ЗА РУЛЕМ, №1, 1929 год. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА или АВТОМОБИЛЬ?

"За рулем", №1, январь 1929 год, стр. 10

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА или АВТОМОБИЛЬ?

В УСЛОВИЯХ, в которых мы живем, даже не верится, что автомобиль может стать серьезным конкурентом для железной дороги. Но в Англии, Франции, Германии, Бельгии, Испании, Норвегии, а особенно в Соединенных Штатах Северной Америки, эта конкуренция чувствуется уже очень сильно, и чем дальше, тем все больше возрастает.

В Германии, например, число железнодорожных пассажиров до 1925 г. с каждым годом возрастало приблизительно на 7%. С этого же года автомобильное сообщение стало отвлекать пассажиров от железных дорог. Железнодорожное пассажирское движение вместо роста пошло на убыль. Общее число пассажиров на германских железных дорогах равнялось:


в 1925 г. — 2.106 млн. чел.
в 1926 г. — 1.819   ""    ""

Вместо обычного ежегодного прироста в 7%, число железнодорожных пассажиров уменьшилось на 13,6%.

Всего в Германии перевезено в 1926 г. автомобилями (и автобусами) на дальние расстояния 69.170 тыс. чел., что составляет 3,8% общего числа железнодорожных пассажиров. И все же европейские страны по конкуренции, оказываемой железной дороге автомобилем, далеко не могут сравниться с американскими.

По статистике Соединенных Штатов Северной Америки, вследствие конкуренции автомобилей и автобусов, число железнодорожных пассажиров сократилось:

в восточных штатах на 22%
""  южных        "" "" 42 ""
""  западных      "" "" 48 ""

В 1926 г. в Соединенных Штатах перевезено:

железными дорогами 875 млн. пассажиров
автобусными линиями 120   ""      ""

Пассажиры автобусов составили, таким образом, 14% числа железнодорожных пассажиров.

В восьми штатах общее протяжение железнодорожных линий равнялось 37.790 км., а автобусных — 28.930 км.

В автобусах ездят с полных комфортом

Из общего числа автобусных линий 41% проходит параллельно железнодорожным, т.-е. ведут с последними открытую борьбу. Железнодорожные тарифы в Соединенных Штатах, как известно, очень высоки. Из-за сильной конкуренции автобусов, некоторые железные дороги в Соединенных Штатах должны были приостановить движение.

За железными дорогами остается, однако, пока преимущество большей скорости и большего комфорта. Как ни хороши американские безрельсовые дороги, езда по железной дороге все же удобнее и покойнее. В виду этого на автобусных линиях все внимание направлено в последнее время на предоставление наибольшего комфорта пассажирам. Введены солидные тяжелые кузова, подобные пульмановским вагонам, со спальными купэ, соперничающими с железнодорожными. Для дневных переездов имеются особые автобусные салон-вагоны. На больших линиях автобусы снабжаются кухнями, а сам автобус превращается в известные часы в вагон-ресторан.

В настоящее время в Соединенных Штатах 232 автомобильных общества соединились в автобусную кампанию дальних сообщений ("National Motor Bus Association"). Эта компания организовала длиннейшую автобусную линию через весь американский материк, от Атлантического океана до Тихого.

В.