ХОТЯ полотно большинства наших грунтовых дорог не подверглось никакому искусственному улучшению, все-таки "с грехом пополам" по ним можно ездить. Если же в пересечении дороги с речками и ручьями, где вода течет постоянно, или же с суходолами, оврагами и искусственными канавками, где вода течет только во время дождей и от таяния снега, не устроить мостов, мостиков, труб или лотков под полотном дороги для того, чтобы перепустить воду с одной стороны дороги на другую, в таких местах нельзя будет совершенно проехать. Поэтому устройство этих сооружений, называемых "искусственными", является первым шагом в деле устройства всякой дороги.
Мы имеем много примеров неудачной постройки простейших мостиков, производимой местными силами, при отсутствии технических указаний, с грубыми ошибками, сводящими на-нет значение моста, как водопропускного сооружения. А между тем, чтобы возвести технически грамотное сооружение, с относительно небольшими затратами, нужно немного искусства и старания.
Мы постараемся охарактеризовать главнейшие недостатки, встречающиеся на практике в кустарных приемах постройки небольших деревянных мостов и приведем пример технически грамотного устройства такого мостика.
При постройке деревянных мостов своими силами, без технического руководства, ошибки имеют место в отношении выбора материалов для работы и в способах "конструирования".
Вместо того, чтобы употребить хвойный лес, отличающийся прямизной, иногда берут лиственный, неровный. На юге, где нет хвойного леса, применяют лиственные породы — дуб и бук, но так как длинных прямых частей из них сделать нельзя, то здесь обычно каменные мосты предпочитают деревянным.
Наиболее прочной породой хвойного леса является сосна; ель слабее и при забивке свай из ели голова сваи при ударах по ней легко "размочаливается". Но и хороший сосновый лес может оказаться мало пригодным для постройки. Чаще всего это происходит вследствие небрежного хранения его, — он "запаривается", приобретает красный цвет, что является первым признаком его порчи. В употребление должен итти лес, по крайней мере, прошлогодней рубки. Сырой лес плотникам трудно обрабатывать. После высыхания части его искривляются, что ведет к ослаблению моста.
Одна из часто встречающихся ошибок при устройстве деревенских мостов, — это употребление "неокоренного" леса. Кора, оставаясь на бревнах, мешает распознать здоровый или больной лес, а в дальнейшем способствует быстрому загниванию даже здорового леса.
Бревна нельзя употреблять без предварительной их "правки'". Вследствие некоторой естественной "коничности" и кривизны бревна его необходимо выправлять по шнуру, стесывая лишние части по линии, указываемой шнуром.
Вот некоторые главнейшие соображения, какие необходимо иметь в виду при выборе и заготовке леса для устройства деревянных мостов.
Трудно перечислить все промахи, которые допускаются при конструировании моста, вследствие разнообразия и многочисленности их. Укажем на главнейшие из них.
Очень часто не отдают себе отчета в том, что важнейший период службы моста, — время весенних вод, или сильных и продолжительных дождей, когда количество проходящей воды и ее уровень значительно повышаются. Часто забывают, что для пропуска воды в этот период необходимо, чтобы мост имел достаточные отверстие и высоту, больше, чем это нужно в обычных условиях. Если отверстие и высота слишком малы, то такой мост может быть снесен полой водой. Нам приходилось видеть летом небольшие мосты, устроенные почти на одном уровне с поверхностью воды. Разумеется, такие мосты будут снесены весной, или даже при сильном дожде. Отверстие моста расчитывается по особым правилам, или же назначается, исходя из некоторых технических данных.
Встречаются ошибки и противоположного характера; неизвестно на основании чего некоторые решают, что мосты в середине должны быть выше, чем по краям. Может быть предполагают, что поверхность воды выпукла в средней части? А отсюда — "горбатые" мосты, устройство которых неблагоприятно отзывается на работе всего сооружения под действием нагрузки.
Переходя к неправильностям отдельных частей моста, от которых больше всего страдают проезжающие, следует упомянуть практикующееся устройство настила проезжей части в виде чрезмерно тонких жердей в 2—3 вершка толщиной, которые не закреплены на месте так называемыми "прижимными" брусьями, а поэтому при проезде по ним поднимаются и опускаются, как клавиши рояля. При правильном устройстве необходимы прижимные брусья, которые удерживаются на месте врубкой в прижимные тумбы.
Очень часто, поставив в процессе устройства моста опоры его в виде "стульев", или забив сваи, не устраивают "насадок", т.-е. бревен, насаживаемых сверху на опоры, находящиеся в одном поперечном ряду, а прямо кладут прогоны на головах свай. Вследствие этого мост, устроенный на таких стульях или сваях, не может иметь достаточной жесткости ни в продольном, ни, тем более, в поперечном направлении, он при проезде по нем будет ходить "ходуном", и при этом легко может произойти крушение.
Из ошибок в соединениях отдельных частей моста, говоря о "врубках", отметим, что ошибки эти, рассеянные в отдельных точках всего моста, все же, вследствие своей многочисленности, оказывают также вредное влияние на все сооружение.
Самые соединения очень часто делаются не на месте. Например, стыки прогонов по длине устраиваются не на опорах, а в пролетах. При этом уничтожается всякое значение прогона, как балки, лежащей на опорах и обязательно цельной в пределах пролета. "Врубки" делаются так, что они не обеспечивают передачи усилий с одного элемента моста на другой, или чрезмерно ослабляют соединяемые части, или устраиваются так, что в них легко затекает вода и, не имея выхода, вызывает постепенное гниение дерева.
Указания, как правильно сделать простейшие из этих соединений, а также номенклатура отдельных частей и порядок устройства небольшого мостика, видны из изложенного ниже.
Балочный мостик на стульях — одни из наиболее простых. Если имеется небольшая лощинка, то ее в пределах моста и несколько в стороны от него нужно разработать в форме канавы, путем устройства входного и выходного русла для направления течения воды. Далее устанавливаются стулья в качестве опор будущего мостика.
Все части мостика делаются из круглого леса, т.-е. из бревен, требующих наиболее простой отделки, чаще встречающихся в готовом виде в продаже, и более дешевых; но вместо бревен можно употреблять и обделанный лес, т.-е. брусья, при чем последние используются, главным образом, для прогонов.
При плотном грунте стулья можно ставить непосредственно на дно вырытого котлована (ямы), в противном случае под стулья подкладывают большие камни или деревянные лежни. Низ стула должен быть не выше уровня промерзания грунта, дабы при замерзании не произошло бы выпирания стула.
После установки стульев, в верхней части их устраиваются шипы и сверху на шипы вставляются насадки, имеющие соответствующие гнезда для шипов. На насадки укладываются прогоны — главнейшие части мостика, а поверх прогонов — накат в виде сплошного пола. С краев по накату укладываются прижимные брусья. Сверху наката рассыпается щебень, который уплотняется проходами катка.
В прилагаемых чертежах показаны детали простейших врубок, т.-е. соединений между перечисленными частями, могущие служить руководством при работах.
Концы моста, соприкасающиеся с земляным полотном дороги, закрываются от просыпания грунта, так называемыми, "застенками", т.-е. несколькими рядами накатника, укладываемого в виде стенки так, как делается это при рубке деревянных домов.
При указанном пролете в 2 метра по мосту могут проезжать грузовики весом в 5 тонн.
При устройстве высокого моста в случае наличия грунта, допускающего забивку свай, делаются свайные мосты. Забивка свай производится или вручную, или же с помощью особой машины — копра.
Инж. К.