ЗА РУЛЕМ, №1, 1929 год. ПЕРВОБЫТНАЯ ТЕЛЕГА и НОВЕЙШИЙ АВТОМОБИЛЬ в МОНГОЛИИ

"За рулем", №1, январь 1929 год, стр. 24-25

ПЕРВОБЫТНАЯ ТЕЛЕГА и НОВЕЙШИЙ АВТОМОБИЛЬ в МОНГОЛИИ

МОНГОЛИЯ — страна контрастов. В ней, на ряду с аэропланами и автомобилями, в качестве транспортного средства употребляется первобытная телега. Телега эта имеет "деревянный ход" и ось, вращающуюся вместе с колесами. Колеса не имеют спиц и не покрыты железной шиной. Упряжь представляет собою накинутую на шею быка изогнутую палку, прикрепленную ремнями к оглоблям. Грузопод'емность такой телеги от 190 до 240 килограмм.

* * *

Вверху: перевозка груза на телеге, запряженной сарлыком (яком)

Поломка машины в условиях Монголии довольно частое явление, но она не смущает монгольских шоферов, которые при поездках на далекое расстояние берут с собой достаточно запасных частей. Уезжая в дальнюю дорогу, шоферы берут с собой не только мелкие запасные части, но и карданный и коленчатый валы, полуоси, кольца, поршни и т. п.

* * *

Легковая машина превращена в грузовую

Зимой в западной Монголии бывает довольно много снега. При переездах по снегу нередко бывают случаи, когда приходится "копаться", — расчищать дорогу автомобилю лопатой. Морозы доходят зимой до 40°. Пассажиры сверх обыкновенных пальто вынуждены одевать теплые дохи.

* * *

Посадка советского консула и управляющего банком в Улясутае

Мосты через реки — явление в Монголии исключительно редкое. По большей части переезд через реки происходит непосредственно по воде и брод. Если уровень воды в реке не высок и не грозит залить магнето или карбюратор, машина переезжает реку собственной силой. В этом случае радиатор снаружи закрывается брезентом, и выключается вентилятор (пропеллер), магнето обмазывается тавотом, а бока мотора закрываются брезентом.

Машина председателя Малого Хурулдана Монголии переезжает реку Балту-Гол

При высоком уровне воды в реке, когда вода обязательно зальет магнето и карбюратор, эти части мотора снимаются и машина перетаскивается через реку посторонней силой. Чаще всего для этой цели употребляют быков или верблюдов.

* * *

В Монголии, особенно в западной ее части, при переезде из одной местности в другую, нередко приходится пересекать доволько высокие, а в некоторых случаях очень крутые хребты. Машина здесь даже, без груза, не в состоянии подняться самостоятельно и ее приходится затаскивать на гору силой быков или верблюдов, реже силой лошадей.

Упряжка сарлыков (яков) тащит машину на дабан (гору)

При под'еме на гору, когда местность позволяет от'езжать в сторону от дороги, под'ем в гору иногда делается машиной самостоятельно. В этом случае автомобиль с разбега поднимается до тех пор, пока работает мотор. После остановки мотора машина не спускается обратно по дороге и не затормаживается, а задним ходом, с включенным мотором, делает разбег в сторону от дороги и поднимается в гору, пока работает мотор. После остановки мотора, выключив задний ход и включив передний, машина снова делает разбег на дорогу и по ней под'ем, пока работает мотор. После остаковки мотора, снова задний ход и т. д. до самого перевала.

* * *

Монголия — пустынная дикая страна.

Процесс проникновения автомобиля в Монголию представляет громадный интерес, так как страна от первобытной дикарской телеги устремляется к автомобилю.

Количество машин в Монголии растет с каждым годом и автомобильное сообщение через пустыню (например, по дороге в Китай) соперничает с караванами верблюдов.

М. Яновский