансатлантического гиганта «Левиафан», развивающего скорость до 45,5 километров в час. В погоне за скоростью человек не остановился на этой, казалось бы, вполне достаточной цифре; за последнее время стали строить новые суда-гиганты, снабженные пропеллером аэропланного типа; эти суда, имеющие скользящую и крайне малую поверхность соприкосновения с водой, развивают скорости, о которых обыкновенные пароходы не могли бы и мечтать. Так, новейший гидро-глиссер Фарман, в конце ноября 1924 года, развил на реке Сене скорость в 140,5 километров в час, побив все рекорды скорости передвижения на воде.
Этот краткий очерк, конечно, не может дать исчерпывающего представления о достижениях человечества в его погоне за скоростью. Здесь приведены только некоторые наиболее разительные цифры приблизительно за последние 100 лет. Но с быстрым развитием современной техники эти цифры, конечно, недолго останутся постоянными. До каких же пределов доведет нас непрестанное стремление к увеличению быстроты — предсказать нельзя; это покажет лишь будущее.