Ответ подп. С. Зеленцову. Редко какая-нибудь задача так долго без осязательного результата занимала умы изобретателей, как до сих пор еще не решенный вопрос об использовании энергии сильно сжатых газов непосредственно во вращающихся колесах турбин. Что же привлекает изобретателей к этой задаче? С одной стороны — надежда значительно повысить коэффициент полезного действия наших нынешних двигателей; с другой стороны — возможность сосредоточивать огромные мощности в одной машине.
Принцип работы газовой турбины чрезвычайно прост: в камеру равномерно вводят горючий газ или какое-либо другое горючее, вводят туда же в надлежащем количестве сжатый воздух, затем зажигают смесь и направляют выходящие из камеры горячие газы через сопла особой формы на лопатки турбинного колеса, заставляя газы отдавать этим лопаткам свою энергию.
Подобный процесс можно представить себе длящимся непрерывно. Но тут сразу же выступает главный недостаток такого двигателя, а именно высокая температура газов. Так как наши современные машино-строительные материалы не выдерживают без коробления температур выше 400° Ц, то выходящие из огневой камеры газы приходится охлаждать, прежде чем они поступят в турбинное колесо. При этом теряется самая ценная часть работоспособной тепловой энергии, и удается использовать лишь около 25%, как это уже в 1908—09 гг. показали Арманго и Лемаль, охлаждавшие газы впрыскиванием воды приблизительно до 500° Ц.
Но и эти 25% газовой энергии, в действительности, не получаются в газовой турбине, так как другая значительная часть энергии теряется чисто механическим путем при преобразовании работы в турбинных лопатках, а еще одна часть затрачивается на сжатие горючей смеси, так что остается всего около 5% газовой энергии в качестве полезной работы.
Первый значительный шаг вперед в этом вопросе сделал около 20 лет назад Гольцварт. Вместо прежнего сжигания при постоянном давлении, он ввел взрывное сжигание, а вместо непосредственного охлаждения газов впрыскиванием воды — непосредственное охлаждение лопаток. Употребленный для охлаждения лопаток воздух он сейчас же вводил во взрывную: камеру, возвращая, таким образом, машине воспринятую воздухом тепловую энергию.
Гольцварту удалось добиться того, что предложенная им газовая турбина была, действительно, построена и использована на практике. Его первая газовая турбина выставлена в Немецком Музее как первая годная к действию машина этого рода, и профессор Шюле точными опытами установил, что 25% содержащейся в топливе энергии передавались на периферию турбинного колеса. Конечно, и эта газовая турбина имела еще большие недостатки, так как ее коэффициент полезного действия на практике не превышал 18%.
Совершенно другим путем, отличным от вышеописанной «сухой» газовой турбины, пошел профессор Штаубер в своем решении той же проблемы. Принцип его так называемой «мокрой» газовой турбины состоит в том, что горячие расширяющиеся газы приводят в движение известное количество воды, и сообщенная этой водяной массе энергия снова отнимается у нее посредством турбинных лопаток.
Надо сказать, что затруднения, встающие на пути практического осуществления такой машины, чрезвычайно велики. Значительную часть новых задач, возникших при выполнении описанной идеи, на основании испытаний построенных до сих пор опытных турбин, можно считать уже разрешенными. Эти опытные турбины доказали осуществимость идеи Штаубера. Но и теперь нельзя предсказать, когда его турбина будет настолько разработана, чтобы получить широкое практическое применение.
Таково, в общих чертах, современное положение вопроса о газовых турбинах.
Инж. Д. С. Ж.