Минувшая война, вследствие применения подводных лодок, повлекла за собою гибель громадного количества кораблей, с колоссальной ценности грузом. Желание спасти хотя часть затонувших сокровищ поставило на очередь вопрос о том, в каком состоянии находятся затонувшие корабли, т. е. оседают ли они на морском дне, или же, быть может, на больших по крайней мере глубинах, не достигают дна и носятся, под влиянием давления воды, не касаясь дна? — Наука дает на это следующий ответ.
Для того, чтобы тело не тонуло в воде, а плавало по ее поверхности, необходимо, чтобы его удельный вес был меньше веса воды. Допустим, что мы имеем дело с железом (корабли и состоят главным образом из этого металла). Железо в 8 раз тежелее воды. Следовательно, для того, чтобы оно могло плавать на воде, нужно, чтобы последняя обладала плотностью, в 8 раз большею, чем обыкновенно. Плотность воды на больших глубинах возрастает: на каждые 10 метров глубины давление увеличивается на 1 килограмм на 1 кв. см. На глубине в 100 метров тело на каждый кв. сантиметр своей поверхности должно выдерживать давление в 10 килограммов. Наибольшая глубина океана {к востоку от Японских островов) — около 10.000 метров. Следовательно, на этой глубине давление воды должно достигать 1.000 кгр. на кв. сантиметр. Как должно отразиться такое давление на плотности воды? На глубине 10.000 метров она должна уплотниться и потерять 1/22 часть своего объема. А для того, чтобы железо могло плавать в воде, требуется, чтобы вода была плотнее (т. е. имела меньший объем) в 8 раз.
Таким образом, затонувший корабль непременно должен опуститься на дно, подвергаясь здесь, конечно, колоссальному давлению воды.
Против этого положения можно сделать одно возражение: затонувший корабль содержит полые пространства, заполненные воздухом, вроде котлов и др. помещений. Это должно значительно уменьшать удельный вес корабля, так что приведенный расчет может в данном случае оказаться неприменимым. Но на глубине в 10.000 метров давление воды должно быть таково, что напр. паровой котел средних размеров должен лопнуть как мыльный пузырь, как бы ни были толсты его стенки.
Поэтому, корабли, затонувшие на больших глубинах, должны непременно лежать на дне в виде бесформенных масс.