ЗА РУЛЕМ, №1, 1929 год. ДАЙТЕ АВТОМОБИЛИ на ЛЕНУ!

"За рулем", №1, январь 1929 год, стр. 22

Транспорт в Сибири 35 лет назад. "Именитые" купцы по дороге на Ирбиткскую ярмарку меняют лошадей на почтовой станции. Фото Дедюгина (1882 год)

ДАЙТЕ АВТОМОБИЛИ на ЛЕНУ!

ОГРОМНЫЙ Ленский район — вся Якутская ССР, Ленские прииски и целый ряд отдаленнейших приисков Ленского бассейна, — пространство с половину Европы, — не имеет никаких под'ездных путей, кроме Лены и ее притоков. Но и сама Лена отстоит от железнодорожной сибирской магистрали на 250—300 километр. К Лене ведут 6 трактов — почти все на одинаковом расстоянии от нее.

Грузооборот по всем трактам на Лену составляет 75 тыс. тонн, и из них на один только Якутский тракт падает 50 тыс. тонн — две трети всех грузов на Лену.

Все это огромное количество грузов приходится переотправлять в течение 4 месяцев навигации, и за скорейшее отправление грузов иногда не успеваюших попасть на пароход за период навигации, идет страшная борьба.

Перевозкой всей массы грузов занято до 15 тыс. возчиков-крестьян. За перевозку они берут 12—16 руб. с тонны. С увеличением общего веса отдельных частей груза значительно повышается и стоимость перевозки — до 610—730 руб. за тонну.

Хотя Якутский тракт находится в далеко не блестящем состоянии и требует капитального ремонта, но все же он — лучше всех остальных, и перевозка грузов возможна по этому тракту не только на лошадях, но и механической тягой.

* * *

Для автотранспорта здесь большие возможности. Но за восемь лет работы автотранспорт еще не в состоянии конкурировать с крестьянской подводой. Это странно потому, что крестьянская подвода берет поклажу максимум в ¾—1 тонну и для нормального перехода с грузом в Качуг (250 км.) требует 8 дней, почти столко же для возвращения обратно, и крестьянин не может сделать больше двух рейсов в месяц; между тем грузовой автомобиль берет груза в десять раз больше и число его рейсов доходит до семи в месяц.

Автотранспортом здесь располагают: почта, — перевозящая на своих 3-х автобусах только почту и пассажиров, концессия, перевозящая только тяжелые грузы на собственных тракторах (их 4), и иркутское отделение Автопромторга, начавшее эту работу еще с 1920 года,

В первые пять лет — до 1925 года — работа Автопромторга не получила серьезного развития. Высокая провозная плата втрое превышающая плату, взимаемую крестьянами и крайняя малочисленность машин делали перевозку грузов на автомобилях Автопромторга предметом особой роскоши при необходимости особо срочной доставки.

С 1927 года Автопромторг поставил на этот тракт еще две машины, и стоимость перевозки была снижена до 85 коп. В 1928 году число машин было еще увеличено на две, и "наконец" достигло... 14 машин, из которых 3—4 систематически стоят из-за порчи. Но какое значение имеют эти "уже 14 машин"' (на восьмом году работы) для тракта, по которому за 4 месяца должно быть переброшено почти по миллиону кг. грузов в месяц? Для полной механизации транспорта требуется не меньше 200 машин.

До сих пор автотранспорт здесь играет незначительную роль. Автопромторг продолжает взимать вдвое более высокую плату, нежели крестьянин-возчик, и у Автопромторга осталось чистой прибыли (за покрытием даже расходов на ремонт машин) до 28 тыс. рублей при валовой прибыли в 49 тыс. рублей за 4 месяца. Это — с перевозки всего лишь 250 тонн грузов и 7 тыс. пассажиров.

Иркутское отделение Автопромторга, а может быть и Сибуправление, даже центр, не подходят к механизации транспорта на Якутском тракте с должной серьезностью, не учитывают огромных возможностей работы. Вот уже 9-й год здесь только играют в автотранспорт!

Иркутск Б. Перлин